Наука и техника эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 09:06, доклад

Описание работы

Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. «Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─возврат к ценностям античного мира. В этот период происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Деятели эпохи Возрождения или (как они себя называли) гуманисты верили, что они формируют новую эпоху, с новым укладом жизни и возрожденными ценностями античного мира. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия. Пико дела Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек ─ единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания ─ этику и науки о природе.

Файлы: 1 файл

2 Наука и техника эпохи Возрождения.docx

— 18.60 Кб (Скачать файл)

§2 Наука и техника эпохи Возрождения

 
Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. «Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─возврат к ценностям античного мира. В этот период происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Деятели эпохи Возрождения или (как они себя называли) гуманисты верили, что они формируют новую эпоху, с новым укладом жизни и возрожденными ценностями античного мира. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия. Пико дела Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек ─ единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания ─ этику и науки о природе. 
 
^ В эпоху Возрождения блестящее развитие получает литература и изобразительное искусство (живопись, скульптура). 
 
Искусство оказалось вплетено во все сферы человеческой жизни. Огромное влияние оказало искусство и на развитие науки. ^ Наука в эпоху Возрождения становится активной, творческой. Творчество гуманисты воспринимали как одно из главных предназначений человека. Так, Леон Батиста Альберти (1404-1472) ─ писатель, архитектор, теоретик искусства ─ утверждал, что в своей жизненной практике человек должен раскрыть заложенные в нем способности. В этом главная цель его существования. Причем, творчество понималось очень широко ─ от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. 
 
Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый ─ профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые! 
 
В наивысшей степени все эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве ^ Леонардо да Винчи. Мир его интересов не поддается одномерному определению. Его влекли не только архитектура, скульптура и живопись. Он не с меньшим увлечением изобреталневиданные машины, замысловатые конструкции, придумывал невероятное оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты, фортификационные сооружения, каналы. Он соединил науку, технику и искусство в практических целях. Одним из первых Леонардо применил в науке эксперимент, утверждая, что опыт никогда не обманывает. 
 
В Эпоху Возрождения в Западной Европе произошли изменения во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях, что подготовило научную революцию XVII века.  
 
Крупнейшим научным открытием периода стала гелиоцентрическая модель мира, созданная Н.Коперником, к которой ученый пришел скорее под сильным влиянием чувства гармонии, чем в ходе научных изысканий. Для Н. Коперника, убежденного в простоте, разумности природы, система Птоломея выглядела совсем негармоничной, очень сложной, какой-то нагроможденной. Результатом его сомнений стало создание новой концепции мироустройства. Гелиоцентрическая картина мира с доказательствами была изложена им в труде «О вращениях небесных сфер», который был опубликован незадолго до его смерти и в 1616 г был внесен католической церковью в «Список запрещенных книг». Запрет был снят только спустя более 200 лет. 
 
Научная мысль в эпоху Возрождения была представлена исследованиями по оптике, электричеству, магнетизму, механике.  
 
Среди работ в области математики и механики можно выделить труд Николы Тартальи (1499-1552) «Проблемы и различные изобретения» (1546), в котором он утверждал, что траектория снаряда всегда криволинейна и не содержит прямолинейного участка. Его ученик Джован Бенедетти (1530-1590) создал учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (сила тяжести жидкости, налитой в сосуд, может отличаться от силы, с которой эта жидкость действует на дно сосуда).  
 
Выдающимся математиком и механиком своего времени был голландец Симон Стевин (1548-1620). Им, в частности, были определены условия равновесия на наклонной плоскости и доказан закон Архимеда. 
 
Научные исследования в области оптики проводил Франческо Мавролика (1494-1575). В своих научных трактатах он пытался уточнить представления об оптике глаза. Им были представлены объяснения причин близорукости и дальнозоркости на основании доказанного утверждения, что хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Мавролик также впервые указал на семь цветов радуги и показал, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге. 
 
Блестящие опыты по магнетизму проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и описал их в своей книге «Магнетизм». 
 
Одним из основателей науки «об электричестве и магнетизме» был ученый и врач по профессии Вильям Гильберт (1544-1603). Он провел много экспериментов по электричеству, но создать теорию электромагнитного поля ему не удалось. 
 
Гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости и свободы научного поиска. Это, несомненно, отразилось на развитии сферы гуманитарных наук. В этот период в трудах Н. Макиавелли (1469-1672) было положено начало политологической науки. Являясь одним из ярких представителей идеологов буржуазного государства эпохи первоначального капитала, Н. Макиавелли утверждал, что интерес ─ это движущая сила истории. Могущественнейший из интересов человека ─ приобретение или сохранение частной собственности.  
 
Возникли утопические концепции Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1668-1639).  
 
Период первоначального накопления капитала и бурное развитие товарно-денежных отношений как следствие великих географических отношений, захвата и ограбления колоний привели к возникновению первой в истории экономической мысли школы меркантилизма. Представители этой школы рассматривали деньги как абсолютную форму богатства и давали практические рекомендации по его увеличению. 
 
Английским купцом Т. Манном (1571-1641) в общих чертах была разработана теория протекционизма (политика защиты национального рынка). 
 
В это время были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствован часовой механизм. Иоганн Гуттенберг создал печатный станок, что по значимости сравнимо с изобретением в древности колеса или письменности.  
 
Первые конструкции телескопов были изобретены Галилеем, Кеплером, Ньютоном. Так, телескоп Галилея состоит из одной выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удаленного предмета.  
 
Первые сложные микроскопы были изготовлены уже в конце XVI в. Славу же микроскопу принесли работы голландского ученого Антонии Ван Левенгука, открывшего и изучавшего с его помощью мир микроорганизмов. Некоторые его приборы позволили получить увеличение в 300 раз. 
 
Изобретение ртутного барометра связано с возникновением теории атмосферного давления, которую опытным путем подтвердил французский естествоиспытатель Блез Паскаль. Появилась новая единица измерения - миллиметр ртутного столба и в 1644 г. Э. Торричелли был изобретен прибор, с помощью которого можно измерить атмосферное давление - ртутный барометр. 
 
Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами. Эти идеи воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В Париже был возведен знаменитый собор Парижской Богоматери, начато строительство Лувра и новой ратуши.  
 
В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым тлеющим фитилём), изобретение пистолета. При этом (как уже отмечалось выше), повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшие в горнорудном деле.  
 
Таким образом, в XIV—XVI столетиях в науке и технике большинства стран Европы произошли важные изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Прежде всего, стал возрождаться интерес европейцев к полузабытому наследию разрушенной античной культуры. В этот период истории жили знаменитые учёные и инженеры - Леонардо да Винчи, Николай Коперник и Галилео Галилей. Быстро развивались такие науки, как математика, астрономия, механика. Продолжалось становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества. 
 
Эпоха Возрождения ─ особый период в европейской истории. С одной стороны, это расцвет искусства, возрождение античности, гуманизм. Но, с другой стороны, рушились прежние ценности, установки. Формировалась новая концепция человека ─ решительной и предприимчивой личности. В ходе Реформации XVI в. религиозные догмы сменились установками на успех, достаток, социальное и материальное благополучие. Вера в профессию, в которой можно многого достичь сменила веру в Бога. 
 
То есть, рушились прежние установки, ценности, таяла вера во всемогущество церкви, вера в Бога не давала ответов на многие вопросы. И все эти духовные процессы происходили на фоне перемен социальных, общественных, политических. 
 
Но жить без веры ─ нельзя. И возникла вера в науку! 
 
Безусловно, развитие науки и техники в XV-XVI вв. подготовили научную революцию XVII столетия!


Информация о работе Наука и техника эпохи Возрождения