Народные художественные промыслы "Слуцкие пояса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:14, доклад

Описание работы

Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метра, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми.

Файлы: 1 файл

нмр1.docx

— 39.72 Кб (Скачать файл)

          Ежегодная продукция Слуцкой мануфактуры до конца XVIII в. составляла до 200 поясов. Стоили они от 5 до 50 червонных злотых (от 83 до 833 злотых). За 50 червонных злотых можно было купить двух лошадей. После присоединения Белоруссии к России, в 1796 г. пояс стоил 50-100 рублей.

  В описании Слуцка 1765 г. отмечено, что «на фабрике переской» было 16 станков и более 800 разных деталей к ним: прялок, катков, шпулек, челноков и других. Первый свой станок Ян Маджарский вывозил из Турции по частям, так как султанские власти строго запрещали вывозить такие станки, чтобы в других странах не было конкуренции турецким шелковым с золотом поясам. Станок был собран уже в Слуцке. Другие станки были сделаны в Белоруссии княжескими механиками по образцу собранного станка. Тайна слуцких изделий заключалась в том, что Маджарский привез

         Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь - 2,4 гектара. Здесь в 1765 г. были и производственные помещения и казармы с 11 комнатами, где жили мастер и работники мануфактуры. В 1793 г. в двухэтажном здании мануфактуры было 5 производственных помещений (станций), 2 больших производственных помещения (залы), столярные и административные помещения. Количество станков на мануфактуре в последней четверти XVIII в. увеличилось до 24-25. В 1793 г. здесь было 28 разных станков. Общее число работников доходило до 60 человек. Таким образом, до конца XVIII в. количество действующих на мануфактуре станков было значительным, и объем производства не снижался (10, с. 51).

В начале XIX в. доходы Леона Маджарского снизились, так как шелковые пояса начали выходить из моды. В 1801-1802 гг. работали только 12 станков.

Судя по спискам работников, иноземцев (кроме Я. Маджарского) на мануфактуре не было. На ней трудились в основном местные жители, горожане Слуцка и Несвижа и крестьяне из деревень Случчины. Так, в 1807 г. из 27 работников 19 происходили из Слуцка, 2 из Уречья, 2 из Несвижа, 1 из Сверженя, 1 из Сёлка (возле Слуцка). Имена и фамилии работников указывают на их местное, белорусское происхождение. Это опровергает мнение целого ряда польских и других историков о том, будто бы на мануфактуре работали турки и персы, которых якобы пригласил сюда Радзивилл. Среди работников перечислены и девушки-работницы. Так что широко известное стихотворение Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі» имеет под собой целиком реальную историческую основу.

В 1807 г. Маджарский отказался от аренды мануфактуры и получил от князя в аренду имение Маньков (позднее Маньково). В первые десятилетия XIX в. мануфактура пришла в упадок. После 1810 г. производство значительно снизилось.

Во время войны 1812 г. мануфактуре  был нанесен тяжелый ущерб: часть  материалов разграблена, катки вывезены, некоторые работники из-за отсутствия работы распущены. В 1814 г., правда, она  вновь была открыта, но угасала из года в год. Радзивилловская администрация отдала мануфактуру в аренду в 1823 г. слуцкому купцу Канторовичу, а потом его дочери богатой торговке Блюме Либерман и ее мужу... за 30 рублей серебром в год! Аренда тянулась до 1835 г. В 1823 г. здесь работал только 1 станок, на котором трудились 4 вольнонаемных рабочих. За весь год было выработано лишь 6 поясов и 147 штук разных шелковых материалов. В 1828 г. работали уже только 1 мастер и 1 подмастерье. С 1835 г. аренда мануфактуры передавалась разным жителям Слуцка.

Последние сведения о выработке  шелковых поясов для князя Вильгельма Радзивилла относятся к 1846 г. В том же году владелец мануфактуры князь Л. Витенштейн приказал закрыть ее (36, с. 48-50). Так закончила свое существование некогда знаменитая мануфактура слуцких поясов.

            В XVIII веке пояса были в Речи Посполитой обязательной частью мужского аристократического костюма. Они символизировали благородное происхождение, статус и высокое социальное положение вельможи. Именно поэтому король Станислав Август Понятовский и его подданные-аристократы, в том числе и белорусского происхождения Радзивиллы, Сапеги, Огиньские, открывали многочисленные персиярни – мастерские, где ткали длинные красивые пояса по восточным образцам. Радзивиллы сначала открыли свою персиярню в Несвиже, но через несколько лет перенесли её в местечко Слуцк. Так началась история знаменитых слуцких поясов. 
 
           Первыми владельцами слуцкой персиярни были князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька, гетман великий Великого княжества Литовского, воевода виленский, IX ординат Несвижа, и Героним Флориан Радзивилл. Первых ткачей пригласили из Турции и Персии, и не удивительно, что те точно копировали восточные узоры. Но через каких-то десять лет мастерством овладели белорусские ткачи, и в орнамент как-то очень естественно вплелись белорусские полевые цветы, чаще всего незабудки и васильки.  
         Для персиярни Радзивиллы построили новое здание, поставили самые лучшие ткацкие станки, хотя известно, что вывозить их из Османской империи было запрещено под страхом смерти. Михаил Казимир лично искал себе работников, даже посылал их учиться ремеслу в другие страны. В том числе и в персиярню галицких магнатов Потоцких в местечке Станислав (сейчас г. Ивано-Франковск, Украина), где работал в то время замечательный мастер Ян Маджарский. Его-то и переманил к себе Радзивилл. И не ошибся. При Яне Маджарском в 1760-х — 1770-х годах начался расцвет слуцкой мануфактуры. Созданный им тип пояса получил название «слуцкий пояс» и стал синонимом всех длинных шёлковых поясов, даже если их ткали в Гродно или Лионе. 

          Слуцкие пояса изготавливались из тончайших шёлковых нитей, серебряного или золотого цветов. 

         Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, преимущественно растительным орнаментом, где восточные мотивы переплетались с исконно русскими узорами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними — с обратной стороной, двухсторонние. Уровень мастерства ткачей из Слуцка был виден сразу: они могли создавать двусторонние четырёхлицевые пояса, у которых разными по цвету были не только стороны, но и половинки каждой стороны. В зависимости от того, как хозяин складывал пояс, тот мог быть повседневным, праздничным, траурным.

           Обязательно к поясу с концов делали бахрому – это дань белорусским традиционным поясам. Наиболее ценными считались так называемые литые пояса, вытканные с добавлением золотых или серебряных ниток. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие. Технологически слуцкие пояса выполнялись очень грамотно и точно. Орнаменты и рисунки их были разнообразные и утончённые. Их производство также было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств. На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылках и Липкове под Варшавой. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.

          Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд. Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны. 
         Слуцкие пояса – уникальное явление национальной художественной культуры. Благодаря вкладу белорусских мастеров в историю западноевропейского декоративно-прикладного искусства, их развитому художественному вкусу и природному чувству цвета, слуцкие пояса с композиционной гармонией и своеобразной изысканной орнаментикой являются одним из высочайших достижений мировой художественной культуры.


Информация о работе Народные художественные промыслы "Слуцкие пояса"