Натюрморт как жанр изобразительного искусства. История развития натюрморта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является: рассмотреть натюрморт как жанр и выделить основные закономерности изображения вещи.
Задачи:
1. Рассмотреть историю развития натюрморта.
2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.
3. Познакомиться со средствами выполнения натюрморта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. История развития натюрморта…………………………………………стр. 5
Глава 2. Особенности, пути и следствия выбранного жанра.
2.1. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства………………….. стр. 10
2.2. Особенности выбранного жанра………………………………………. стр. 12
2.3. Объекты, изображаемые в натюрморте……………………………….. стр. 14
2.4. Композиционные особенности натюрморта……………………………стр. 16
Глава 3. Средства выполнения натюрморта.
3.1.Оборудование и материалы для масляной живописи…………………. стр. 18
Заключение…………………………………………………………………………...стр. 26
Список используемой литературы………………………………………………….стр. 27
Приложение…………………………………………………………………………..стр. 28

Файлы: 1 файл

Диплом_Натюрморт.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

АОУ Тюменский Педагогический колледж №1

Кафедра Изобразительного искусства и черчения

ДПИ и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. История развития натюрморта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3й ИЗО группы

Астафьева Мария

Руководитель:

Тельминова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2008

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………стр. 3

Глава 1. История развития натюрморта…………………………………………стр. 5

Глава 2. Особенности, пути и следствия выбранного жанра.

2.1. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства………………….. стр. 10

2.2. Особенности выбранного жанра………………………………………. стр. 12

2.3. Объекты, изображаемые в натюрморте……………………………….. стр. 14

2.4. Композиционные особенности натюрморта……………………………стр. 16

Глава 3. Средства выполнения натюрморта.

3.1.Оборудование и материалы  для масляной живописи…………………. стр. 18

Заключение…………………………………………………………………………...стр. 26

Список используемой литературы………………………………………………….стр. 27

Приложение…………………………………………………………………………..стр. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Неподвижная натура живет  своей тихой жизнью, до того как  к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И  только проницательному взгляду  художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей

Главная задача искусства и живописи - будить в  человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

Искусство натюрморта имеет  свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт  вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопережить в месте с мастером особо любимые им  мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его  предметов, стремится в каждом мазке  отразить свое настроение, свое ведение окружающего мира.

Целью нашей курсовой работы является: рассмотреть натюрморт как жанр и выделить основные закономерности изображения вещи.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю развития натюрморта.
  2. Определить особенности, пути  и средства выбранного жанра.
  3. Познакомиться со средствами выполнения натюрморта.

Во введении сформулированы цель и задачи работы, изложена ее структура.

Первая глава - теоретическая. В ней затронуты  история развития жанра и выделены наиболее яркие художники, работавшие в жанре натюрморта.

Во второй главе исследованы особенности, пути и средства выполнения натюрморта.

В третьей  главе описаны средства выполнения натюрморта: оборудование и материалы для масляной живописи.

 

 

Актуальность моей работы в натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Представленный стихии течения времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что всегда был одной из тех естественных нитей, которые связывают художников-реалистов с природой, жизнью, их красотой. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития натюрморта.

 

 

«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По голландски обозначение этого  жанра звучит как stilleven т.е. “тихая жизнь”,  на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт ” это общеизвестное и укоренившееся название.      

Натюрморт как  самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

Процесс становления  натюрморта протекал более или менее  однотипно

во многих странах Западной Европы.

Периоды его  развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных живописцев.

Становление натюрморта в Нидерландах ознаменовалась двумя этапами, на первом он мог существовать лишь в виде более или менее самостоятельного изображения на обороте изобразительной плоскости картины, либо в виде аксессуаров на лицевой стороне картины.

Следующим этапом становление жанра натюрморта были произведения, в которых натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов выступало как часть активного единого процесса всестороннего овладения человеком реального мира, его художественным осмыслением.

Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в  историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю ИЗО Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.

Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”.

 Общность  исторических судеб народов Голландии  и Фландрии и единое в прошлом  искусстве, из которых та и  другая школа черпали художественный  опыт, породили много общих черт в их живописи.

Самым перспективным  и прогрессивным видом голландского натюрморта был жанр «завтраков»  возникший в Харлъме.

В жанре натюрморта (авторами этих произведений были харлемские живописцы Воплем Клас Хеда и Питер  Клас) - создали особый тип демократического голландского варианта «завтраков». «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.

Очень важным достижением харлемских мастеров «завтраков» было открытие роли свето-воздушной среды и единого тона колорите как главнейших средств передаче богатого разнообразия фактурных качеств вещей и, одновременно, выявление единства предметного мира.

На дальнейшей демократизации жанра натюрморта имело место распространение типа «кухонного натюрморта», как во Фландрии, так и в Голландии. Особенностью этой разновидности при изображении предметов было большое внимание к пространственной характеристике среды.

В конце XVII века в голландском натюрморте побеждают декоративные тенденции.

Рядом с натюрмортом  Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое и декоративное.

Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и глубины голландского.

Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ.

Испанскому  натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей, что особо ярко  проявилось в творчестве испанского мастера Ф. Сурбарана.

С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкость колористических решений.

Немного больше уделяли внимание натюрморту романтики. Романтизм не создал оригинальной значительной концепции натюрморта. Главным объектом романтического натюрморта были цветы  и охотничьи трофеи.

В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей. Так, например, французский реалист Густав Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.

Импрессионисты  создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип пленэра, разработанный ими в области  пейзажа. Признав в 

натюрморте  лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя свето-воздушных рефлексов.

Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых  мир вещей становится одной из основных тем, что характерно для  творчества П. Сезанна и Ван Гога.

С начала XX века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фомизма А. Матисс и др. идут по пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и др., используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые 
способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров 
других течений.

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками».

Дальнейшее  развитие русского натюрморта в течение  значительного времени носило эпизодический  характер.

Его некоторый  подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во  второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал и усиливал социальную направленность их произведений,

характеризовал  время.

Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи.

К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно  обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусств» А. Я. Головина и других; остро декоративные П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С, Саръяна и других живописцев круга «Голубые розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» П.П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова и других.

В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный прием построения пространства расширял изобразительные средства художника, помогая передавать формы и объем предметов и способствуя более точному показу их взаимосвязи на плоскости.

Большое место  натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в его  натюрмортах наделен большой  эмоциональной выразительностью.

Информация о работе Натюрморт как жанр изобразительного искусства. История развития натюрморта