Музыкально-теоретический анализ: Анцев "Задремали волны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:23, аттестационная работа

Описание работы

Хор написан в форме двойного периода, состоящего из четырех предложений, объединенных попарно. Червертое предложение имеет дополнение (18-20 тт.). Такой форме характерны: модуляционность (множество отклонений и модуляций), первый раздел модулирующий (1-8 тт. – модуляция в тональность доминанты, несовершенная каденция), второй – утверждающий основную тональность (9-20 тт. – возвращение в начальную тональность, полный совершенный каданс), преобладание черт построения развивающего типа (тональная неустойчивость, размытость границ построений внутри разделов (4, 12 тт.)), дополнение во втором разделе (18-20 тт.). Расставленные композитором цезуры (4, 12, 14, 18 тт.) и паузы (9 т.) вносят упорядоченность и ясность формы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.32 Кб (Скачать файл)

 

III.                  Исполнительский анализ 

 

Произведение М. Анцева «Задремали волны» - лирическая хоровая миниатюра эпохи романтизма. При исполнении любого вокально-хорового произведения важно донести до слушателя литературный текст и мелодию. Поэтому необходимо особое внимание уделить работе над фразировкой, осмыслить каждое слово, расставить логические ударения в тексте. Характер звука – мягкий, прикрытый, неприемлема форсация звука, однако необходима хорошая опора на дыхание. Основной исполнительский принцип – сохранить цельность, непрерывность развития.

Многое зависит от характера дирижерского жеста. Он должен быть мягким, плавным, но в то же время четким. Нельзя забывать о других способах общения дирижера с хором – мимика (спокойное, светлое выражение лица), осанка (дирижер не должен сутулиться), зрительный контакт. В дирижерском жесте не должно быть лишнего.

Используемые ауфтакты – задержанный приготовленный (вначале произведения,  1 т. вступление альтов, 15 т. вступление сопрано), неприготовленный (5, 9, 13 альты), комбинированный (4, 12 тт. сопрано, 14 т. альты, 18 тт. тутти). Poco ritenuto осуществляется с помощью расширения амплитуды, можно продробить последнюю восьмую в 19 т.

Функция правой руки:

-Метр,  Показ вступления партии альтов.

Функции левой руки:

-Художественная. Динамика, тембр, певческая позиция, фразировка. Показ вступления партии сопрано.

Функция кисти: показ дикции, тихой динамики, тембра.

Функция предплечья и плеча: показ штриха, усиления динамики (в том числе громкой динамики), внутридолевого наполнения.

Во время дирижирования необходимо «наполнение» доли, иначе нарушится метроритмический ансамбль. Правая рука тоже участвует в показе динамики, дополняет левую.

В построении репетиционного плана важно учесть степень подготовленности коллектива. Работа над произведением должна проходить планомерно: сперва разучивание сольфеджио и сольмизация, далее работа над текстом, фразировкой, художественным образом. Каждую репетицию следует огромное внимание уделять работе над хоровым строем и метроритмическим ансамблем, тембральной слитностью хоровых партий, четким и одновременным произношением текста. Серьезную трудность представляет собой работа над штрихом legato. Исполнение хорового произведения требует вовлеченности и осознанности. Каждый хорист должен проникнуться идеей композитора и поэта, понять основную мысль произведения. Разучивание и исполнение произведение хоровым коллективом – процесс творческий, поэтому нельзя все предусмотреть. Важное качество дирижера – умение менять подход, жест, методику работы в зависимости от сложившихся обстоятельств.  

 

IV .              Заключение  

 

 

   Небольшой хор М. Анцева «Задремали волны» представляет собой замечательную лирическую миниатюру. Он покорил меня своей красотой и в тоже время простотой и задушевностью. Было очень интересно работать над этим произведением. Изучение и разучивание его помогло мне лучшему овладению дирижёрской техникой legato, показом подвижной динамики и агогики. Я считаю, что оно своей красотой вполне заслуживает быть в репертуаре  многих учебных и хорошо подготовленных любительских коллективов. 

   

Список использованных источников

  1. А. Агажанов «Анализ музыкальных форм» 2000
  2. Кушлина О. Б., Перегудова З. И. К. Р. // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь. — М., 1994
  3. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  4. Романовский. Хоровой словарь. — М. 2000
  5. Способин И. Музыкальная форма — М. 1958
  6. Чесноков «Хор и управление им».
  7. Бодишевская, Н.Н. Анализ партитур в классе хорового дирижирования: метод. рекомендации / Н.Н. Бодишевская. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. - 48 с.
  8. Вербицкая, И. А. Практическое пособие по хоровому дирижированию. Часть 1. – Могилёв, 1998. - 120 с.
  9. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. – М., 1948. 
  10. Кеериг, О. П. Хороведение. – С.-Пб., 2004.– 123 с.

 

 Хоровое дирижирование: практическое пособие. В 2-х ч. Ч. 2. / Составитель И.А. Вербицкая. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 124 с. 

 

 


Информация о работе Музыкально-теоретический анализ: Анцев "Задремали волны"