Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:21, контрольная работа
Хореографическая концертмейстерская специализация пианиста – особая сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, обширных знаний, исполнительных навыков, мастерства и опыта, а также преданности искусству балета и тем труженикам и творцам, кто его представляет – танцовщикам, педагогам и репетиторам.
Согласно традиции обучения в современной балетной школе, педагог-хореограф и концертмейстер решают различные задачи, но цель у них общая – воспитание артистов балета. Ответственность преподавателя в педагогической, методической, репетиторской деятельности очень высока. Однако обучение танцовщиков, подготовка их к выступлениям в балетных спектаклях могут проходить успешно только в том случае, если концертмейстер принимает полноценное участие в происходящем
8. Petit battement («
Ритмоформула petit battement (рисунок 7):
Battement battu – еще более мелкое движение (ряд быстрых, коротких ударов по пятке – вспомним пушкинскую строку об Истоминой «…и быстрой ножкой ножку бьет»). Battu исполняется так быстро и мелко, что легкие удары воспринимаются как вибрация – трель в музыкальном отображении. Иногда применяются очень быстрые пассажи легато, когда звуки мелодии сливаются в линию (дополняющий принцип артикуляционного сочетания). Общепринятый знак движения – трель.
9. Adagio – группа разнообразных медленных и плавных элементов, исполняемых, как правило, начиная с сильной доли. На поздних этапах обучения в комбинации Adagio включаются энергичные маховые и вращательные движения, при исполнении на середине зала – также и прыжки. Основной знак движения аналогичен plie. Музыкальное сопровождение Адажио представляет собой две своего рода путеводные нити: одна (как правило мелодия) – крупными долями, вехами метрической пульсации, другая (сопровождающие мелодию голоса) – более мелкими ритмическими длительностями. Фактурные слои должны быть дифференцированы для восприятия (в противном случае концертмейстер может услышать не очень одобрительное замечание педагога-хореографа «у вас все плывет и сливается»). Этим объясняется не только традиционное предпочтение, оказываемое ясно выраженной гомофонно-гармонической фактуре (характерное для любой танцевальной музыки), но и основная особенность типового ритмического знака Adagio (рисунок 8):
10. Grand battement jete – бросок ноги на 90° и сдержанное ее возвращение обратно. Бросок исполняется из-за такта, вторая фаза движения – на сильную долю.
Комплексный знак движения (рисунок 9):
Grand battement jete, а также другие виды маховых движений большой амплитуды – grand rond, grand fouette – исполняются с активным усилием и характеризуются в музыкальном отображении плотной массой звучания (фактура и динамика).
11. Вращение. Элементы вращения могут быть использованы в сочетании с любым движением, однако чаще встречаются в комбинациях активных. Часто начало пируэта приходится на сильную долю, но «мотив вращения» объединяет пируэт и предшествующие ему preparation и plie. Таким образом, ямбический мотив музыкального сопровождения не совпадает с движением полностью, но сопутствует ему.
12. Allegro. «Прыжковая» часть урока является средоточием полиритмических, полиартикуляционных соотношений танца и музыки, что предполагает очень высокую степень подготовленности концертмейстера.
Комплекс решаемых здесь задач можно свести к трем основным: выбор музыкального метра, создание изобразительных эффектов полетности, воздушности, трамплина, достижение синхронности исполнения.
Во многих случаях выбор определенной
метрической пульсации
Прыжки задаются в классе в возрастающем порядке: маленькие, средние, большие. В соответствии с увеличением прыжка размер музыкального аккомпанемента меняется, проходя (часто, но не всегда) следующие стадии: от 2/4-го полькообразного, короткого дыхания – к 6/8 с ясно выраженной трехдольной пульсацией или 2/4-му маршеобразного характера, затем к трехдольному вальсовому, а в определенных случаях – двудольному галопообразному («балетная кода»).
К группе маленьких прыжков
причисляют echappe, changement
Заключение
Урок классического танца
Результатом работы по подбору произведений для открытого показа, исполнения на экзамене или класс-концерте должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция. Тональный план, круг интонаций, сопоставление метроритмических структур, темповой план ее необходимо продумать и выверить. Такая сюита может быть собранной из произведений одного или ряда близких по стилевому направлению композиторов. Чаще всего это представители романтического направления, авторы театральной оперной и балетной музыки, такие как П. Чайковский, А. Глазунов, Л. Делиб, А. Адан, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Мейербер и другие. Помимо хрестоматий, концертмейстер в своих репертуарных поисках может обращаться к балетным, оркестровым, вокальным и фортепианным произведениям, музыке опер, оперным дивертисментам. Как правило, работа по созданию композиции совершается в тесном творческом контакте с педагогом-хореографом, и выстроенная форма отражает совместный результат усилий сотрудничества.
Использованная литература
1. Безуглая Г. А. «Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром» – Санкт-Петербург, 2005.
2. Безуглая Г. А. «Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца» Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой – Санкт-Петербург, 1999.
3. Ладыгин Л. А. «О музыкальном содержании учебных форм танца» Метод. пособие/Московская гос. консерватория – М, 1993.
4. Мазель Л. А., Цуккерман В. Я. «Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм» – М. Сов. композитор, 1978.
5. Медведева М. В. «Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств» Дипломная работа http://works. tarefer. ru/59/100056/index. html, 2008.
6. Назайкинский Е. В. «О психологии музыкального восприятия» – М. Музыка, 1972.
Информация о работе Музыкальное оформление уроков классического танца