Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:38, реферат
Сергей Михайлович Слонимский (12 августа 1932, Ленинград) — советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог. Сын писателя М. Л. Слонимского.
Выдающийся русский композитор Сергей Михайлович Слонимский родился в 1932 году в семье известного писателя Михаила Слонимского. В 1955 году он закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Ореста Евлахова и по классу фортепиано Владимира Нильсена. С 1959года преподает композицию в aims mater. Сергей Слонимский начинал свой путь приверженцем западных авангардных техник. В начале шестидесятых он, один из первых в Советском Союзе, использовал додекафонию, алеаторику, четвертитоны, микрополифонию, элементы инструментального театра.
Российская Академия Театрального Искусства - ГИТИС
на тему : Музыкальное творчество Сергея Слонимского в балете
Сергей Михайлович Слонимский (12 августа 1932, Ленинград) — советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог. Сын писателя М. Л. Слонимского.
Выдающийся русский композитор Сергей Михайлович Слонимский родился в 1932 году в семье известного писателя Михаила Слонимского. В 1955 году он закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Ореста Евлахова и по классу фортепиано Владимира Нильсена. С 1959года преподает композицию в aims mater. Сергей Слонимский начинал свой путь приверженцем западных авангардных техник. В начале шестидесятых он, один из первых в Советском Союзе, использовал додекафонию, алеаторику, четвертитоны, микрополифонию, элементы инструментального театра. Среди произведений этого времени выделяются эстравагантные «Концерт-буфф» для камерного оркестра (1964) и «Антифоны» для струнного квартета (1968). Дальнейшее творчество Слонимского, несколько более консервативное, отмечано удивительным разнообразием жанров, тяготением к новым выразительным стедствам, своеобразным преломлением русского музыкального фольклора.
Слонимский – автор опер «Виринея»(1967), «Мастер и Маргарита»(1972), «Мария Стюард»(1980), «Гамлет»(1990), «Видения Иоанна Грозного» (1995), «Король Лир» (2001); балетов «Икар», «Волшебный орех»; 13 симфоний; двух фортепианных, скрипичного, виоланчельного, органного, гобойного и электрогитарного концертов; 24 прелюдий и фуг, сонаты и концертных пьес для фортепиано; скрипичной и виолончельной сонат; кантат «Голос из хора» на стихи А. Блока, «Песен вольницы»; романсов на стихи Лермонтова, Ахматовой, Мандельштама, Рубцова, Городницкого, Бродского, Кушнера, Рейна, «Веселых песен» на стихи Хармса; музыки к фильмам «Республика ШКИД», «Интервация», «Перед судом истории», «Моя жизнь» (по А.Чехову), к спектаклям Г. Товстоногова «Ревизор» и « Тихий Дон». Многие сочинения композитора часто звучат в России и за рубежом – в США, Германии, Израиле, Польше Японии, Чехии, Италии и других странах. Музыку Слонимского, исполняли такие дирижеры, как Ю.Темирканов, М. Рострапович, К. Кондрашин, В. Чернушенко, Г. Рождестенский, А. Янсонс, А. Дмитриев, В. Синайский. Его балет «Икар» шел в большом театре, «Волшебный орех» поставлен в Мариинском театре и стал одним из наиболее посещаемых взрослыми и детьми спектаклей.
27
февраля во время проведения
Третьего Международного
В начале 1990-ых годов американский хореограф Марк Моррис в своем балете "Крепкий орешек" посвятил начало второго акта "Шелкунчика" Чайковского этому сюжету. Естественно, втиснуть довольно сложный, одновременно романтичный и трагический сюжет истории племянника Дроссельмейера и Принцессы Пирлипат в традиционный балет "Шелкунчик" - очень трудно. В таком случае нарушается замысел Петипа и Чайковского
Принцесса Пирлипат родилась кусачей девочкой. Она была окружена мышами (у Шемякина - крысами). Когда повара готовили пирог, то маленькие крысята украли шпинат и съели его, посмеялись над королем и его аппетитом. Король в отместку казнил маленьких крысят и даже сына Крысильды. И та, опечаленная, поклялась отомстить. Она подкралась к принцессе и превратила ее в уродину. Дроссельмейер - добрый волшебник, но человек уже старый и невзрачныйЕму было поручено найти возможность расколдовать принцессу, иначе его ожидала казнь. Племянник Дросельмейера - прекрасный молодой человек - всерьез сочувствовал принцессе и полюбил бы ее и в таком виде, проникся бы рыцарским желанием ее спасти. Они вместе отправились в путь, выяснили способ расколдовать принцессу - нужно было найти в Крысином царстве орех Кракатук. Найдя его, молодой Дроссельмейер смог разгрызть орех, в отличие от остальных женихов-претендентов на руку принцессы. А кто расколдует принцессу - тому король завещает свое царство. Молодой Дроссельмейер расколдовал, но наступил при этом на умирающую крысу. Она, умирая, его заколдовала и превратила в урода. Тут-то никакой благодарности ни от принцессы, ни от короля не последовало. Король его прогнал. Он остался в полном одиночестве, принцесса же - в полном порядке, стала красавицей. Огорченный молодой Дроссельмейер узнал в волшебном зеркале, что если появится благородная девушка, которая полюбит его в этом уродливом обличье, как он полюбил принцессу Пирлипат, то он будет расколдован. Это-то и происходит в балете Чайковского.Финал драматический. Нашествие крыс. Изуродованный молодой Дроссельмейер остается один. Крысы торжествуют победу, хохочут, глумятся. Музыка мышей у Чайковского - острая современная музыка. "Щелкунчик" - вообще одно из наиболее сложных произведений композитора.Слонимский счел возможным написать в своем балете собственные мелодии, чтобы не заимствовать и не портить музыку классика, но чтобы и не было слишком скучно ждать, когда же начнется вторая, классическая часть балета.Ему показалось необходимым модернизировать музыкальный образ крыс. Это компьютерная музыка и в то же время "мини-музыка", то есть очень модная, самая современная, основанная на вращающихся назойливых мотивчиках, устрашающе агрессивная.Идея - Наказанное благородство. Чем бескорыстнее и благороднее человек, тем печальнее, страшней и обреченней его судьба. Его ждет горькое одиночество. Если только он поскользнется, от него все отвернутся. Идея не очень радостная, но, к сожалению, достаточно современная. С одной стороны, это первая часть сказки Гофмана, во второй части которой появляется Маша - человек такой же благородный и чистый, обаятельный и любящий, как сам Щелкунчик. Они друг друга находят. С другой стороны, она самостоятельна - история наказанного самоотвержения, благородства, благодеяния.
Создание музыки балета Икар связано с одним из наиболее плодотворных периодов творчества С.Слонимского.Именно в 60-е годы он вошел в полосу зрелости,обращаясь к самым разным жанрам.Клавир балета Икар был написан композитором в 1965-1966 годах.Паритура и окончательная редакция завершены в 1968-1970.29 мая 1971 года состоялась премьера Икара на сцене Кремлевского Дворца съездов.Произведение получило большое общественное признание.
С.Слонимский давно задумал балет на сюжет античного мифа об Икаре.его увлекла тема,словно предназначенная для воплощения в хореографической пластике,в полетных движениях танца,неудержимое желание уподобиться птице,обрести крылья!В этой теме была возможность осветить разные грани – тоску по прекрасному и жажду познания,постоянство веры и упорство воли,неодолимость творческого стремления и одержимость идеей.Слонимский сосредоточил действие на образе главного героя,предложив условное решение на ассоциациях,аллегориях и символике.Сюжет здесь лишь намечен.
Идейное содержание балета направлено на прославление подвига Икара – воспевание духовной силы личности,утвердившей в веках прекрасную мечту.Слонимский не пытался дать свое индивидуальное видение античности.Врезультате в партитуру оказались вписанны лишь отдельные ее приметы.Узорчатые,графически четкие мелодии в звучании солирующих инструментов,преимущественно скрипки или деревянно духовые.Главным же стало введение в балетную партитуру хора.Поющий без слов хор - это и важное связующее звено в действии балета,и концентрированное выражение его смысла.Именно партия хора содержит тот сгусток архаических интонаций,которые способствуют передаче ощущения древности в мифе об Икаре.
Балет открывается вступлением
и состоит из двух актов и
пяти картин,имеющих програмные заголовки.Первый
акт представляет собой серию небольших
законченных намеров сюитного типа.В этом
сказывается следование прокофьевской
традиции.Однако по мере нарастания сюжета
и углубления драматизма во втором акте
слонимский отказывается от подобного
строения.Так четвертая картина представляет
собой симфоническую поэму,а пятая -
поэму с хором.Тем самым,если первая и
от части вторая картины являются в основном
экспозиционными,а третья и четвертая
выполняют функцию разработки,то пятая,заключительная,
В основе балета не драмма характеров,а отражение различных душевных состояний героев,вернее ,одного,главного героя – Икара.Это мечта и любовь -в первой картине,героический порыв -во второй,в третьей- борьба,в четвертой отчаяние и опять борьба,в пятой-торжество Идей.
Стокновение Архонта и Икара вносит в драматургию балета конфликтное начало.Грозно звучат темы Архонта,сплетаясь с группой тем Икара.Возникает почти жестовая мимическая музыка,где большую роль играют прихотливые полиритмические решения.Еще одна особенность драматургии балета:поэма об отважном герое словно заключена в хоровую эпическую рамку.Драматургическая функция хора и в том ,что он способствует разграничению образных сфер.Связанный со сферой главного героя как носительпесенного начала,он противостоит жестокостии насилию Архонта и его окружения,сфера которого охарактеризованна лишь инструментальными средствами.Тем самым хор в балете содействует выявлению конфликта.По замыслу композитора присутствие на сцене хора,словно воспроизводящего скульптурные барельефы,оживающие по ходу действиядраммы,придает балету черты строгости и единства стиля.Участие хора в финале усиливает масштабность балета,подчеркивая оптимистическую трагедийность подвига Икара.
Информация о работе Музыкальное творчество Сергея Слонимского в балете