Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:53, статья
Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.
Задачи обучения детей лепной грамоте в I мл. гр.
Задачи обучения детей лепной грамоте во II мл. гр.
Задачи обучения детей лепной грамоте в cредней группе.
Задачи обучения детей лепной грамоте в старшей группе.
Задачи обучения детей лепной грамоте в подготовительной группе.
Лепка.
Литература
Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.
При этом обучающие задачи следует подразделять на изобразительные (что изображать?) и технические (чем и как изображать?), которые постепенно, с возрастом детей, усложняются. Предполагается, что примерно в течение одного квартала в начале учебного года на занятиях у детей закрепляются навыки, сформированные в предыдущем году.
В I младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:
I. Изобразительные задачи (что лепить):
II. Технические задачи (чем и как лепить):
а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).
б) скатыванию глины кругообразными движениями.
в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).
г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).
д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик).
Задачи обучения детей дошкольного возраста
лепной грамоте во II мл. гр.
Во II младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.
Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более дифференцированным. Он уже владеет определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.
На занятиях по изобразительному творчеству во II-ой младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили в I-ой младшей группе. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том, что уже наступает изобразительный период в деятельности.
I. Изобразительные задачи :
II. Технические задачи :
Задачи обучения детей лепной грамоте в средней группе (с усложнением)
Особенности и достижения возраста:
В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.
У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.
В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).
Анализ – в средней группе идет от оценки выразительности формы, образа в целом. Дети этого возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).
I. Изобразительные задачи:
II. Технические задачи:
старшая группа.
Особенности и достижения возраста:
В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)
В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.
В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.
В старшей группе дети
лепят по представлению, что является
для них не простой задачей. Следовательно,
наблюдение, в процессе которого дети
черпают впечатления для
Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)
I. Изобразительные задачи:
II. Технические задачи:
Сюжетная лепка.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).
Декоративная лепка.
Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т.д.), расписывая вылепленные изделия ангобом.
Задачи обучения детей лепке в подготовительной группе
(с усложнением)
I. Изобразительные задачи (что?):
1. Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское - круглое).
2. Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).
3. Учить передавать
движения персонажей
4. Учить лепить по мотивам народных игрушек.
5. Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.
II. Технические задачи:
Информация о работе Обучению лепки детей дошкольного возраста