Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:50, доклад
Сказка о Снегурочке появилась из старинного славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само значение слова Кострома схоже со словом костер. Сожжение Костромы - это проводы зимы. Обряд производят чтоб обеспечить плодородие земели.Точно так же и Снегурочка прожила до весны и погибла на костре.
по новому мы видим образ снегурочки в сказке А. Н. Островского.Из маленькой девочки – внучки она превращается в красивую девушку, способную зажечь пламя в сердцах юных берендеев чувством любви.
- Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. 1) Варианты народных и авторских сказках:
1.1. А.Н.Афанасьев.
1.2.Владимир Даль.
2) Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка».
3) Музыка П.И.Чайковского к спектаклю «Снегурочка».
4) Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова.
5) Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.
5.1. Книжные:И.Билиблин и
5.2 .Живопись:К.Коровин,В.Васнецов.
5.3. Эскизы костюмов и декораций.
- Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Муниципальная Общеобразовательное Атомное Учреждение
Муниципальная
Исследовательский проект по искусству.
«Полна чудес могучая природа».
Весенняя сказка:
«Снегурочка».
ученица 8 б класса
Куманяева Тая.
Содержание:
- Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. 1) Варианты народных и авторских сказках:
1.1. А.Н.Афанасьев.
1.2.Владимир Даль.
2) Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка».
3) Музыка П.И.Чайковского к спектаклю «Снегурочка».
4) Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова.
5) Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве.
5.1. Книжные:И.Билиблин и
5.2 .Живопись:К.Коровин,В.
5.3. Эскизы костюмов и декораций.
- Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Введение:
Сказка
о Снегурочке появилась из старинного
славянского обряда похорон Костромы.
Кострому хоронят по-разному. Соломенное
чучело, изображающее девушку Кострому,
или топят в реке, или сжигают, подобно
Масленице на костре. Само значение слова
Кострома схоже со словом костер. Сожжение
Костромы - это проводы зимы. Обряд производят
чтоб обеспечить плодородие земели.Точно
так же и Снегурочка прожила до весны и
погибла на костре.
по новому мы видим образ
снегурочки в сказке А. Н. Островского.Из
маленькой девочки – внучки она превращается
в красивую девушку, способную зажечь
пламя в сердцах юных берендеев чувством
любви.
Она выглядела очень
бледной и такая же под стать была и ее
одежда, бело – голубая шубка с меховой
шапкой и рукавичками. Пьеса была написана
в форме драмы, прекрасная и милая девушка
погибает летом во время проведения древнего
славянского ритуала в честь бога Солнца
Ярилы.
Варианты
народных и авторских сказок:
В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с Дедом Морозом. Это сказочная снежная девушка, вылепленная бездетными стариками и растаявшая от огня. В этой сказке нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Существует авторская версия этой сказки: «Девочка Снегурочка». Написал ее В. И. Даль. В этой сказке Снегурочка потерялась в лесу и её спасает собачка Жучка, выгнанная хозяином.
Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев. Его книга вдохновила писателя А. Н. Островского, который в 1873 году написал известную пьесу «Снегурочка». В этом произведении Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»:
1873 году А. Н. Островский,
под влиянием идей А. Н. Афанасьева,
пишет пьесу, столь известную
и любимую русским народом, - «Снегурочка».
В ней Снегурочка предстаёт
как дочь Деда-Мороза и Весны-
Действие происходит
в стране берендеев. Сказочный народ берендеи
перестал жить в гармонии с природой. Из
их жизни стала уходить любовь. Именно
любовь стала сюжетным центром сказки,
сотканной из народно-поэтических мотивов.
Снегурочка олицетворяет сердечную стужу,
дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь,
Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев.
А за “сердечную остуду” берендееа Ярило-Солнце,
сердясь, “стужей мстит”. Тоскуя от одиночества,
желая быть счастливой, как все берендеи,
Снегурочка выпрашивает у своей матери
девичью любовь. Загоревшись восторгом
кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал
ее отец, гибнет “от сладких чувств любви”.
Музыка П.И.Чайковского к спектаклю «Снегурочка»: "Снегурочка" Чайковского стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину".
Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова:
Опера в четырех действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А.Н.Островского.
Сказка А.Н.Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и, на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту».
Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.
Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким. Об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве:
*Декоративно-прикладное: Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Информация о работе Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве