Оптимизация зонирования музея для эффективной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:36, реферат

Описание работы

В настоящее время во всем мире одно из приоритетных направлений в деятельности музеев (учреждений, призванных собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники материальной и нематериальной культуры) становится широкая и резонансная демонстрация своих собраний разными способами в т.ч. с использованием современных технологий и научных достижений, отсюда очень важным в деятельности Музея являются : открытие новых отделов Музея; созданием новых экспозиций и выставок.

Файлы: 1 файл

2 октУТВЗонир музеев СЛ.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

Оптимизация зонирования музея для эффективной деятельности.

Музей рассматривается, прежде всего, как социальный институт, занимающийся сохранением, изучением и популяризацией культурного наследия. Эти функции определяют образ современного музея, его предназначение, архитектурное решение, функциональное зонирование, состав и объемы помещений, а также их технологическое приспособление.

В настоящее время  во всем мире одно из  приоритетных направлений  в деятельности музеев (учреждений, призванных собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники  материальной и нематериальной культуры) становится широкая и резонансная  демонстрация своих собраний разными  способами в т.ч. с использованием современных технологий и научных  достижений, отсюда очень важным в деятельности    Музея являются : открытие новых отделов Музея;  созданием новых экспозиций и выставок.

В настоящее время  для Музея важно реализация новых услуг, увеличение и «удержание» посетительской аудитории. 
Развитие жизнедеятельности музея  определило особое значение функциональных зон территории музея.

Рассмотрим зоны, которые имеет или рекомендуется иметь современному музею :

  1. Социально-культурная (музей с фондами, выставочные и концертные залы, художественные галереи, торговые киоски)
  2. Просветительская (библиотеки, архивы, центры детской педагогики, издательства, типографии, возможны школы (при монастырях)
  3. Гостевая (отели, мотели, кемпинги, стоянки автомашин и автобусов, кафе и пр. инфраструктура)
  4. Производственная (разнообразные мастерские)
  5. Рекреационно-эстетическая и /или рекреационно-мемориальная в музее -заповеднике (сады, парки, водоемы, видовые площадки, малые архитектурные формы)
  6. Административно-научная (директорат, бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, экскурсионно-методический отдел, отдел по проектированию выставок и экспозиций, реставрационный отдел, компьютерный отдел и пр.)
  7. Охранная (Служба безопасности)
  8. Хозяйственная (электрики, водопроводчики, инженерно-технический персонал, клининговые отделы (уборщицы, дворники))
  9. Дополнительная (издательство, сувенирная, пункты проката, аудиогид, экомобили и др.)

 

 

В монастырях-мемориалах, которые включают в себя помимо музейной функции, религиозно-культовую с учетом постоянного проживания служителей, добавляются зоны:

 

  1. Социально-бытовая  (кухни и пекарни, склады, гаражи, прачечные и бани, больницы, богадельни, магазины)
  2. Жилая (для проживания служителей, трапезная)
  3. Храмовая (для выполнения религиозных обрядов)
  4. Земледельческая (подмонастырье, хоз.постройки, фермы, огороды, конюшни)

 

Также в условиях увеличение потока туристов, большое формообразование Музея играет входная зона и ее инфраструктура (устройство автостоянок, туалетов,  киосков, мест для отдыха).

 

Во входной зоне Очень важна информационная зона, где, как правило, размещаются  стенды с информацией о музее, афиши –анонсы о событиях в музее, на современном этапе может быть информационный киоск (ски) о структуре музея и описание его залов (территории), режиме работы, прейскурант на посещение, могут также заносится информация о точках питания, гостиницах, местах отдыха и развлечений данного населенного пункта. Для крупных музеев возможна отдельная зона (i-пункт) с клиентоориентированным персоналом, говорящим на нескольких языках, помогающим определиться с программой  посещения музея и дать справочно-бытовую информацию посетителю.

Очень важен во входной  зоне бумажный информационный носитель (карта, флаер, буклет) по музею и его территории (выставке и пр.), аудио-гид, mobilegyde  и пр. современные инфо-носители.

      Также важна организация   мини-информационных зон на экспозициях,  выставках и пр. местах по всей территории музея.

    Инфо- указатели должны присутствовать о всех зонах для облегчения посещения музея.

 

     В настоящее время в эпоху глобализации и путешествий, желательно, чтобы каждый музей предусмотрел всю информационно-справочную и указательную информацию на минимум 2-х языках (родном национальном  и общепринятом международном в регионе музея).

      В  состав  музейного комплекса обязательно должны входить зоны рекреации и отдыха, по возможности, объекты общественного питания (кафетерии, рестораны, кафе , а также  музейные магазины по всей территории музея.

 

     Деятельность современного музея превращает его также в культурный центр, ориентированный на интерактивную коммуникацию, который становится пространством развития и творческой самореализации личности. В современной мировой музейной теории и практике расширение просветительской модели музея происходит и за счет принятия «гедонистической» концепции, согласно которой искусство должно доставлять человеку удовольствие, вносить гармонию в его жизнь, а также для посетителя важен интеллектуальный и эмоциональный опыт.

       Отсюда, целесообразно разнообразить экспозиции и выставками с зонами отдыха и интерактивно-познавательными зонами, созданными по типу «игровых». Например, выставлен сервиз из фарфора 18в. , а рядом размещен черепок этого же  фарфора, который можно потрогать.

        Нужно  не забывать и о детях, которые от длительного пребывания в музее устают и предусматривать «детские» зоны или вкрапливать в экспозиции что-то приемлемое для  детей. Данный вопрос хорошо решен в музее «Lusto» (Финляндия), где есть большие пространства для детской активности, элементы познания вкраплены в игровую зону отдыха: знакомство с устройством берлоги и как зимует медведица с медвежатами; созданы мягкие книги из тканей с набивными аппликациями птиц, зверей, растений -что населяет местные леса. В экспозиции есть деревянные дощечки, по которым можно определить (узнать) к какому местному дереву они принадлежат, перевернув их, дети видят изображение и название дерева.

Также на улице продуманы  игры: переправа на лодке; мастер-класс: сделай сам игрушку из коряги.

В музее г.Норрчеппинга «Визуализационный центр» по всему 5-ти этажному зданию предусмотрены зоны отдыха. Удачно, в центре научной экспозиции расположен  кинозал, представляющий собой темную комнату с мягкими стенками, есть подушки и мягкие низкие диваны для просмотра полулежа/полусидя фильмов нон-стоп  о местной фауне. Эта зона очень удобна для детей или детей и родителей как для отдыха так и получения знаний.

В музее «VOLVO», «Lusto» также хорошо продуманы и «профориентирующие» зоны экспозиции от 5-ти лет и старше: можно забраться в настоящую кабину трактора, экскаватора и др.машины; можно покрутить ручки и испытать на звук, на движение какую-то функцию машины, побыть на месте управления механизмом, почувствовать его в действии.

Важны в музеях центры музейной педагогики и центры ремесел, где  дети могут своими руками что-то слепить, связать, нарисовать, где дети учатся жить в социуме и развивают свои способности. Например,  готовят вместе с родителями или для родителей праздники (разучивают стихи, делают игрушки, шьют или мастерят костюмы и др.), в которых сами же участвуют. Также в этих центрах воспитывается твердая позиция к бережному отношению к природе, к культурно-историческому наследию и сохранению истории, поднимается вопрос о толерантности и других острых социальных проблемах.

     Все зоны   музея  и посещение экспозиций  должны также продумываться и  для  инвалидов, людей с ограниченными возможностями: пандусы, лифты, использование азбуки Брейля и др. 

      При зонировании музея обязательно, надо учитывать и знать своего посетителя, кто он:

  1. турист, который приехал издалека на машине (собственной), автобусе, поездом, на велосипеде; пришел пешком;
  2. что он хочет от посещения музея: получить знания, провести время, потратить деньги
  3. понять тип посетителя: все, родители с детьми, круизный турист,  местные мамочки с детьми, воскресная семья ит.д.

Каждый из этих посетителей  будет иметь отдельную мотивацию  и ожидания от экспозиции и посещения музея в целом.

         Кардинальное улучшение условий хранения и реставрации, подъем на качественно новый уровень научной и просветительской деятельности, расширение спектра услуг, предоставляемых посетителям , т.о.  музей  преобразовывается  в современный многофункциональный музейный комплекс, который:

• развивает социальную функцию музея:  через исследование аудитории и ориентацию на посетителей; 
• расширяет просветительскую и воспитательную функцию, обеспечивает доступность информации; 
• обеспечивает нормативные условия экспонирования, хранения и реставрации уникальных музейных коллекций и включение их в мировой культурный оборот; 
• использует новые музейные технологии; 
• имеет развитую инфраструктуру и является полноправным участником сферы интеллектуальных услуг мирового уровня. 

       Кроме правильного зонирования, маркетингового планирования,   очень важны при посещаемости музея понятие- «транспортная доступность» : чем лучше дороги, разнообразен транспорт и достаточна  его частотность, тем чаще посещает данное место турист. По мере уменьшения транспортной доступности меньше посещаемость.

        

            Но посещаемость музея должна быть сбалансирована и находится на том уровне, который может принять музей, без ущерба для его культурно-мемориально-природной территории и с комфортным пребыванием посетителя.

            Поэтому нужно воспитывать в  музее не только научных работников, преданных без остатка своему  делу, но и «практичных» менеджеров культурного туризма, которые могут создать баланс отношений  работника музея с посетителем: для одних они создадут условия для  достойного материально-научного обеспечения, а для других – духовно-доступное обогащение , что, в дальнейшем, составит жизненный стержень прекрасного человека общества.

 

 



Информация о работе Оптимизация зонирования музея для эффективной деятельности