Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:59, реферат
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), живописец, график и театральный художник. Родился и вырос в Астрахани – шумном и провинциальном городе, раскинувшемуся на берегу Волги. Художник происходил из небогатой семьи, готовился стать священником. В 1896 году он приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, в класс И. Е. Репина. С начала 1900-х годов Кустодиев разрабатывает жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером и пейзажем. В 1901 – 1902 годах Репин привлек своего одаренного ученика к совместной работе над картиной «Заседание Государственного Совета». Кустодиев написал почти всю правую половину этого огромного полотна и значительное количество подготовительных портретных этюдов. В них художник метко характеризует изображенных, точно передает позы, жесты, своеобразную манеру держаться каждого из них. В 1903 году он закончил Академию художеств и получил право на заграничную поездку.
Наука и культура России в начале XX века.
Б. М. Кустодиев.
2009 г.
Введение
Я написала доклад именно о Б. М. Кустодиеве, потому что, во-первых, было дано задание - подготовить сообщение об одном из деятелей русской науки и культуры начала XX века, а, во-вторых, я услышала об этом замечательном художнике в 8 классе и решила побольше узнать о нем.
Кустодиев – один из тех немногих
счастливцев, кто рано нашел себя и
выразить свое мироощущение в ис-
Глава 1
Страницы жизни Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927), живописец, график и театральный художник. Родился и вырос в Астрахани – шумном и провинциальном городе, раскинувшемуся на берегу Волги. Художник происходил из небогатой семьи, готовился стать священником. В 1896 году он приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, в класс И. Е. Репина. С начала 1900-х годов Кустодиев разрабатывает жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером и пейзажем. В 1901 – 1902 годах Репин привлек своего одаренного ученика к совместной работе над картиной «Заседание Государственного Совета». Кустодиев написал почти всю правую половину этого огромного полотна и значительное количество подготовительных портретных этюдов. В них художник метко характеризует изображенных, точно передает позы, жесты, своеобразную манеру держаться каждого из них. В 1903 году он закончил Академию художеств и получил право на заграничную поездку. В Париже Кустодиев успел присмотреться к французской живописи, но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике. Несмотря на сильные боли, последнее десятилетие жизни Кустодиева оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов.
Глава 2
Особенности художественного стиля Мастера
Главной темой Кустодиева была «уходящая Русь», патриахально-крестьянская и мещанско-купеческая жизнь, ещё уцелевшая к началу ХХ в. в селах и захолустных городках. Изображая эту старину, художник своеобразно сочетал гротеск и лирику; ирония у него уживалась с трогательным любованием красотой умирающего быта. Для этих работ характерны повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающее Кустодиева с практикой «модерн» декоративное решение композиции.
Искусство Кустодиева и по содержанию и по форме близко народному творчеству. Оно причудливо сочетает в себе жизненную достоверность, зоркую наблюдательность художника с фольклорной условностью и вымыслом.
Кустодиев много и охотно писал и рисовал детей. Его привлекала непосредственность, живость и непринужденность поведения, свойственная детям, их своеобразная грация и очарование.
Обаятельна небольшая картина «Японская кукла». Маленькая девочка в светлом платье играет на подоконнике. Ее образ гармонически созвучен пейзажу за окном, нежной зелени деревьев, ласковому солнечному свету.
Среди ранних портретов Кустодиева есть и такие, которые отличаются яркой бытовой окраской и поэтому очень близки его жанровым картинам. Таков портрет А. П. Варфоломеева.
От облика этого немолодого человека с румяным лицом и живым взглядом маленьких глаз, от его свободной позы, простой одежды – он в запорошенной снегом куртке, небрежно надвинутой шапке и валенках – веет чем-то домашним, уютным, и вместе с тем бодростью, энергией, деловитостью. Здесь создан яркий тип домовитого хозяина, человека, любящего жить широко, хлебосольно и умеющего заботиться о жизненных благах. Его массивная фигура занимает весь передний план и едва помещается в узком формате полотна. За ней – просторный пейзаж, бодрый, здоровый, морозный день.
Уже в ранние ученические годы художника привлекают темы, в которых главным героем является народ. Он пишет композиции на исторические сюжеты: «Бунт против бояр на старой Руси» и «Стрельцы у кружала гуляют». В 1903 году художник впервые обратился к бытовому жанру, выполнив дипломную работу «На базаре», где бесхитростно и живо передана простая сценка из жизни деревни. Уже в этой картине силен элемент праздничной декоративности.
Начиная с 1906 года, его произведения приобретают все отличительные черты собственной, «кустодиевской» художественной манеры. Художник находит свою тему, свой путь в искусстве и остается им верен до конца.
Жанровые картины Кустодиева на первых порах посвящены не традиционному для него впоследствии купечеству, а крестьянству. В 1906 – 1910 годах он создает две серии картин, посвященных деревне. Одна из них – «Ярмарки», другая – «Деревенские праздники». В обеих сериях деревенская жизнь представлена в виде бесконечного праздника, беззаботного мира праздничного веселья.
Самая ранняя из вещей этого рода – «Ярмарка». Красочная, живая картина сельского базара предстает перед зрителем. Степенно выступают нарядные крестьяне в светлых, праздничных одеждах. Все заняты своими делами – торгуют, беседуют, рассматривают покупки. Детишки замерли в немом восторге перед соблазнительными грудами сластей и игрушек. Ощущение наивной радости рождается от свежей и чистой перламутровой красочной гаммы. В неторопливом, спокойном ритме звучат, не перебивая друг друга, светлые, локальные краски: розовый, алый, голубой. Все объединено ровным, ярким, заливающим картину светом.
В «Деревенском празднике» снова перед нами неторопливое повествование о деревне, полное тонко подмеченных красочных деталей. За ажурной сеткой золотой листвы ряд одинаковых домиков с резными наличниками. Сидят старики на завалинке, важно, не шевелясь, уперев руки в колени, расправив пышные бороды. Мальчишки лежат животами на теплой земле, кружится яркий девичий хоровод. Взгляд зрителя неторопливо переходит от одной группы к другой, он любуется, радуется и смеется вместе с художником.
В этих картинах на сюжеты из народной жизни многое напоминает лубок: и занимательность рассказа, и совмещение множества живых, забавных сцен, и локальный, взятый в простых и звучных сочетаниях цвет, перекликающийся с наивной раскраской народных лубочных листов, и условная плоскостность изображения. Но главное, что их объединяет, - это искренний, неподдельный интерес к народной жизни, глубокая симпатия к простым людям.
1910-е годы – зрелый период творчества Кустодиева. В это время им создаются произведения наиболее программные, где в то же время особенно наглядно выступают противоречия его мировоззрения. В своем стремлении воплотить самобытные, коренные, исторически сложившиеся черты русского народа Кустодиев останавливает внимание на том, что показалось ему устойчивым в быстром беге времени. Героями его картин становятся представители провинциального купечества.
В творчестве Кустодиева этой поры появляется новый жанр – портрет-тип, изображающий купчиху – символ провинциального мира.
Первая картина такого рода – «Купчихи» была написана в Швейцарии, где лечился тяжело заболевший художник. Изображенные на его полотне четыре купчихи в шелковых переливающихся платьях стоят горделиво и важно, как монументы. Пышные, с белыми и румяными лицами, с косами, уложенными венцом, они предстают перед зрителем во всем блеске своего «величия». Здесь же – яркие атрибуты их царства: калач над входом в булочную, яркие, 2
вывески,
груды товара. На заднем плане
пейзаж провинциального города,
словно игрушечные, домики и церкви,
нарядное, декоративное небо. Художник
восхищается добротной
То же содержание еще нагляднее воплощено в таких произведениях 10-х годов, как «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге», «Купчиха за чаем».
Картина 1915 года «Купчиха» изображает русскую провинциальную красавицу. Ее монументальная фигура дана на пестром, красочном фоне городского пейзажа. Спокойно и величаво демонстрирует она зрителю свою красоту, словно некий идол, объект обозрения и поклонения. Все условно в этой картине: и композиция (огромная фигура купчихи поднята над городом, который смотрится с птичьего полета), и цветовая гамма: сильный, цельный цветовой удар – лиловое платье – подавляет своей звучностью мозаичную пестроту фона. Так же условен и образ самой героини. Все ее черты обобщены и идеализированы. В них нет ничего индивидуального, это собирательный образ, в какой-то мере отражающий народное представление о прекрасном.
Перед самой революцией, в 1916 – 1917 годах Кустодиев создает свои наиболее значительные произведения в области бытового жанра.
В картинах «Масленица» и «Балаганы» художник отказывается от художественной манеры своих прежних работ. Здесь нет говорливой повествовательности «Ярмарок» или подчеркнутой стилизации «Купчих».
«Масленица» - это поэма о Руси, о фантастической красе ее природы, о поэзии снега и инея и о здоровых, красивых, удалых людях, порожденных этой природой, живущих в ней и радующихся ей.
В картине «Балаганы» царит необычайный даже для кустодиевских полотен радостный дух, бурное праздненство цвета. Яркое солнце освещает деревья, одетые в красочные одежды зимы. Голубой, розовый, сиреневый тона переливаются в пушистых заснеженных ветвях. Возле балаганов – толпа, живая, подхваченная волнами праздничного веселья.
В те же годы и позднее Кустодиев продолжает писать в духе забавных рассказов о провинции. При всей их кажущейся достоверности, эти картины в полной мере несут на себе след кустодиевской стилизации и иронии. Это снова скорее сказки о жизни, чем сама жизнь. Таковы «Чаепитие», «Яблоневый сад», «Масленица», «Голубой домик», «крещенское водосвятие» и многие другие.
Небольшая картина «Лыжники» по своему празднично-приподнятому восприятию жизни напоминает «Масленицу» 1916 года. Фантастическими радужными красками расцвечены небо и укутанная снежным покровом земля. В бескрайних просторах, в солнечном мареве тонут очертания далеких строений.
Информация о работе Наука и культура России в начале XX века