§2 Наука и техника
эпохи Возрождения
Эпоха европейского Возрождения
охватывает период XIV-XVI вв. «Возрождение»
(от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс)
─возврат к ценностям
античного мира. В этот период происходит возрождение огромного
интереса к античной философии, к античным
религиозным и оккультным учениям, к античной
литературе и изобразительному искусству.
Деятели эпохи Возрождения или (как они
себя называли) гуманисты верили,
что они формируют новую эпоху,
с новым укладом жизни и возрожденными
ценностями античного мира. Гуманистами
выдвигался идеал нового человека, творца
своей судьбы и своего бытия. Пико дела
Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек
─ единственное в мире существо, наделенное
способностью формировать самого себя,
опираясь на знания ─ этику и науки о природе.
^ В эпоху Возрождения блестящее развитие получает литература
и изобразительное искусство (живопись,
скульптура).
Искусство оказалось вплетено
во все сферы человеческой жизни. Огромное
влияние оказало искусство и на развитие
науки. ^ Наука в эпоху Возрождения становится активной,
творческой. Творчество гуманисты
воспринимали как одно из главных предназначений
человека. Так, Леон Батиста Альберти (1404-1472)
─ писатель, архитектор, теоретик искусства
─ утверждал, что в своей жизненной практике
человек должен раскрыть заложенные в
нем способности. В этом главная цель его
существования. Причем, творчество понималось
очень широко ─ от труда скромного ремесленника
до высот научной и художественной деятельности.
Изобретатель, мастер, художник,
архитектор, ученый ─ профессии, в эпоху
Возрождения часто неразделимые!
В наивысшей степени все эти
грани человеческой деятельности соединились
в творчестве ^ Леонардо да Винчи.
Мир его интересов не поддается одномерному
определению. Его влекли не только архитектура,
скульптура и живопись. Он не с меньшим
увлечением изобреталневиданные
машины, замысловатые конструкции, придумывал невероятное
оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты,
фортификационные сооружения, каналы. Он соединил науку,
технику и искусство в практических целях. Одним
из первых Леонардо применил в науке эксперимент,
утверждая, что опыт никогда не обманывает.
В Эпоху Возрождения в Западной
Европе произошли изменения во всех сферах
жизни человека — в области философской
мысли, в литературе, в области художественного
творчества, в научном и религиозном аспектах,
в социально-политических представлениях,
что подготовило научную революцию XVII
века.
Крупнейшим научным открытием
периода стала гелиоцентрическая модель
мира, созданная Н.Коперником, к которой
ученый пришел скорее под сильным влиянием
чувства гармонии, чем в ходе научных изысканий.
Для Н. Коперника, убежденного в простоте,
разумности природы, система Птоломея
выглядела совсем негармоничной, очень
сложной, какой-то нагроможденной. Результатом
его сомнений стало создание новой концепции
мироустройства. Гелиоцентрическая картина
мира с доказательствами была изложена
им в труде «О вращениях небесных сфер»,
который был опубликован незадолго до
его смерти и в 1616 г был внесен католической
церковью в «Список запрещенных книг».
Запрет был снят только спустя более 200
лет.
Научная мысль в эпоху Возрождения
была представлена исследованиями по
оптике, электричеству, магнетизму, механике.
Среди работ в области математики
и механики можно выделить труд Николы
Тартальи (1499-1552) «Проблемы и различные
изобретения» (1546), в котором он утверждал,
что траектория снаряда всегда криволинейна
и не содержит прямолинейного участка.
Его ученик Джован Бенедетти (1530-1590) создал
учение о перспективе и пропорциях, сформулирован
«гидростатический парадокс» (сила тяжести
жидкости, налитой в сосуд, может отличаться
от силы, с которой эта жидкость действует
на дно сосуда).
Выдающимся математиком и механиком
своего времени был голландец Симон Стевин
(1548-1620). Им, в частности, были определены
условия равновесия на наклонной плоскости
и доказан закон Архимеда.
Научные исследования в области
оптики проводил Франческо Мавролика
(1494-1575). В своих научных трактатах он пытался
уточнить представления об оптике глаза.
Им были представлены объяснения причин
близорукости и дальнозоркости на основании
доказанного утверждения, что хрусталик
работает как линза, строящая изображение
на сетчатке. Мавролик также впервые указал
на семь цветов радуги и показал, что лучи,
проходящие через призму, дают такие же
цвета, что и в радуге.
Блестящие опыты по магнетизму
проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и
описал их в своей книге «Магнетизм».
Одним из основателей науки
«об электричестве и магнетизме» был ученый
и врач по профессии Вильям Гильберт (1544-1603).
Он провел много экспериментов по электричеству,
но создать теорию электромагнитного
поля ему не удалось.
Гуманизм Возрождения способствовал
утверждению в Европе веротерпимости,
уважения к личности, принципов открытости
и свободы научного поиска. Это, несомненно,
отразилось на развитии сферы гуманитарных
наук. В этот период в трудах Н. Макиавелли
(1469-1672) было положено начало политологической
науки. Являясь одним из ярких представителей
идеологов буржуазного государства эпохи
первоначального капитала, Н. Макиавелли
утверждал, что интерес ─ это движущая
сила истории. Могущественнейший из интересов
человека ─ приобретение или сохранение
частной собственности.
Возникли утопические концепции
Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1668-1639).
Период первоначального накопления
капитала и бурное развитие товарно-денежных
отношений как следствие великих географических
отношений, захвата и ограбления колоний
привели к возникновению первой в истории
экономической мысли школы меркантилизма.
Представители этой школы рассматривали
деньги как абсолютную форму богатства
и давали практические рекомендации по
его увеличению.
Английским купцом Т. Манном
(1571-1641) в общих чертах была разработана
теория протекционизма (политика защиты
национального рынка).
В это время были изобретены
телескоп, микроскоп, ртутный барометр,
усовершенствован часовой механизм. Иоганн
Гуттенберг создал печатный станок, что
по значимости сравнимо с изобретением
в древности колеса или письменности.
Первые конструкции телескопов
были изобретены Галилеем, Кеплером, Ньютоном.
Так, телескоп Галилея состоит из одной
выпуклой и одной вогнутой линз, которые
позволяют получить прямое изображение
удаленного предмета.
Первые сложные микроскопы
были изготовлены уже в конце XVI в. Славу
же микроскопу принесли работы голландского
ученого Антонии Ван Левенгука, открывшего
и изучавшего с его помощью мир микроорганизмов.
Некоторые его приборы позволили получить
увеличение в 300 раз.
Изобретение ртутного барометра
связано с возникновением теории атмосферного
давления, которую опытным путем подтвердил
французский естествоиспытатель Блез
Паскаль. Появилась новая единица измерения
- миллиметр ртутного столба и в 1644 г. Э.
Торричелли был изобретен прибор, с помощью
которого можно измерить атмосферное
давление - ртутный барометр.
Всевозможные новации наблюдались
и в городском строительстве. Новые архитектурные
идеи опирались на античные образцы, переосмысленные
и улучшенные современными архитекторами.
Эти идеи воплощались в камне с помощью
более совершенных строительных технологий.
В Париже был возведен знаменитый собор
Парижской Богоматери, начато строительство
Лувра и новой ратуши.
В развитии военной техники
можно отметить появление в первой половине
XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым
тлеющим фитилём), изобретение пистолета.
При этом (как уже отмечалось выше), повышенный
спрос на новые виды оружия привёл к быстрому
развитию металлургии, а значит — к увеличению
добычи железной, медной и оловянной руд.
Интенсивнее стала развиваться металлургия
и горнодобывающая промышленность. Создавались
и усовершенствовались машины, применявшие
в горнорудном деле.
Таким образом, в XIV—XVI столетиях
в науке и технике большинства стран Европы
произошли важные изменения, подготовившие
переход от Средневековья к Новому времени.
Прежде всего, стал возрождаться интерес
европейцев к полузабытому наследию разрушенной
античной культуры. В этот период истории
жили знаменитые учёные и инженеры - Леонардо
да Винчи, Николай Коперник и Галилео Галилей.
Быстро развивались такие науки, как математика,
астрономия, механика. Продолжалось становление
экспериментального метода на основе
соединения науки и практики. Открытия
и изобретения, сделанные в этот период,
оказали огромное влияние на всю последующую
историю человечества.
Эпоха Возрождения ─ особый
период в европейской истории. С одной
стороны, это расцвет искусства, возрождение
античности, гуманизм. Но, с другой стороны,
рушились прежние ценности, установки.
Формировалась новая концепция человека
─ решительной и предприимчивой личности.
В ходе Реформации XVI в. религиозные догмы
сменились установками на успех, достаток,
социальное и материальное благополучие.
Вера в профессию, в которой можно многого
достичь сменила веру в Бога.
То есть, рушились прежние установки,
ценности, таяла вера во всемогущество
церкви, вера в Бога не давала ответов
на многие вопросы. И все эти духовные
процессы происходили на фоне перемен
социальных, общественных, политических.
Но жить без веры ─ нельзя. И
возникла вера в науку!
Безусловно, развитие науки
и техники в XV-XVI вв. подготовили научную
революцию XVII столетия!