Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:33, реферат
Джотто ди Бондоне (~1266-1337г) великий флорентийский художник, скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. Настоящий реформатор, резко выделяющийся на фоне прочих мастеров своего времени своей склонностью к смелому новаторству. Джотто смело рвет с традициями средневековой византийской иконописи, что делает его родоначальником нового искусства, новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.
Агудова Е.А. 4й курс
группа 084
Новаторство и реформы Джотто
Джотто ди Бондоне (~1266-1337г)
великий флорентийский
Джотто является первым в западноевропейском мире художником, порвавшим с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у него живопись обретает самостоятельное значение и перестает быть лишь дополняющим комментарием к Священному Писанию. В своих Библейских сценах он изображает живых людей с живыми эмоциями, его персонажи приобрели индивидуальные черты. Но самое главное, объем взамен плоскости привнесенный этим великим художником, его моделировка объема тенью, что добавило его фрескам и картинам такую новаторскую для его времени реалистичность.
Автор не владел анатомией и не был знаком с научной перспективой, что заметно по его далеким от природного правдоподобия изображениям животных, так же сразу заметно, что его мало интересовали обстановка, интерьер и природа, играющие своего рода фон для фигур. Хотя он и был истинным наблюдателем окружающей жизни. В своем творчестве Джотто волновали только человек, его поступки и переживания, воплощенные в достаточно условной форме. Человек на изображениях Джотто – герой полный ощущения собственного достоинства, сочетающий в себе широту и сдержанность. Каждая фигура мастера - это монумент человеку утверждающему себя в мире. Правда даже такому новатору как Джотто трудно было отойти от элементов схематизации, лица многих его персонажей построены по одному типу, и автору не всегда удавалось вдохнуть в них жизнь.
Реформаторство и новаторство Джотто ди Бондоне
Итак, главным достижением Джотто ди Бондоне, за которое его во весь голос восхваляли как современники, так и последователи, является открытие нового этапа в истории Европейской живописи, ставшее предвестником искусства Возрождения. Джотто, преодолев итало-византийские традиции готического средневековья, создает приближенный к реальному по материальности и пространственной протяженности облик мира. Как впоследствии отзывались о нем другие мастера, Джотто видел в искусстве то, что было недоступно другим, творец привнес естественность в искусство. Несмотря на то, что Джотто до конца так и не освоил законы перспективы, потому его задний план пропорционально не соотносился с фигурами на переднем, которые были неестественно большими и местами не соответствовали человеческому строению, ему все же удалось добиться трехмерности и объема.
Так же важным моментом новаторства Джотто вляется то, что он первым переместил в центр внимания человека и природу, ранее служивших лишь как вспомогательный элемент для изображения Бога, ангелов и всего небесного. То есть, мастер перенес эстетический и этический центр тяжести из небесной сферы в земную, людскую, реальную.
Вдобавок, Джотто первым в итальянской живописи вынес точку зрения за пределы картины, таким образом, создав, независимое от зрителя живописное пространство.
Именно с этого художника прекращается господствующая ранее в христианском искусстве двойственность. Сама действительность теперь становится для Джотто формой проявления Бога и веры. Он вносит в религиозные сюжеты земное начало. Художник, с небывалой жизненной убедительностью, превращает в полные драматизма увлекательные рассказы сцены из евангельских легенд.
Для достижения глубины изображения Джотто использовал как ранее известные приемы – угловые ракурсы, упрощенную перспективу, так и собственноручно разработанные приемы тональной светотеневой моделировки форм, достигаемой постепенным высветлением основного насыщенного тона, что и придавало формам почти скульптурную объемность, при этом сохраняя декоративные функции сияние чистых цветов.
Итак, Джотто удалось сместить акцент в сюжете, найти новую трактовку образов, изменить колорит и самое главное, художнику удалось стать новатором в построении объема и пространства, что предвосхищало новое мироощущение грядущей эпохи. Благодаря всему этому, его фрески утратили иконный характер. Его произведения представляют собой «сюжетный диалог» между двумя персонажами или группы, в то время как раньше фигуры обращались к зрителю. Если в средневековой живописи фигуру располагали преимущественно в центре и в анфас, то Джотто предпочитает располагать обоих персонажей по краям и в профиль, иногда, даже спиной к зрителю.
Художник вводит философское начало в религиозные сюжеты. Он анализирует душу человека, постигает его чувства, представлет различные стороны его характера, его нравственное состояние, извлекая из всего этого философскую мысль.
Джотто вводит натурализм в итальянское искусство, переносит сокральные сюжеты на землю, в реальные пейзажи со зданиями и полями. Его приемы изображения объема становятся, светотеневой моделировки с использованием ярких чистых красок и отсутствия темных теней вплоть до 16го столетия становятся основополагающими в итальянской монументальной живописи.
Он настолько прославился уже при жизни, что даже Данте упоминает его в своей «Божественной комедии», как самого замечательного живописца своего времени. Так же хвалебным словом удостоили его Боккаччо, Петрарка и Гиберти.
Его прямыми учениками и
Основными работами Джотто являются – Церковь Сан-Франческо в Ассизе, Капелла в Скровеньи в Падуе, церковь Флорентийского аббатства и церковь Святого Креста во Флоренции. Мозаика «навичелла» в Риме.