«Изображение героически прекрасного
человека, полного сдержанного напряжения
жизненных сил, составляло основную задачу
Поликлета (работал в 60-20 гг. 5 в. до н.э.).
Для современного зрителя такая тема может
показаться несколько узкой, но для античного
грека, привычного к тому, что человек
бы, собственно, единственным объектом
изображения, творчество Поликлета не
казалось монотонным. Поликлет вошел в
историю искусства как создатель определенной
системы отношений, определяющих гармоническую
красоту человеческого тела. «Канон» Поликлета
нередко сравнивают с греческими философскими
теориями – будь то учение Анаксагора
о могуществе разума, творящего по законам
логики, или пифагорейские идеи о совершенстве
гармонических числовых отношений. Надо,
однако, иметь в виду, что Поликлет строил
свой канон, исходя из чувственно-конкретных
представлений».14
«Одним из самых ранних произведений
в атлетическом жанре Поликлета считается
статуя Киниска, юного атлета из Мантинеи,
победителя в соревнованиях кулачных
бойцов на Олимпийских играх. (см. приложение
6) Время ее создания - 60-е гг. V в, до н. э.
Поликлет изобразил олимпийского победителя
в тот момент, когда он увенчивал свою
голову».15 Победитель, отставив правую
ногу в сторону, и склонив голову вправо,
стоит на левой ноге. Его стройное тело
замерло в этом замирающем движении. Создается
впечатление медлительности из за ослабленных
мускул тела, а также с пассивным наклоном
головы. Композиция статуи центростремительна,
замкнута, умиротворенна. Упор всей фигуры
приходится на левую ногу, все ее движение
находится в правой руке и наклоне головы
навстречу. Согнутая нога и повисшая левая
рука совершенно расслаблены и подчинены
силе притяжения, уравновешивает их поднятая
рука, держа венок. Здесь впервые встречаются
правила крестообразного соответствия
подобных друг другу форм: правая - левая,
низ - верх. Образуется баланс, который
долгое время не давался ваятелям стоящих
фигур. Итак, уже в ранней бронзе Поликлета
наблюдается особенность постановки фигуры,
которая опирается на нижнюю часть лишь
одной ноги.
Поликлет пытается установить
законы пропорций. «Принципы Поликлета
были основаны на взаимоотношениях между
отдельными частями фигуры, причем отдельные
части тела Поликлет рассматривал, очевидно,
как части общей высоты фигуры. Таким способом
Поликлет устанавливает идеальную середину
тела, вычисляет, что ступня равняется
одной шестой высоты фигуры, голова –
одной восьмой, лицо и кисть руки – одной
десятой и т.д. Образцовой статуей, в которой
Поликлет воплотил принципы своего «Канона»
и которая поэтому в древности также называлась
«Каноном», является так называемый Дорифор
(копьеносец)».16 (см. приложение 7)
«Дорифор» - статуя юноши, который
победил в метании копья, был создан Поликлетом
между 450 и 440 гг. до н. э. Воспроизводившиеся
копии этой скульптуры стояли не только
там, где юноши занимались упражнениями,
но и во многих городах Древней Эллады.
В наше время «Дорифор» остался одним
из прекраснейших изображений человеческого
тела в мировом искусстве.
Около 420 г. до н. э. Поликлетом
был создан «Диадумен» - юноша с повязкой
вокруг головы. (см. приложение 8) Это вторая
наиболее известная статуя Поликлета
после «Дорифора». В основе композиции
тела лежат арифметически гармоничные
пропорции. Стройность всей фигуре атлета
придает освобожденный торс, так как руки,
движущиеся на уровне плеч и держащие
концы ленты, освобождают его. «Диадумен» - самый подвижный
и самый эластичный из известных персонажей
Поликлета. Здесь все подчинено одному
лишь только плавному движению: победитель
состязаний завязывает на голове повязку
лауреата. «Диадумен» дает наглядный пример
прекрасно сложенного и идеально развитого
мужского тела.
«Сравнение «Дорифора» (около
440 г. До н. э.) с позднейшим «Диадуменом»
(римская мраморная копия с бронзового
оригинала; Афины, Национальный музей)
показывает, что фигура Диадумена не только
изящнее по силуэту, но и отличается большей
легкостью пропорций».17
Таким образом, Поликлет в своем
деле добился огромных результатов. Воздвигнутые
им фигуры атлетов пользовались громкой
славой в Древней Греции. Фигуры обретают
свободу движения, они легко вписываются
в то пространство, неотъемлемой частью
которого являются.
4.
Лисипп
Лисипп был многогранным художником.
«Лисипп — третий великий скульптор IV
в. до н. э. (370—300 гг. до н. э.). Работал он
в бронзе и, если верить древним писателям,
оставил после себя 1500 бронзовых статуй,
которые до нас в подлиннике не дошли.
Лисипп использовал уже известные сюжеты
и образы, но стремился их сделать более
жизненными, не идеально совершенными,
а характерно-выразительными. Так, атлетов
он показывал не в момент наивысшего напряжения
сил, а, как правило, в момент их спада,
после состязания. Именно так представлен
его Апоксиомен, счищающий с себя песок
после спортивного боя. У него усталое
лицо, слипшиеся от пота волосы. Пленительный
Гермес, всегда быстрый и живой, тоже представлен
Лисиппом как бы в состоянии крайнего
утомления, ненадолго присевшим на камень
и готовым в следующую секунду бежать
дальше в своих крылатых сандалиях. Утомленным
от подвигов изображает Лисипп и Геракла
(«Отдыхающий Геракл»). Лисипп создал свой
канон пропорций человеческого тела, по
которому его фигуры выше и стройнее, чем
у Поликлета (размер головы составляет 1/9 фигуры)».18
Продолжил традиции классического
искусства выдающийся скульптор Лисипп,
который стремился создать обобщенно-типический
образ, показывая характерные черты человека
той эпохи. Но эти черты уже были совсем
другие. «Лисипп перестает рассматривать
создание образа совершенного человека
как основную задачу искусства. Большой
художник, он чувствовал, что изменившиеся
условия жизни общества лишили этот идеал
того реального содержания, которым он
обладал прежде. Лисиппа и мастеров его
круга интересуют особенности возраста
человека, принадлежность героя к тому
или другому физическому типу или психологическому
складу характера».19
Лисипп говорил, что он изображает
людей такими, какими их видят окружающие
люди, а не такими, какие они есть на самом
деле. Ему удалось оживить фигуру, придавая
движение ее частям, в соответствии с замыслом.
Лисиппу удавалось также связывать фигуру
с пространством так, что можно было представить
ее дальнейшее движение.
Лисипп свои работы выполнял
в бронзе, так как он создавал статуи в
движениях, сложных действиях, а бронза
не требует настолько устойчивого равновесия,
в отличии от хрупкого мрамора.
К сожалению, не сохранилось
ни одной его статуи, но о его стиле можно
судить по сохранившимся копиям. Лисипп
предпочитал создавать статуи мужских
фигур, так как ему нравилось изображать
трудные подвиги мужей.
«Так Лисипп создает работы,
проникнутые непосредственно-жизненным
восприятием реальности, и одновременно
выполняет произведения парадного монументального
искусства, в том числе статуи, предназначенные
для украшения больших площадей. Однако
наиболее ценными в творчестве Лисиппа
являются те его работы, в которых сказывается
новое понимание образа человека. Наиболее
полно оно раскрылось в бронзовой статуе
Апоксиомена (дошедшей до нас в римской
мраморной копии). Юноша изображен в тот
момент, когда он скребком счищает приставший
во время борьбы песок. В фигуре угадывается
состояние нервной усталости, наступившей
после пережитого напряжения. Такое сложное
по своему характеру переходное эмоциональное
состояние решительно противоречит традициям
высокой классики».20
«Апоксиомен» стал самым известным
произведением Лисиппа. (см. приложение
9) «Тело «Апоксиомена» моделировано на
неуловимых переходах, на непрерывной
смене выпуклостей и углублений».21 Фигура задумана в очень непростых
формах. Плоскости туловища связывают
всю фигуру в одно гармоничное целое. Голова
не менее выразительна, чем тело; на энергично
обрисованных формах ее чувствуется движение
живой поверхности кожи. Глаза имеют круглые
формы, но они не смотрят открыто и свободно,
а слегка прищурены, на лбу - глубокая горизонтальная
складка, что указывает на усталость, также
при этом приоткрыт рот, создавая впечатление
усиленного дыхания. Волосы представляют
собой вьющиеся кудри, некоторые из которых
выделяются, тем самым нарушая правильный
контур его головы. Вся статуя весьма
далека от классического спокойствия
и уравновешенности.
Статуя «Отдыхающий Гермес»,
созданная Лисиппом, а возможно и одним
из его учеников, близка к «Апоксиомену».
Создается впечатление, что Гермес присел
на край скалы. Мастер в своем произведение
передал одновременно и покой, и усталость,
и готовность продолжать полет дальше.
«Характерно, что универсально-обобщенный
образ атлета или воина уступает место
более частной интерпретации – Гермес
дан как стройный бегун, а свершитель подвига
Геракл передан во всей своей грузной
и тяжеловесной мощи».22
Таким образом, искусство Лисиппа
занимает пограничную зону на рубеже эпох
классики и эллинизма. Оно еще верно классическим
концепциям, но уже подрывает их изнутри,
создавая почву для перехода к чему-то
иному, более раскованному и более прозаическому.
Заключение
Таким образом, только на протяжении
нескольких веков проблема изображения
«идеального человека» в скульптуре древнегреческого
искусства проходит целый ряд изменений.
Большие перемены в изобразительном
искусстве наблюдаются в конце VI - начале
V в. до н. э. Более всего эти перемены затронули
изображения человека в скульптуре. Со
временем статуи приобретают реалистичность
изображений. Также меняется сюжетика
произведений и отношение создателей
к предмету изображения. В ступенях развития
эволюции скульптуры, от неподвижности
в архаике до эллинизма, наблюдается динамика.
Статуи атлетов и героев были
достаточно распространенными в Древней
Греции. Выдающийся скульптор Мирон четко
осознавал, что нужно изменить в скульптуре
для того, чтобы «оживить» неподвижный
образ. Он создал статуи в движении.
В произведениях Мирона торс скульптур
остается неподвижным, и только в конечностях
сосредотачивается вся концентрация движения.
Следующим скульптором
после Мирона был Поликлет. Он сумел поменять
даже положение самой фигуры в пространстве.
Например, в «Дорифоре» тело фигуры опирается
на одну ногу, отводя другую назад. Фигура,
находящаяся в покое, вдруг наполняется
динамикой внутреннего движения.
В эпоху поздней классики изменения
в скульптуру внес, не менее выдающийся
скульптор, чем Мирон и Поликлет, Лисипп.
Образы атлетов Лисиппа дополняются психологическими
нюансами: фигура находится не только
в покое или в движении.
Если Мирона увлекала проблема
правдивого и убедительного изображения
движения, то Поликлет был заинтересован
в том, чтобы правильно соблюсти пропорции,
на основе которых можно построить человеческое
тело в скульптуре. Наивысшим художественным
открытием Лисиппа было создание нового
пластического идеала атлета, вобравшего
в себя все лучшее, что было создано до
него, и поднявшего этот идеал на недосягаемую
высоту.
Список
использованной литературы
1. Виппер Б. Р. Искусство Древней
Греции. М., 1972.
2. Ильина Т. В. История искусств.
Западноевропейское искусство. М., 2000.
3. Колпинский Ю. Д. Искусство
Греции эпохи расцвета. М., 1937.
4. Колпинский Ю.Д. Скульптура
Древней Эллады. М., 1977.
5. Ривкин Б. И. Античное искусство.
М.,1972.
6. Соколов Г. И. Мирон и Поликлет.
Альбом репродукций. М., 1961.
Приложение
1. Курос из Тенеи. Мрамор.
Около 560 г. до н. э. Мюнхен. Глиптотека.
(Ривкин Б. И. Античное искусство.
М.,1972. С. 66.)
2. Курос с мыси Сунион.
Мрамор. Около 600 г. до н. э. Афины. Национальный
археологический музей.
(Ривкин Б. И. Античное искусство.
М.,1972. С. 66.)
3. Курос из Аттики. Мрамор. Около
520 г. до н. э. Афины. Национальный археологический
музей. (Ривкин Б. И. Античное искусство.
М.,1972. С. 66.)
4. Мирон. Дискобол. 460-450 гг. до
н. э. Бронзированное воспроизведение
с римской копии из национального музея
Терм в Риме. (Ривкин Б. И. Античное искусство.
М.,1972. С. 130.)
5. Афина и Марсий. Римская копия.
Мрамор. II четверть V в. до н.э.
(Из кн.: Популярная художественная
энциклопедия. М., 1986. С.123.)
6. Поликлет. Киниск. Копия. (С
сайта «Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина». Точка доступа: http://www.arts-museum.ru)
7. Поликлет. Дорифор. 450-440 гг.
до н. э. Римская копия. Мрамор. Неаполь.
Национальный музей. (Ривкин Б. И. Античное
искусство. М.,1972. С. 131.)
8. Поликлет. Диадумен. Реконструкция.
(С сайта «Универсальная научно-популярная
онлайн-энциклопедия «Кругосвет»». Точка
доступа: (http://www.krugosvet.ru)
9. Лисипп. Апоксиомен. 325-300 гг.
до н. э. Римская копия. Мрамор. Ватикан.
(Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.
С. 194.)
1 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.
М., 1972.
2 Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.
3 Колпинский Ю. Д. Искусство Греции эпохи
расцвета. М., 1937.
4 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское
искусство. М., 2000.
5 Соколов Г. И. Мирон и Поликлет. Альбом
репродукций. М., 1961.
6 Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.
С. 69.
7 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское
искусство. М., 2000. С. 7.
8 Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.
С. 69.
9 Колпинский Ю.Д. Скульптура Древней
Эллады. М., 1977. С. 7.
10 Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной
Эллады и его значение для современности.
М., 1988. С. 93.
11 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.
М., 1972. С. 56.
12 Ривкин Б. И. Античное искусство. М.,1972.
С. 119.
13 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского
мира и Древней Греции. М., 1970. С. 55-56.
14 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского
мира и Древней Греции. М., 1970. С. 57.
15 Соколов Г. И. Мирон и Поликлет. Альбом
репродукций. М., 1961. С. 9.
16 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.
М., 1972. С. 181.
17 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского
мира и Древней Греции. М., 1970. С. 58.
18 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское
искусство. М., 2000. С. 17.
19 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского
мира и Древней Греции. М., 1970. С. 84.
20 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского
мира и Древней Греции. М., 1970. С. 85.
21 Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции.
М., 1972. С. 254.
22 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского
мира и Древней Греции. М., 1970. С. 85.