Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:49, реферат
Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то воде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни - это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в укладе жизни общества.
Графический дизайн в рекламе. Сегодня, пожалуй, основная сфера применения средств графического дизайна - это реклама. Именно в интересах рекламы сегодня и развивается современный графический дизайн. Действительно, посредством обширных средств графического дизайна становится гораздо проще и эффективнее осуществить информационную связь с аудиторией. Примером удачного применения графического дизайна в рекламе - является, к примеру, логотип, несущий строго заданный эмоциональный настрой или необходимый минимум информации.
Переоценить значение графического дизайна в рекламе совершенно невозможно. Уже не раз на практике доказывалось, что визуально человек воспринимает информацию изображений на совершенно ином, подсознательном уровне, нежели в случае с текстом или речью. (рис. 2)
Графический дизайн в России. Если мы говорим о графическом дизайне в России, то, в первую очередь, необходимо отметить тот факт, что значительную роль в становлении данной сферы сыграло то, что российские специалисты имеют значительный опыт в такой специфической сфере деятельности как проектирование в графическом дизайне.
Проектирование в графическом дизайне сегодня - сфера быстро развивающаяся и востребованная в таких сферах как автомобилестроение, машиностроение, строительство и т.д.
Для нужд проектирования в графическом дизайне постоянно создаются новые программные продукты, призванные наделить специалиста широкими возможности создания и обработки трехмерных или плоских моделей и т.п.
Несмотря на то, что отечественные разработчики сегодня отстают в области создания подобных программных продуктов (CorelDraw, AutoCad и т.п.), российский графический дизайн - сфера, которая очень эффективно развивается в полном соответствии с современными требованиями рынка рекламы и коммерческого дизайна. (рис. 3)
Композиция в графическом дизайне. Композиция в графическом дизайне играет крайне важную роль. Вполне очевидно - первое, что мы видим, глядя на графическую рекламу - это цветовое решение и расположение элементов. Если данное расположение выполнено гармонично и в соответствии с основными принципами графического дизайна - изображение будет эффективно передавать заложенную в него информацию, или, иными словами, продавать, призывать или предупреждать.
К какому бы виду графического дизайна не относился тот или иной продукт, принципы графического дизайна будут для них общими. И грамотное построение композиции в графическом дизайне - пожалуй, одна из самых основных задач.
Виды графического дизайна. Вопрос о выделении определенных видов графического дизайна - является в настоящее время открытым. Дело в том, что для создания справедливой классификации необходимо четко определиться с критериями такого выделения, а это сегодня достаточно сложно выполнить в силу того, что сам перечень продуктов и принципов графического дизайна находится в теоретической разработке. Тем не менее, существует мнение, что виды графического дизайна в точности соответствуют конкретным видам конечного продукта, выполненного в соответствии с основами и принципами графического дизайна (т.е. печатная реклама, веб - дизайн, упаковка и т.д.).
Графический дизайн - это создание визуально - информативной продукции, несущей также и эмоциональную нагрузку. Правильный графический дизайн - это конструирование восприятия наблюдателем передаваемой информации.
Основной целью графического дизайна является привлечение внимания аудитории к конкретной информации с помощью запоминающегося изображения.
Графический дизайн одновременно решает две задачи: эстетическую и функциональную. Это происходит благодаря широкому набору графических элементов, отобранных и скомпонованных в оригинальную яркую картинку, грамотному подбору шрифтов и цветовой гаммы. Красивый привлекательный дизайн способен оказывать сильное воздействие на аудиторию, формируя у нее мнение о тех или иных товарах, услугах или создавая необходимую атмосферу.
Графический дизайн выполняет три основные функции:
- помогает компании или ее продукции выделиться среди конкурентной массы;
- информирует и разъясняет;
- оказывает эмоциональное воздействие.
Основные продукты графического дизайна:
- фирменный корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип;
- буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция;
- упаковки, этикетки, обложки;
- сувенирная продукция;
- интернет-сайты;
- книжные иллюстрации.
1.3 .Исторические этапы формообразования графического дизайна.
Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, мало серийное производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность. Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.
Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.
Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века): производство создало «нечеловечные, холодные предметы» С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход, разделение труда.
Этап Дизайна (с начала XX века): этот этап соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязана перед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, супер графики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать дизайнер (художник-конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию, демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как идо каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию, физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже колористка - наука о цвете.
Практика показывает: там, где ценится работа дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким качеством.
История развития графического дизайна в России. Наиболее сильной стороной российского дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке. В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов.
Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно - массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно - конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.
Необходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма. Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике. Hа первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна, можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее -Б. Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Жуйков С., Вс.Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом, Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К.Медуницкий, К. Йогансон).
Преобладание в социальном
заказе на дизайн элементов агитационно-
Прежде всего необходимо отметить деятельность первых "красных художников" (выпускников первых ГСХМ - Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников ков (Обмоху, 1919-1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-Магометов "Пионеры советского дизайна" (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели. Основным "противником", полемика с которым не ослабевала, остается супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир Малевич.
Второй этап развития дизайна
в России (1923-1932) можно считать
временем становления его
Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров. Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры. В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина.
Задача создания новой
среды жизнедеятельности
Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в программе В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи». Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы.