Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:00, статья
Автором рассмотрены основные научно-теоретические подходы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел. В статье обоснована необходимость и важность изучения и сохранения народных промыслов, как основы материальной и духовной культуры русского народа и достояния страны.
Педагогические науки
Научно-теоретические
основы становления и развития
народных художественных промыслов и
ремесел
Анна Александровна Попова
аспирант, кафедра социально-культурной
деятельности
ГОУВПО «Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина»
392000, Тамбов, ул. Советская, 6.
arinararadionova@mail.ru
Аннотация. Автором рассмотрены основные научно-теоретические подходы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел. В статье обоснована необходимость и важность изучения и сохранения народных промыслов, как основы материальной и духовной культуры русского народа и достояния страны.
Ключевые слова: декоративно- прикладное искусство, народные художественные промыслы и ремесла, кустарничество, традиция.
Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей.
Россия является одной из самобытных цивилизованных стран, сохранивших народные художественные промыслы, как неотъемлемую часть национальной экономики и культуры.
На протяжении многих лет вопросы изучения и сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел вызывают споры, которые порой переходят в организованные дискуссии, сопровождаемые различными точками зрения. Однако и сегодня эту тему нельзя считать до конца изученной, скорее наоборот, чем прогрессивнее развивается народное искусство, тем большую актуальность и интерес она приобретает. При этом актуальность не столько теоретического, сколько практического характера, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов и ремесел.
Традиции декоративно-прикладного искусства являются основой для развития современных народных художественных промыслов. Поэтому, для того чтобы понять сущность и происхождение такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо, для начала определить, что такое народное искусство.
Народным называют искусство,
главной определяющей чертой которого
является коллективный характер творчества,
проявляющийся в
История возникновения народного
художественного искусства
Русское декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство прошло несколько этапов развития и на каждом из них видна неразрывная связь ремесла и искусства. Первый этап связан с языческой культурой славян, обладающей богатым и сильным духовным и творческим потенциалом, как результат ассимиляции и аккультурации разных этнокультурных общностей, народов с восточнославянским этносом. Источниками сведений о начальной поре развития русского декоративно – прикладного искусства являются, прежде всего, археологические раскопки. Археологические находки позволяют выделить зарождение художественных ремесел в праславянскую (1 тыс. до н.э.) и раннеславянскую дохристианскую эпоху (II в. до н.э. – X в. н.э.). Археологические источники дополняются свидетельствами иностранных путешественников о культуре дохристианской Руси [6, С.145]. На протяжении всего I тыс. до н. э. происходили постоянные смешивания различных этнических групп. Академик Б.А.Рыбаков считает, что процесс миграции славянского этноса, длившийся почти две тысячи лет, завершился появлением первых славянских государств в VI-VII веках. «Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно и эта неравномерность была обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп развития», - пишет он. Хотя происхождение русских ремесел Б.А.Рыбаков относит к IV-VIII векам, историю ремесел на территории русских земель он рассматривает с Трипольской культуры. Процесс развития ремесел в различных этнических группах и в различных регионах зависел от образа жизни (скотоводческий, земледельческий, смешанный) и природных условий [6, С.149].
В.М.Василенко считает создателями произведений декоративно-прикладного искусства городских ремесленников [1, С.32], хотя Б.А.Рыбаков еще ранее доказал параллельное развитие ремесел и в деревнях, и в городах, хотя и отмечал, что «большую трудность представляет разграничение городских и сельских поселений. В каждую историческую эпоху между настоящим городом и деревней существует ряд промежуточных звеньев, которые затруднительно отнести в ту или иную группу, но для древней Руси, где многие сельские поселения имели свой «град» с земельными валами, это разграничение особенно трудно». К IX веку у славянских племен уже сложились в ремесла кузнечное дело, литейно-ювелирное, гончарное производство, косторезное дело и ремесла, связанные с ткачеством, деревообработкой [6, С.150-151].
На втором этапе развития
декоративно-прикладного
Постепенно во многих древнерусских деревнях в ремесленные производства выделились сапожники, гончары, кузнецы, бондари, литейщики-ювелиры и т.д. Именно в этот период появляются изделия, впоследствии ставшие предметом торговли, так называемые кустарные промыслы, среди которых одно из первых мест занимает промысел по производству шиферных пряслиц.
В то время как деревенские, так и городские ремесленники работали на заказ. Бояре и дружинники, как правило, являлись основными заказчиками. Большую часть изделий городские ремесленники продавали не только на городском и деревенском рынках, но и за пределами Киевского княжества. Своего расцвета народные художественные ремесла достигают к XIII веку. Именно в это время начинает осуществляться их экспорт за границу. Созданный русскими мастерами мир художественных образов отличается высокой эстетической силой и красотой, в нем воплощаются в причудливой форме языческие и христианские мотивы в сочетании с местными русскими мотивами и сюжетами.
Как и большинство искусствоведов и этнографов, С.В.Рождественская считает, что с XI до конца XVIII века развивалась единая художественная культура у народных масс и господствующих классов, а в конце XVII-XVIII веков произошло разделение на народную культуру и культуру правящих классов. Однако изучение декоративно-прикладного искусства, художественных ремесел и промыслов показывает, что этот процесс произошел значительно раньше, уже в период XI-XIII веков, когда сформировалось профессиональное декоративно-прикладное и изобразительное искусство [5, С.773].
Формирование народных художественных промыслов происходило одновременно с процессом развития народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Только в конце XIX - начале XX века, в исследованиях дореволюционных лет, появляется понятие «художественные промыслы», до этого времени используется термин «кустарные промыслы» или «народные промыслы».
В своем словаре В.И.Даль дает следующее определение ремесла: «Ремесло, рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб // самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда» [3, С. 268-269]. «Промысел» или «промышление» у В.И. Даля означают «ручной труд, то есть ремесленное производство изделий как способ добычи, уменье и средство для жизни, заработков». Недаром эти два понятия в народе использовались вместе в пословицах и поговорках, таких как По ремеслу и промысел, У ремесла не без промысла [3, С. 252-253]. И вновь, обращаясь к В.И.Далю, узнаем, что «кустарь» или «кустарник» - это промышленник, работающий дома. «Кустарником» назывался и барышник, раздающий рабочим на дому «припас для работы». Изделия кустарей представляли собой «самый плохой и дешевый товар, с виду похожий на фабричный, и потому сбивающий цену» [3, С. 122-123].
Зарождение промыслов можно отнести к X-XI веку на территории северо-восточной Руси. В эпоху Киевской Руси появились промыслы овручских камнерезов по изготовлению шиферных пряслиц. Изделия, созданные в деревенской вотчинной и городской среде ремесленников, изготовлялись не только для себя, но и на продажу. У исследователей народной культуры и искусствоведов они получают статус произведений декоративно-прикладного искусства, однако когда эти изделия становятся массовыми предметами, предназначенными для рынка, то используется понятие «народный промысел». Мастера народных промыслов противопоставляются профессиональным художникам и профессиональным мастерам декоративно-прикладного искусства. По меткому выражению М.А.Ильина, «промыслы являлись в феодальную эпоху своего рода профессиональными объединениями одаренных лиц, работавших на широкий круг потребителей» [4, С. 138].
Художественно-образный
строй произведений древнерусского
декоративно-прикладного
Конечно, трудно провести грань между предметом быта и произведением прикладного искусства, работой ремесленника и памятником художественного ремесла. Декоративно-прикладное искусство включает в свою структуру и произведения с повышенной декоративно-эстетической функцией, и бытовые предметы, сделанные безвестным кустарем, но обладающие блестящим мастерством, чувством владения материалом и ярко выраженной функциональностью. Одновременно с этим происходила специализация промыслов, выделяющихся из кустарной промышленности: одни ориентировались на изготовление предметов крестьянского быта с использованием наиболее доступных природных материалов или продуктов, производимых в собственном хозяйстве, другие промыслы выполняли заказы аристократии, и при изготовлении изделий использовались золото, серебро, жемчуг, финифть, дорогие ткани, другие материалы. Но, несмотря на различия эти два направления народных промыслов имеют одну черту - это тесная связь с кустарничеством.
Дискуссии, связанные с исследованием кустарничества велись еще в конце XIX века, но особенно актуальны они стали в начале XX века, когда художественные изделия кустарей получили широкое признание не только в России, но и за ее пределами. Большинство исследований рассматривало кустарничество как социально-экономическое явление, так как кустарные промыслы считались государством, прежде всего, как одна из отраслей народного хозяйства. Для определения места и роли кустарных промыслов в истории русской культуры необходимо рассмотреть их состояние накануне революции 1917 года и найти корни многих сложных явлений, повлиявших на развитие кустарничества в советский период [1, С. 46-47].
Во второй
половине XIX века происходит быстрое
развитие кустарных промыслов
не только в городах, но и
в деревне. Крестьянство