Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:00, статья
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в творческой изобразительной деятельности занимает особое место. Все родители хотят, чтобы их дети развивались правильно и гармонично, а для этого необходимо развивать творческие способности, сделать это довольно просто через освоение различных техник рисования.
Нетрадиционные изобразительные техники как средство развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский.
Все начинается
с детства. Уже в самой сути
маленького человека заложено стремление
узнавать и создавать. Результативность
воспитательного процесса тем успешнее,
чем раньше, чем целенаправленнее
у детей развивается
Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.
Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности [1] и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в творческой изобразительной деятельности занимает особое место. Все родители хотят, чтобы их дети развивались правильно и гармонично, а для этого необходимо развивать творческие способности, сделать это довольно просто через освоение различных техник рисования.
В Изобразительном искусстве
техникой принято называть совокупность
специальных изобразительных
Техникой рисования, которой должны овладеть школьники, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке [2].
Традиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, свои впечатления и отношения к чему-либо в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, и используя традиционные инструменты рисования: кисть, карандаши, фломастеры.
Нетрадиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов.
Задача педагога заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание применения различных техник и помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках изобразительного искусства. На этих уроках есть большие возможности проявить творческий потенциал в тех видах деятельности, которые для учащихся приемлемее, предпочтительнее. Учитывая индивидуальное своеобразие проявления творческих способностей, в том числе и специальных художественных способностей, необходимо создавать условия для включения детей в наибольшее количество видов изобразительной деятельности, знакомить с разнообразными изобразительными техниками, в том числе нетрадиционными, с тем, чтобы каждый смог проявить и развить свои творческие способности наиболее полно.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут именно нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства. Мир маленького человека, красочный, эмоциональный. В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, присущих только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?
Особенно важным в изобразительной деятельности являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращают творчество в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к творчеству как главной ценности. Большинство нетрадиционных изобразительных техник не требуют от рисовальщика высокого уровня владения художественными средствами, поэтому с помощью них учитель может создавать ситуации успеха, повышая, таким образом, учебную мотивацию учащихся. В ходе успешного выполнения работы дети получают удовольствие от своей работы, улучшается их эмоциональное самочувствие. Освоение материала при этом не бывает скучным, стимулируется познавательная активность учащихся, поощряется творческая инициатива.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Приходя на урок хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. К сожалению, не все дети любят рисовать предметы, людей или какие – либо сюжеты на заданную тему, используя традиционные способы рисования – я думаю, проще и интереснее ребёнку будет рисовать, применяя нестандартные техники. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, свеча, зубная паста и много другое.
Такие нестандартные техники совсем не сложные, а получаются довольно эффектными, что придаёт ребёнку уверенности в себе, а значит, желание рисовать больше и больше узнавать о новых техниках рисования.
Использование в уроке нетрадиционных изобразительных техник создает дополнительные возможности для творчества, полета фантазии. В процессе выполнения заданий у детей развивается творческое воображение, т.е. создание новых, оригинальных образов, идеи, представлений, которые воплощаются затем в произведении.
Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но их отличие заключается в том, они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и дают возможность расширить круг умений. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения [3].
Нетрадиционные техники рисования создают на уроке условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы, до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Учителю остается, только, корректировать деятельность учащихся [4].
В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагают разнообразные виды деятельности, это способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует множество новых ощущений, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления [5].
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным [5].
Здесь нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Переживание успеха в начальной школе особенно важно для детей, ведь оно дает уверенность в свои силы и возможности. Именно поэтому нетрадиционные техники рисования так активно используются при коррекционной работе с детьми.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования:
1) расширяют
круг умений учащихся, по средствам
ознакомления детей с
2) создают на уроке условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.
3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.
4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика.
5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое.
Опыт показывает, что на уроках изобразительного искусства с применением нетрадиционных изобразительных техник учитель создает дополнительные проблемные ситуации, дает несколько вариантов заданий, тем, в рамках которых учащиеся учатся использовать изобразительные техники в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов выполнения задания в различных техниках. Такой подход способствует развитию у учащихся дивергентного мышления, его вариативности и гибкости.
Я считаю что, применяя нестандартные методики обучения, учителю на уроке следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. На уроке в душе ребенка происходит великая работа, которую способна в какой-то степени увидеть и почувствовать только педагогическая проницательность. Каждому ребенку учитель должен помочь в выборе нетрадиционной техники, учитывая интересы, склонности ребенка и уровень владения им изобразительной грамотностью.
На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, передового педагогического опыта, наблюдений за учебной деятельностью учащихся художественной школы можно утверждать, что применение нетрадиционных изобразительных техник на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся. Опыт показывает, что использование нетрадиционных изобразительных техник на уроках как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно, особенно в школьном возрасте, заинтересовать предметом, научить посещать уроки изобразительного искусства с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет. Первостепенная задача педагога помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, и еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения гения. Разнообразные нетрадиционные способы рисования учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное “Я” через воплощение своих идей при создании необычных рисунков.
Учителя могут применять разнообразные художественные техники с учащимися в рамках открытых уроков, в работе с одаренными детьми, а также при подготовке конкурсно-выставочных работ. В любом случае данное направление в работе подтолкнет и учителя и ребенка к поиску новых оригинальных форм и методов творческой деятельности.
Литература