Обучению лепки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:53, статья

Описание работы

Вопросу изучения лепки посвятили свои исследования такие ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.
Наиболее весомый вклад в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного изображения, а так же разрабатывала вопрос правильного соотношении обучающих и творческих задач при планировании занятий.

Содержание работы

Задачи обучения детей лепной грамоте в I мл. гр.
Задачи обучения детей лепной грамоте во II мл. гр.
Задачи обучения детей лепной грамоте в cредней группе.
Задачи обучения детей лепной грамоте в старшей группе.
Задачи обучения детей лепной грамоте в подготовительной группе.

Файлы: 1 файл

Лепка.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Лепка.

План

  1. Задачи обучения детей лепной грамоте в I мл. гр.
  2. Задачи обучения детей лепной грамоте во II мл. гр.
  3. Задачи обучения детей лепной грамоте в cредней группе.
  4. Задачи обучения детей лепной грамоте в старшей группе.
  5. Задачи обучения детей лепной грамоте в подготовительной группе.

Литература

  1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирования художественных керамических изделий. М., Высшая школа, 1984.
  2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. С-Пб. АО «Икар» 1993.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метод. пособ. для воспит. и педагогов. М; Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
  6. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
  7. Е.С. Юрьева Керамика в детском саду. Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.

 

Вопросу изучения лепки  посвятили свои исследования такие  ученые, как А.В. А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова и др.

Наиболее весомый вклад  в исследование этой проблемы внесла Н.Б. Халезова, в частности в методику обучения детей созданию лепного  изображения, а так же разрабатывала  вопрос правильного соотношении  обучающих и творческих задач при планировании занятий.

При этом обучающие задачи следует подразделять на изобразительные (что изображать?) и технические (чем  и как изображать?), которые постепенно, с возрастом детей, усложняются. Предполагается, что примерно в течение  одного квартала в начале учебного года на занятиях у детей закрепляются навыки, сформированные в предыдущем году.

В I младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:

        I. Изобразительные задачи (что лепить):

  1. Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
  2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка), а к концу года - соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).
  3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.

II. Технические задачи (чем и как лепить):

  1. Познакомить детей со свойствами глины.
  2. Учить отрывать комочки глины от целого куска.
  3. Учить техническим приемам

а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).

б) скатыванию глины кругообразными движениями.

в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).

г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).

д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик).

 

Задачи обучения детей дошкольного возраста

лепной грамоте  во II мл. гр.

Во II младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие  возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь используя прием сотворчества.

Речь ребенка интенсивно развивается, восприятие становится более  дифференцированным. Он уже владеет  определенными сенсорными эталонами. Как уже было замечено, в этом возрасте у ребенка появляется желание действовать самостоятельно, но координация движения рук слабо развита, внимание неустойчиво. Изменяется и отношение детей к окружающим, формируется умение работать в коллективе.

На занятиях по изобразительному творчеству во II-ой младшей группе закрепляются все навыки работы с глиной, те, что дети усвоили в I-ой младшей группе. Наряду с этим появляются и новые задачи. Педагогу необходимо помнить о том,  что уже наступает изобразительный период в деятельности.

I. Изобразительные задачи :

  1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.
  2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части  (без примазывания).
  3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).
  4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.
  5. Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).

II. Технические задачи :

  1. Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.
  2. Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).
  3. Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).
  4. Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).
  5. Учить аккуратно пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

 

Задачи обучения детей лепной грамоте в средней  группе (с усложнением)

Особенности и достижения возраста:

В этом возрасте у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.

У детей формируются операции анализа, синтеза, обобщения. Совершенствуются психические процессы. Приоритетное значение, как и во второй младшей группе, остается за работой над техническими навыками лепки. (Приемы уточняются и закрепляются, дети овладевают некоторыми навыками). В основном лепка носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Н.Б. Халезова рекомендует во всех группах первое занятие проводить по замыслу, чтобы выявить умения детей, для того чтобы воспитателю знать, над чем работать, какие приемы лепки закреплять.

В качестве приемов в средней  группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).

Анализ – в средней  группе идет от оценки выразительности  формы, образа в целом. Дети этого  возраста элементарно анализируют работу, рассказывают о своей работе и о работе товарищей. Если в младшей группе анализ сводился лишь к оценка – нравится – не нравится, то в средней группе ребенок должен объяснить «почему?» и обратить внимание на выразительность образа (руки за спиной – спрятал сыр, лапы к морде – плачет).

I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.
  2. Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).
  3. Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока - углубление и.т.д.).
  4. учить работать с пластилином вне занятий.

II. Технические задачи:

  1. Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).
  2. Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.
  3. Учить лепить предметы овальной формы в виде овонда (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами).
  4. Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка), загибать края расплющенной и вдавленной формы.
  5. Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.
  6. Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и.т.п.).

старшая группа.

Особенности и достижения возраста:

В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)

В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.

В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметные (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетная, 8 декоративная,12 – по замыслу.

В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.

 

Задачи обучения лепке в старшей группе (с усложнением)

I. Изобразительные задачи:

  1. Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.
  2. Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
  3. Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т.п.).
  4. Учить планировать свою работу.
  5. Учить работать с пластилином на занятиях.

II. Технические задачи:

  1. Учить лепить пластическим способом.
  2. Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).
  3. Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.
  4. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
  5. Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

 

Сюжетная лепка.

Учить  передавать  в лепке разнообразные  сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства  выразительности (композицию,форму, динамику). Передавать действенную связь между событиями и относительную величину предметов между собой – дочка не может быть больше, чем мама; и внешнюю характеристику ( как передать злость собаки – лает, пасть открыта).

 

Декоративная  лепка.

Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки  и т.д.), расписывая вылепленные изделия  ангобом.

 

Задачи обучения детей лепке в подготовительной группе

(с усложнением)

I. Изобразительные задачи (что?):

1. Учить лепить однородные  предметы, предавая их индивидуальные  особенности (яблоко крымское  – овальной формы, антоновское  - круглое).

2.   Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).

3. Учить передавать  движения персонажей пластическим  способом(кусок глины разу ставится  в основное положение).

4.   Учить лепить  по мотивам народных игрушек. 

5.   Учить детей  лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.

  1. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом.

 II. Технические задачи:

  1. Закреплять пластический способ лепки.
  2. Учить самостоятельно выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).
  3. Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).
  4. Закреплять умение создавать сюжеты в лепке на темы литературных произведений.
  5. Учить создавать коллективные лепные композиции на темы литературных произведений, на сюжеты из окружающей действительности.

Информация о работе Обучению лепки детей дошкольного возраста