Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:40, контрольная работа
Произведения этого художника неизменно погружают зрителя в мир детства. Невероятные персонажи, например зеленые козы или коровы, у него гуляют где хотят, люди ходят задом наперед, сидят на крышах, летают и переворачиваются вверх ногами, предметы помещаются один в другом и вытворяют еще бог знает что, не поддающееся логике обычного мышления. Это похоже на воплощение детской мечты, бессознательных всплесков фантазии или сновидений. Не зря один из критиков назвал искусство Шагала ночным. Но такое мироощущение художник сохранял всю жизнь, он был всегда неожиданным и эксцентричным
С 1923 года Шагал вновь в Париже, где вошел в европейскую Художественную элиту. По заказу А.Воллара художник проиллюстрировал «Мертвые души» Гоголя (1923-1927 годы), затем исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927—1950 годы).
В двадцатые—тридцатые годы художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французской природой (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937-м).
А.С. Шатских пишет: «В 1931 году Шагал совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930—1939 и 39 офортов в 1952— 1956 годы) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала11.
В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалипсические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, «Распятый художник», 1938—1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.)»12.
Горящий Витебск служил фоном для многочисленных композиций Шагала с умирающим на кресте мучеником-земляком.
Во время Второй мировой войны Шагал по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства в мае 1941 года вместе с семьей из Марселя отправился в США. В Нью-Йорк Шагал приехал на следующий день после нападения Германии на Советский Союз.
«Я жил и работал
в Америке,— вспоминал
В сентябре 1944 года Шагал пережил внезапную смерть жены: огромной силой любви проникнуты композиции «Моей жене посвящается» (1943—1944 годы), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи (обе — 1945 год). В 1945 году Шагал написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И.Стравинского «Жар-птица».
В 1948 году художник вернулся во Францию, поселившись около Ниццы. Вскоре он получил Гран-При за иллюстрации к «Мертвым душам» на 24-м биеннале в Венеции.
В 1952 году Шагал женился во второй раз — на Валентине Григорьевне Бродской. В пятидесятые—шестидесятые годы, совершив поездки в Грецию и Италию, он создает циклы цветных литографий, станковых и книжных работ. Наиболее известны иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962 годы).
В последние годы мастер уже не писал картины, полностью посвятив себя литографиям. У Шагала в помощниках было два Шарля: литограф Шарль Сорлие и художник по стеклу Шарль Марк.
Теперь Шагала все больше интересуют монументальные виды искусства, он занимается мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В 1957 году художник чрезвычайно увлекся витражами. Вместе с Марком Шагал сделал около 1200 квадратных метров витражей для соборов Реймса, Меца, Цюриха, небольшой деревушки Кент около Лондона, и, наконец, на тему «Мир» для ООН.
В 1963 году, когда Шагалу предложили расписать потолок парижской оперы, ему было 76 лет. Над росписью он с увлечением трудился более года.
Плафон в «Гранд Опера», заказанный президентом Шарлем де Голлем и министром культуры А. Мальро, завершенный в 1964 году, вызвал небывалый резонанс. В 1966 году Шагал создал новый шедевр — панно для «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. В том же году художник поселился на вилле «Коллин» в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль де Ване, километрах в двадцати от Ниццы. Большие шагаловские полотна висели в просторной зале, в окно была видна стена, украшенная мозаикой, выполненной по его рисунку. На этой вилле, расположенной в глубине парка, художник прожил последние двадцать лет жизни.
В 1973 г. в Ницце был открыт необычный музей «Библейское послание» — специально выстроенное здание, в котором расположились сотни офортов, рисунков, картин, витражей, шпалер, скульптур Марка Шагала на религиозные сюжеты. Правительство Франции объявило этот музей национальным13.
Его Мечта побывать в России осуществилась только в 1973 г., когда художнику было уже 86 лет. Он провел несколько дней в Москве и Ленинграде, увидел свою выставку в Третьяковской галерее, побывал в кабинете учителя Н. Рериха. Но в Витебск, о котором грезил более 50 лет, так и не попал. Лишь со временем земляки М. Шагала организовали его музей и установили памятник.
Когда Шагал вернулся из поездки, он написал большую картину «Возвращение блудного сына». На фоне Витебска он изобразил старика, перед которым стоит на коленях его сын.
Награды и отличия стали свидетельствами высочайшего мастерства художника. В 1977 г. Шагал был удостоен ордена Почетного легиона.— высшей награды Франции. А в честь 90-летия художника, вопреки традиции, в Лувре была устроена его прижизненная выставка14.
И только настоящая родина никак не хотела признавать своего сына. Во времена «оттепели» 60-х гг. художника навестил советский поэт Е. Евтушенко. М. Шагал был счастлив, что о нем вспомнили, передал свою книгу Н. С. Хрущеву, но этот подарок до него так и не дошел, потому что ответственному чиновнику имя художника ни о чем не говорило.
Марк Шагал умер вечером 28 марта 1985 года.
Скончался М.3. Шагал в местечке Сен-Поль-де-Венс, около Ниццы, в возрасте 97 лет. На устах его замерла улыбка. До конца жизни он сохранял удивительное жизнелюбие, несмотря на тяжкие испытания. В одном из интервью, опубликованном во время посещения СССР, он сказал: «Что бы я ни изображал, это о любви и о нашей судьбе... Про это мое искусство. Это во мне заложено, это сильнее меня самого». Художник твердо верил, что только любовью и красотой можно победить жестокость и зло. В этом и состоит жизнеутверждающая сила его искусства.
1 Скляренко В.М., Иовлева Т.В. , Рудычева И.А. 100 знаменитых художников, XIX – XX вв. – Харьков: Фролио, 2004. – С. 480.
2 Маркел М. Мечтатель из местечка История Марка Шагала. – М.: Текст, 2010. – С. 7 - 8.
3 Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобраз. Исскуство. 1995. – 67 - 68.
4 Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: Вече, 2001. – С. 403..
5 Скляренко В.М., Иовлева Т.В. , Рудычева И.А. 100 знаменитых художников, XIX – XX вв. – Харьков: Фролио, 2004. – 482.
6 Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников: судьба и творчество / Ладвинская А.А. – Донецк: БАО, 2006. – С. 475.
7 Сарабьянов Д.В. История русского исскуства XIX – начала XX века. – М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2001. – С. 299.
8 Скляренко В.М., Иовлева Т.В. , Рудычева И.А. 100 знаменитых художников, XIX – XX вв. – Харьков: Фролио, 2004. – 483.
9 Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобраз. искусство. 1995. – С. 148.
10 Сарабьянов Д.В. История русского искусства XIX – начала XX века. – М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2001. – С. 225.
11 Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2004. – С. 448.
12 Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2004. – С. 448.
13 Скляренко В.М., Иовлева Т.В. , Рудычева И.А. 100 знаменитых художников, XIX – XX вв. – Харьков: Фролио, 2004. – С 485.
14 Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников: судьба и творчество / Ладвинская А.А. – Донецк: БАО, 2006. – 477 с.