Научно-теоретические основы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:00, статья

Описание работы

Автором рассмотрены основные научно-теоретические подходы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел. В статье обоснована необходимость и важность изучения и сохранения народных промыслов, как основы материальной и духовной культуры русского народа и достояния страны.

Файлы: 1 файл

курсовая. Научнотеоретич. основы становл. и развит. нмр бел.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические  науки

 

Научно-теоретические  основы становления и развития  
народных художественных промыслов и ремесел

Анна  Александровна Попова

аспирант, кафедра социально-культурной деятельности  
ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

392000, Тамбов, ул. Советская, 6.

arinararadionova@mail.ru

Аннотация. Автором рассмотрены основные научно-теоретические подходы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел. В статье обоснована необходимость и важность изучения и сохранения народных промыслов, как основы материальной и духовной культуры русского народа и достояния страны.

Ключевые слова: декоративно- прикладное искусство, народные художественные промыслы и ремесла, кустарничество, традиция.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного  творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов  является важной государственной задачей.

Россия является одной  из самобытных цивилизованных стран, сохранивших  народные художественные промыслы, как  неотъемлемую часть национальной экономики  и культуры.

На протяжении многих лет  вопросы изучения и сохранения и  развития народных художественных промыслов и ремесел вызывают споры, которые порой переходят в организованные дискуссии, сопровождаемые различными точками зрения. Однако и сегодня эту тему нельзя считать до конца изученной, скорее наоборот, чем прогрессивнее развивается народное искусство, тем большую актуальность и интерес она приобретает. При этом  актуальность не столько теоретического, сколько практического характера, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов и ремесел.

Традиции декоративно-прикладного искусства являются основой для развития современных народных художественных промыслов. Поэтому, для  того чтобы понять сущность и происхождение такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо, для начала определить, что такое народное искусство.

Народным называют искусство, главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности  многовековых традиций. Преемственны, прежде всего, технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу национальной культуры [1, С. 27].

История возникновения народного  художественного искусства подтверждает то, что уже в период архаической  культуры зарождались не только различного рода виды изобразительного искусства, но и появлялись первые ремесла. Благодаря огромному количеству материалов, собранных в ходе длительных археологических раскопок, ценнейшим коллекциям произведений изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества этнографических, краеведческих, художественных музеев можно исследовать эволюцию народного художественного творчества. Историю ремесел невозможно отделить от истории русского декоративно-прикладного искусства. Справедливо утверждение: «Всякий мастер декоративного искусства, прежде всего ремесленник» [6, С. 144]. То богатое собрание художественных средств, которое накапливало человечество, начиная с самых ранних стадий своего развития, указывает на неразрывную связь между духовным и материальным производством, между искусством и ремеслом.

Русское декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство  прошло несколько этапов развития и  на каждом из них видна неразрывная  связь ремесла и искусства. Первый этап связан с языческой культурой славян, обладающей богатым и сильным духовным и творческим потенциалом, как результат ассимиляции и аккультурации разных этнокультурных общностей, народов с восточнославянским этносом. Источниками сведений о начальной поре развития русского декоративно – прикладного искусства являются, прежде всего, археологические раскопки. Археологические находки позволяют выделить зарождение художественных ремесел в праславянскую (1 тыс. до н.э.) и раннеславянскую дохристианскую эпоху (II в. до н.э. – X в. н.э.). Археологические источники дополняются свидетельствами иностранных путешественников о культуре дохристианской Руси [6, С.145].  На протяжении всего I тыс. до н. э. происходили постоянные смешивания различных этнических групп. Академик Б.А.Рыбаков считает, что процесс миграции славянского этноса, длившийся почти две тысячи лет, завершился появлением первых славянских государств в VI-VII веках. «Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно и эта неравномерность была обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, различно влиявших на темп развития», - пишет он. Хотя происхождение русских ремесел Б.А.Рыбаков относит к IV-VIII векам, историю ремесел на территории русских земель он рассматривает  с Трипольской культуры. Процесс развития ремесел в различных этнических группах и в различных регионах зависел от образа жизни (скотоводческий, земледельческий, смешанный) и природных условий [6, С.149].

В.М.Василенко считает создателями произведений декоративно-прикладного искусства городских ремесленников [1, С.32], хотя Б.А.Рыбаков еще ранее доказал параллельное развитие ремесел и в деревнях, и в городах, хотя и отмечал, что «большую трудность представляет разграничение городских и сельских поселений. В каждую историческую эпоху между настоящим городом и деревней существует ряд промежуточных звеньев, которые затруднительно отнести в ту или иную группу, но для древней Руси, где многие сельские поселения имели свой «град» с земельными валами, это разграничение особенно трудно». К IX веку у славянских племен уже сложились в ремесла кузнечное дело, литейно-ювелирное, гончарное производство, косторезное дело и ремесла, связанные с ткачеством, деревообработкой [6, С.150-151].

На втором этапе развития декоративно-прикладного искусства  и ремесел (80-е годы Х века – 30-40 годы XIII века),  который ученые –  этнографы связывают с историей Древнерусского государства, получают свое  развитие городское и крестьянское декоративно-прикладное искусство, городские и деревенские ремесла. В этот период в самостоятельные виды ремесла выделяются кузнечное, литейное и гончарное дело. Следует отметить, что в деревне процесс выделения в отдельные виды ремесел, шел гораздо медленнее, чем в городе. Как пишет в своей работе Б.А.Рыбаков, - «Вплоть до XIX века  почти каждая крестьянская семья своими силами рубила избу, ладила соху, борону, ставила ткацкий стан, дубила овчины, пряла и ткала лен, изготавливала деревянную мебель и утварь». Конечно,  не все изделия деревенских ремесленников представляли художественную ценность, но на каждом из них лежит печать неповторимости настоящего мастера [6, С. 156-157].

Постепенно во многих древнерусских  деревнях в ремесленные производства выделились сапожники, гончары, кузнецы, бондари, литейщики-ювелиры и т.д. Именно в этот период появляются изделия, впоследствии ставшие предметом торговли, так называемые кустарные промыслы,  среди которых одно из первых мест занимает промысел  по производству шиферных пряслиц.

В то время как деревенские, так и городские ремесленники работали на заказ. Бояре и дружинники, как правило, являлись основными  заказчиками. Большую часть изделий городские ремесленники продавали не только на городском и деревенском рынках, но и за пределами Киевского княжества.  Своего расцвета народные художественные ремесла достигают к XIII веку. Именно в это время начинает осуществляться их экспорт за границу. Созданный русскими мастерами мир художественных образов отличается высокой эстетической силой и красотой, в нем воплощаются в причудливой форме языческие и христианские мотивы в сочетании с местными русскими мотивами и сюжетами.

Как и большинство искусствоведов и этнографов, С.В.Рождественская считает, что с XI до конца XVIII века развивалась  единая  художественная культура у народных масс и господствующих классов, а в конце XVII-XVIII веков произошло разделение на народную культуру и культуру правящих классов. Однако изучение декоративно-прикладного искусства, художественных ремесел и промыслов показывает, что этот процесс произошел значительно раньше, уже в период XI-XIII  веков, когда сформировалось профессиональное декоративно-прикладное и  изобразительное искусство [5, С.773].

Формирование  народных художественных промыслов  происходило одновременно с процессом развития народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Только в конце XIX - начале XX века, в исследованиях дореволюционных лет, появляется понятие «художественные промыслы», до этого времени используется термин «кустарные промыслы» или «народные промыслы».

В своем словаре  В.И.Даль дает следующее определение  ремесла: «Ремесло, рукомесло, рукодельное  мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб // самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда» [3, С. 268-269]. «Промысел» или «промышление» у В.И. Даля означают «ручной труд, то есть ремесленное производство изделий как способ добычи, уменье и средство для жизни, заработков». Недаром эти два понятия в народе использовались вместе в пословицах и поговорках, таких как По ремеслу и промысел, У ремесла не без промысла [3, С. 252-253]. И вновь,  обращаясь к В.И.Далю,  узнаем, что «кустарь» или «кустарник» - это промышленник, работающий дома. «Кустарником» назывался и барышник, раздающий рабочим на дому «припас для работы». Изделия кустарей представляли собой «самый плохой и дешевый товар, с виду похожий на фабричный, и потому сбивающий цену» [3, С. 122-123].

Зарождение промыслов можно отнести к X-XI веку на территории северо-восточной Руси. В эпоху Киевской Руси появились промыслы овручских камнерезов по  изготовлению шиферных пряслиц. Изделия, созданные в деревенской вотчинной и городской среде ремесленников, изготовлялись не только для себя, но и на продажу. У исследователей народной культуры и искусствоведов они получают статус произведений декоративно-прикладного искусства, однако когда эти изделия становятся массовыми предметами, предназначенными для рынка, то используется понятие «народный промысел». Мастера народных промыслов противопоставляются профессиональным художникам и профессиональным мастерам декоративно-прикладного искусства. По меткому выражению М.А.Ильина, «промыслы являлись в феодальную эпоху своего рода профессиональными объединениями одаренных лиц, работавших на широкий круг потребителей» [4, С. 138].

Художественно-образный строй произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства  почти за десять веков развития отличался  определенным единством взглядов на форму, природу и сущность предметов, независимо от того, в какой ремесленной среде они создавались. Поэтому появление художественных промыслов необходимо рассматривать с того периода, когда Россия вступила на общеевропейский путь развития, а крестьянское и городское художественное ремесло в силу сложившихся условий жизни и классовой структуры осталось верным традициям народного изобразительного искусства. С XVII до начала XX века шел процесс трансформации крестьянского народного искусства, фольклора, обычаев и обрядов  в городской среде и одновременно на творчество деревенских ремесленников оказывали влияние городские ремесла, фабрично-заводская промышленность [2, С. 146].

Конечно, трудно провести грань между предметом  быта и произведением прикладного искусства, работой ремесленника и памятником художественного ремесла. Декоративно-прикладное искусство включает в свою структуру и произведения с повышенной декоративно-эстетической функцией, и бытовые предметы, сделанные безвестным кустарем, но обладающие блестящим мастерством, чувством владения материалом и ярко выраженной функциональностью. Одновременно с этим происходила специализация промыслов, выделяющихся из кустарной промышленности: одни ориентировались на изготовление предметов крестьянского быта с использованием наиболее доступных природных материалов или продуктов, производимых в собственном хозяйстве, другие промыслы выполняли заказы аристократии, и при изготовлении изделий использовались золото, серебро, жемчуг, финифть, дорогие ткани, другие материалы. Но, несмотря на различия эти два направления народных промыслов имеют одну черту - это тесная связь с кустарничеством.

Дискуссии, связанные  с исследованием кустарничества велись еще в конце XIX века, но особенно актуальны они стали в начале XX века, когда художественные изделия кустарей получили широкое признание не только в России, но и за ее пределами. Большинство исследований рассматривало кустарничество как социально-экономическое явление, так как кустарные промыслы считались государством, прежде всего, как одна из отраслей народного хозяйства. Для определения места и роли кустарных промыслов в истории русской культуры  необходимо рассмотреть их состояние накануне революции 1917 года и найти корни многих сложных явлений,  повлиявших на развитие кустарничества в советский период [1, С. 46-47].

 Во второй  половине XIX века происходит быстрое  развитие кустарных промыслов  не только в городах, но и  в деревне. Крестьянство оказалось  вовлеченным в сферу промышленного  развития.

Информация о работе Научно-теоретические основы становления и развития народных художественных промыслов и ремесел