Музыкальное творчество Сергея Слонимского в балете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:38, реферат

Описание работы

Сергей Михайлович Слонимский (12 августа 1932, Ленинград) — советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог. Сын писателя М. Л. Слонимского.

Выдающийся русский композитор Сергей Михайлович Слонимский родился в 1932 году в семье известного писателя Михаила Слонимского. В 1955 году он закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Ореста Евлахова и по классу фортепиано Владимира Нильсена. С 1959года преподает композицию в aims mater. Сергей Слонимский начинал свой путь приверженцем западных авангардных техник. В начале шестидесятых он, один из первых в Советском Союзе, использовал додекафонию, алеаторику, четвертитоны, микрополифонию, элементы инструментального театра.

Файлы: 1 файл

Российская Академия Театрального Искусства.docx

— 23.37 Кб (Скачать файл)

             Российская Академия Театрального Искусства - ГИТИС

 

 

                 

 

 

 

                                             Реферат 

на тему : Музыкальное творчество Сергея Слонимского в балете

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнил : студент IV курса

                                                                                     балетмейстерского факультета

   

 

 

 

 

 

                                                     Москва 2010

 

 

 

 

Сергей Михайлович Слонимский (12 августа 1932, Ленинград) — советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог. Сын писателя М. Л. Слонимского.

 

Выдающийся русский композитор Сергей Михайлович Слонимский родился  в 1932 году в семье известного писателя Михаила Слонимского. В 1955 году он закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Ореста Евлахова и  по классу фортепиано Владимира Нильсена. С 1959года преподает композицию в aims mater. Сергей Слонимский начинал свой путь приверженцем западных авангардных техник. В начале шестидесятых он, один из первых в Советском Союзе, использовал додекафонию, алеаторику, четвертитоны, микрополифонию, элементы инструментального театра. Среди произведений этого времени выделяются эстравагантные «Концерт-буфф» для камерного оркестра (1964) и «Антифоны» для струнного квартета (1968). Дальнейшее творчество Слонимского, несколько более консервативное, отмечано удивительным разнообразием жанров, тяготением к новым выразительным стедствам, своеобразным преломлением русского музыкального фольклора.

 

Слонимский – автор опер «Виринея»(1967), «Мастер и Маргарита»(1972), «Мария Стюард»(1980), «Гамлет»(1990), «Видения Иоанна Грозного» (1995), «Король Лир» (2001); балетов «Икар», «Волшебный орех»; 13 симфоний; двух фортепианных, скрипичного, виоланчельного, органного, гобойного и электрогитарного концертов; 24 прелюдий и фуг, сонаты и концертных пьес для фортепиано; скрипичной  и виолончельной сонат; кантат «Голос из хора» на стихи А. Блока, «Песен вольницы»; романсов на стихи Лермонтова, Ахматовой, Мандельштама, Рубцова, Городницкого, Бродского, Кушнера, Рейна, «Веселых песен» на стихи Хармса; музыки к фильмам «Республика ШКИД», «Интервация», «Перед судом истории», «Моя жизнь» (по А.Чехову), к спектаклям Г. Товстоногова «Ревизор» и « Тихий Дон». Многие сочинения композитора часто звучат в России и за рубежом – в США, Германии, Израиле, Польше Японии, Чехии, Италии и других странах. Музыку Слонимского, исполняли такие дирижеры, как Ю.Темирканов, М. Рострапович, К. Кондрашин, В. Чернушенко, Г. Рождестенский, А. Янсонс, А. Дмитриев, В. Синайский. Его балет «Икар» шел в большом театре, «Волшебный орех» поставлен в Мариинском театре и стал одним из наиболее посещаемых взрослыми и детьми спектаклей.

"Принцесса Пирлипат" - первая часть гофмановской сказки о Щелкунчике. Самостоятельный одноактный балет. Петипа использовал только вторую часть этой сказки. А первая часть может быть не менее значима по содержанию.

27 февраля во время проведения  Третьего Международного фестиваля  балета "Мариинский" театр представил  мировую премьеру балета "Принцесса  Пирлипат, или Наказанное благородство" на музыку Сергея Слонимского. Одноактный балет — своеобразный пролог к "Щелкунчику". В основе его либретто лежит история превращения племянника Дроссельмейера, расколдовавшего принцессу Пирлипат, в Щелкунчика. интересна работа и другого соавтора балета — Михаила Шемякина. Он выполнил не только работу художника, создав костюмы и декорации, но и написал либретто и осуществил постановку. Собственно, Шемякину и принадлежит идея спектакля — "Первая серьезная попытка воссоздать полный сюжет сказки Гофмана "Щелкунчик и мышынный король" была еще в 30-ые годы задумана блестящим хореографом Ф.В. Лопуховым. Д.Д. Шостаковичу было сделано предложение написать музыку к новому балету об истории Принцессы Пирлипат и племянника Дроссельмейера. К сожалению, эта идея не была осуществлена из-за ужасной прессы, которая обрушилась на Шостаковича после его работы над балетами "Болт" и "Светлый ручей", в результате Дмитрий Шостакович зарекся больше не связываться с балетной музыкой.

В начале 1990-ых годов американский хореограф  Марк Моррис в своем балете "Крепкий  орешек" посвятил начало второго  акта "Шелкунчика" Чайковского этому сюжету. Естественно, втиснуть довольно сложный, одновременно романтичный и трагический сюжет истории племянника Дроссельмейера и Принцессы Пирлипат в традиционный балет "Шелкунчик" - очень трудно. В таком случае нарушается замысел Петипа и Чайковского

Принцесса Пирлипат родилась кусачей девочкой. Она была окружена мышами (у Шемякина - крысами). Когда повара готовили пирог, то маленькие крысята украли шпинат и съели его, посмеялись над королем и его аппетитом. Король в отместку казнил маленьких крысят и даже сына Крысильды. И та, опечаленная, поклялась отомстить. Она подкралась к принцессе и превратила ее в уродину. Дроссельмейер - добрый волшебник, но человек уже старый и невзрачныйЕму было поручено найти возможность расколдовать принцессу, иначе его ожидала казнь. Племянник Дросельмейера - прекрасный молодой человек - всерьез сочувствовал принцессе и полюбил бы ее и в таком виде, проникся бы рыцарским желанием ее спасти. Они вместе отправились в путь, выяснили способ расколдовать принцессу - нужно было найти в Крысином царстве орех Кракатук. Найдя его, молодой Дроссельмейер смог разгрызть орех, в отличие от остальных женихов-претендентов на руку принцессы. А кто расколдует принцессу - тому король завещает свое царство. Молодой Дроссельмейер расколдовал, но наступил при этом на умирающую крысу. Она, умирая, его заколдовала и превратила в урода. Тут-то никакой благодарности ни от принцессы, ни от короля не последовало. Король его прогнал. Он остался в полном одиночестве, принцесса же - в полном порядке, стала красавицей. Огорченный молодой Дроссельмейер узнал в волшебном зеркале, что если появится благородная девушка, которая полюбит его в этом уродливом обличье, как он полюбил принцессу Пирлипат, то он будет расколдован. Это-то и происходит в балете Чайковского.Финал драматический. Нашествие крыс. Изуродованный молодой Дроссельмейер остается один. Крысы торжествуют победу, хохочут, глумятся. Музыка мышей у Чайковского - острая современная музыка. "Щелкунчик" - вообще одно из наиболее сложных произведений композитора.Слонимский счел возможным написать в своем балете собственные мелодии, чтобы не заимствовать и не портить музыку классика, но чтобы и не было слишком скучно ждать, когда же начнется вторая, классическая часть балета.Ему показалось необходимым модернизировать музыкальный образ крыс. Это компьютерная музыка и в то же время "мини-музыка", то есть очень модная, самая современная, основанная на вращающихся назойливых мотивчиках, устрашающе агрессивная.Идея - Наказанное благородство. Чем бескорыстнее и благороднее человек, тем печальнее, страшней и обреченней его судьба. Его ждет горькое одиночество. Если только он поскользнется, от него все отвернутся. Идея не очень радостная, но, к сожалению, достаточно современная. С одной стороны, это первая часть сказки Гофмана, во второй части которой появляется Маша - человек такой же благородный и чистый, обаятельный и любящий, как сам Щелкунчик. Они друг друга находят. С другой стороны, она самостоятельна - история наказанного самоотвержения, благородства, благодеяния.

Создание музыки балета Икар связано  с одним из наиболее плодотворных периодов творчества С.Слонимского.Именно в 60-е годы он вошел в полосу зрелости,обращаясь к самым разным жанрам.Клавир балета Икар был написан композитором в 1965-1966 годах.Паритура и окончательная редакция завершены в 1968-1970.29 мая 1971 года состоялась премьера Икара на сцене Кремлевского Дворца съездов.Произведение получило большое общественное признание.

 

С.Слонимский давно задумал балет на сюжет античного мифа об Икаре.его увлекла тема,словно предназначенная для воплощения в хореографической пластике,в полетных движениях танца,неудержимое желание уподобиться птице,обрести крылья!В этой теме была возможность осветить разные грани – тоску по прекрасному и жажду познания,постоянство веры и упорство воли,неодолимость творческого стремления и одержимость идеей.Слонимский сосредоточил действие на образе главного героя,предложив условное решение на ассоциациях,аллегориях и символике.Сюжет здесь лишь намечен.

 

Идейное содержание балета направлено на прославление подвига Икара –  воспевание духовной силы личности,утвердившей в веках прекрасную мечту.Слонимский не пытался дать свое индивидуальное видение античности.Врезультате в партитуру оказались вписанны лишь отдельные ее   приметы.Узорчатые,графически четкие мелодии в звучании солирующих инструментов,преимущественно скрипки или деревянно духовые.Главным же стало введение в балетную партитуру хора.Поющий без слов хор -  это и важное связующее звено в действии балета,и концентрированное выражение его смысла.Именно партия хора содержит тот сгусток архаических интонаций,которые способствуют передаче ощущения древности в мифе об Икаре.

 

Балет открывается вступлением  и состоит из  двух актов и  пяти картин,имеющих програмные заголовки.Первый акт представляет собой серию небольших законченных намеров сюитного типа.В этом сказывается следование прокофьевской традиции.Однако по мере нарастания сюжета и углубления драматизма во втором акте слонимский отказывается от подобного строения.Так четвертая картина представляет собой симфоническую поэму,а пятая -  поэму с хором.Тем самым,если первая и от части вторая картины являются в основном экспозиционными,а третья и четвертая выполняют функцию разработки,то пятая,заключительная,становится словно динамизированной репризой.

В основе балета не драмма характеров,а отражение различных душевных состояний героев,вернее ,одного,главного героя – Икара.Это мечта и любовь -в первой картине,героический порыв -во второй,в третьей- борьба,в четвертой отчаяние и опять борьба,в пятой-торжество Идей.

 

Стокновение Архонта и Икара вносит в драматургию балета конфликтное начало.Грозно звучат темы Архонта,сплетаясь с группой тем Икара.Возникает почти жестовая мимическая музыка,где большую роль играют прихотливые полиритмические решения.Еще одна особенность драматургии балета:поэма об отважном герое словно заключена в хоровую эпическую рамку.Драматургическая функция хора и в том ,что он способствует разграничению образных сфер.Связанный со сферой главного героя как носительпесенного начала,он противостоит жестокостии насилию Архонта и его окружения,сфера которого охарактеризованна лишь инструментальными средствами.Тем самым хор в балете содействует выявлению конфликта.По замыслу композитора присутствие на сцене хора,словно воспроизводящего скульптурные барельефы,оживающие по ходу действиядраммы,придает балету черты строгости и единства стиля.Участие хора в финале усиливает масштабность балета,подчеркивая оптимистическую трагедийность подвига Икара.

 


Информация о работе Музыкальное творчество Сергея Слонимского в балете