Оренбургский пуховый платок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Оренбургский пуховый платок (шаль) - это Тонкий, словно снежное кружево, мягкий, как облако, теплый, как мамины руки, оренбургский пуховый платок не просто старинный народный промысел, это еще и визитная карточка Оренбурга и один из вековых символов всего русского народа с богатой историей! Оренбургский платок - это теплое вязаное изделие из козьего пуха квадратной формы, состоящее из середины, которая как правило имеет цельную, сплошную вязку, и узористой каймы, дополняющей шерстяную шаль. Традиционный оренбургский платок плотный и толстый, по весу превосходит все остальные пуховые изделия, весит в среднем 300-600 гр.

Содержание работы

Условия и факторы способствующие появлению промысла…………..2
Местонахождения…………………………………………………………….4
Периодизация…………………………………………………………………6
Технология изготовления…………………………………………………...10
Виды оренбургских пуховых платков……………………………………..19
Оренбургский пуховый платок в наши дни………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

нхк.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Лучшие вязальщицы Оренбуржья выполняли заказы для царской  семьи.

Пуховязальщицы полностью  зависели от скупщиков, которые снабжали их под будущую продукцию — пухом, шелком, хлопчатобумажной нитью. Цены диктовались скупщиками. Лишь немногие мастерицы получали часть потребного им пуха от своих коз.

Материальная зависимость  вязальщиц от скупщиков очень  вредно отражалась на качестве изделий. Мастерица старалась «гнать»  работу, стремилась сделать больше, не особенно заботясь о качестве, а  скупщики заинтересованы были скупить  больше и дешевле. Вот почему с  появлением посредников-скупщиков  в конце XIX века качество платков  заметно ухудшилось.

Местные купцы-перекупщики  дополнительно эксплуатировали  вязальщиц еще и тем, что обменивали свои товары — мыло, керосин, сахар, чай и прочие, в которых местное  население нуждалось, — на пуховые  изделия, скупая их таким образом  часто за бесценок. В конце XIX века месячный заработок лучшей мастерицы  был немногим больше 4 рублей. На рынке  перекупщики продавали платки в 5–8 раз дороже той цены, какую  платили мастерицам.

Скупленные у мастериц платки посредники развозили по всей России. Большими партиями платки отправлялись за границу. Самый большой сбыт платков  имел место на ярмарках, в частности, Нижегородской и Ирбитской.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности  для расцвета творческих сил народа.

За годы Советской власти оренбургский пуховязальный промысел получил всестороннее развитие.

Еще в 1926 году по решению  местных партийных и советских  организаций был создан Оренбургский межрайонный кустарно-промысловый  союз. Он много сделал для развития пуховязального промысла в Оренбуржье на кооперативных началах. В 1938 году решением Оренбургского облисполкома был организован отраслевой промысловый  союз, которому был подчинен и пуховязальный  промысел. К началу 1960 года союз объединял 32 артели с общим количеством  членов более пяти тысяч человек.

На протяжении более двадцати лет эту организацию возглавляли  Елена Михайловна Левушкина и  Гульсум Абдуловна Шафеева. Пройдя путь от мастериц-пуховязальщиц до руководителей крупного предприятия, они приобрели опыт незаурядных  организаторов. Непрерывно изучая и  совершенствуя пуховязальное производство, повышая свой технический уровень, они сумели хорошо организовать дело.

В послевоенный период производство платков неуклонно возрастало. В 1955 году их было сделано 99 тысяч, в 1958 году — 196 тысяч, в 1960 году — 225 тысяч штук. Столь быстрый рост производства платков происходил за счет организации  новых артелей и роста числа  надомников.

В октябре 1960 года образован  комбинат оренбургских пуховых платков. В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных  артелей. Артель имени Парижской  Коммуны была преобразована в  фабрику оренбургских пуховых платков.

Рост производства платков  происходил также и за счет повышения  производительности труда, за счет совершенствования  технологии и механизации наиболее трудоемких процессов.

Передовые пуховязальщицы давно  занимаются вопросами механизации  производства пуховых платков.

Мастер артели имени 1 Мая X. А. Галиулина в 1952 году первая применила  способ изготовления художественной каймы  платка при помощи оборотной машины. При этом производительность труда  резко возросла. Вместо 200–270 часов, ранее затрачивавшихся на вязку  одного платка, X. А. Галиулина и ее ученицы стали затрачивать на это от 59 до 69 часов.

Некоторое время спустя работница  артели имени Парижской Коммуны  Е. И. Кургина превзошла X. А. Галиулину. По методу Е. И. Кургиной на производство пухового платка при помощи оборотной  машины требуется лишь 15 часов. Производительность труда возросла в 4 раза, а по сравнению  с ручной вязкой — почти в 18 раз.

В 1965 году начала давать продукцию  новая фабрика по производству платков  механизированным способом.

За семилетку ежегодное  производство платков выросло в  два раза. В 1967 году их будет выпущено 426 тысяч.

 

                             Технологии изготовления

Оренбургский пуховый  платок - это не только своеобразный символ, "визитная карточка" Оренбуржья, это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца. В настоящих  оренбургских платках пуховая нитка, предварительно отдельно спряденная, ссучивается с шелковой. Поэтому  пуховые завиточки умело закрепляются шелком, что и позволяет носить такие платки помногу лет.

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире. Исключительность его заключается в тонине (14 - 16 микрон) и длине (шесть сантиметров), - ни у какой другой породы нет таких характеристик, дающих пряже редчайшую эластичность, мягкость и тепло. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. 

 Если говорить о  композиции, то платок условно  можно разделить на три части  - середину, решетку и кайму. В  середине мастерицы обычно вывязывают  или один большой ромб, или  пять. Центральная часть изделия  всегда должна быть насыщена  узором, так как именно она  прилегает к лицу женщины, а  поэтому обязана подчеркнуть  привлекательность хозяйки. 

 Между серединой и  каймой вывязывают "решетку". Это  орнаментальная полоса, очень похожая  на решето. 

 Кайма в платке выполняет  функцию, аналогичную функции  рамы для картины - обрамляющую.  Она как правило вяжется зубчиками.  В кайме могут повторяться  элементы середины.

Работа пуховязальщиц  очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок.

 

Виды работы

Теплый   платок на 400–500 петель

Ажурный художественный платок 100–180 граммов 

Отборка пуха от волоса

36 час. 

8 час. 

Первый прочес на гребнях 

24 час. 

8 час. 

Второй        «       «        «           

12 час. 

5 час. 

Третий        «       «         «           

нет

3 час. 

Прядение веретенами

24 час. 

18 час. 

Отращивание с хлопчатобумажной пряжей на веретенах и воровах 

14 час.

10 час. 

Кручение на веретенах 

10 час.

8 час. 

Мотка

6 час. 

6 час. 

Вязка платка спицами 

128 час.

126 час. 

Отделка платка

3 час. 

3 час. 


  На вязку одного  теплого платка вязальщица в  среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного  — «паутинки» — 195 часов. 

При обработке пуха, начиная  с очистки его от грязи и  кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или  так называемый «чигирь» — особого  устройства прялку, заимствованную оренбуржцами у пензенцев, или вместо него —  веретено и, наконец, моталку.

  Приступая к обработке  пуха, мастерица прежде всего  очищает его от грязи и волос.  Для этого пух перебирается  руками до трех и более раз.  Очищенный от грязи пух прочесывают  на гребне. Последний состоит  из двух досок, скрепленных  под косым углом в виде козел.  В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых  игл. Пух продергивают через  гребень несколько раз, пока  он не приобретет вид тонкой  ваты.

  По внешнему впечатлению  прядение ниток из пуха как  будто не представляется чем-то  неудобным или затруднительным.  На самом же деле труд пряхи-пуховницы  тоже далеко не легкий.

  Вязка платка в  дореволюционное время от начала  и до конца производилась на  стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут  чулки, только более длинных.  На одном конце спиц насаживается  шарик из сургуча, чтобы петли  не спускались.

  Чистка готового платка  — ответственная операция. Дело  с том, что платок до чистки  имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.

  Если мастерица вязала  платок по заказу скупщика, то  она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные  мастерские, куда скупщики сдавали  большими партиями скупленные  платки. Обычно такого рода мастерские  существовали при женских монастырях.

  После стирки платок, или одновременно несколько платков,  натягивали на специально приспособленную  раму и просушивали в натопленном  помещении. 

  Талантливые оренбургские  вязальщицы, как правило, сами  были авторами рисунков, которыми  украшается платок. Иногда они  копировали для этой цели морозные  узоры окон. Эта оригинальность  рисунка составляет отличительную  черту самобытности оренбургского  пуховязального мастерства. Узоры  весьма разнообразны и, как  правило, носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная  ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками»  и другие.

 

Технологический процесс изготовления платка механизированным способом состоит из нескольких последовательно сменяющихся операций:

Пуховое волокно попадает в подготовительный цех. Здесь оно  очищается от пыли и посторонних  примесей. Подготавливается пуховая  смесь из различных компонентов. На щипально-замасливающей машине производится ее перемешивание и замасливание. Отлежавшаяся в течение 24 часов пуховая  смесь передается в чесальный  цех. Здесь она пропускается через  трехпрочесный аппарат. В итоге  из пуховой смеси образуется «ровница»  — полуфабрикат пряжи. Ровница попадает в прядильный цех. На прядильных машинах  ее вытягивают, скручивают. Полученную таким образом пряжу наматывают на «патрон» (картонная трубка). В  крутильном цехе пуховую пряжу стращивают с хлопчатобумажной нитью.

Подготовленная к вязке  пряжа поступает в вязальный, или оборотный (от названия «оборотная машина»), цех. Ранее на оборотной  машине вырабатывалась только середина платка. Начиная с 1953 года изготовление пухового платка с художественной каймой полностью производится на плоскооборотной  машине.

В красильном цехе в стиральной машине, наполненной мыльной водой  с добавлением нашатыря и спирта (температура воды +50°), платки механическим способом очищаются от грязи. Простиранные платки прополаскиваются в той же машине (температура воды +40°). Затем  серый платок погружают в. барку  с раствором прямого красителя (на один платок — грамм черной и  грамм коричневой краски). Продолжительность  крашения 15–20 минут. После окраски  платки еще раз прополаскивают и  механически, при помощи центрифуги, отжимают.

Далее платки передаются в  сушильный цех. Здесь они натягиваются на пяла, которые подаются в сушильную  камеру. Готовый платок поступает  в разбраковочный цех.

Наряду со все более  развивающимся механизированным производством  платков на некоторых предприятиях сохранились цехи, где платок с  начала и до конца вырабатывается, вручную.

Пуховязальные предприятия  производят пять видов платков: 1) пуховые  серые платки ручной выработки; 2) ажурные  белые платки «паутинка», тоже ручной вязки; 3) платки типа оренбургских с  художественной каймой из пряжи машинного  прядения (середина платка — машинной работы, кайма — ручной); 4) платки типа оренбургских машинной вязки; 5) платки машинной вязки без рисунчатой каймы.

 

Ручной  способ производства платка

Как платок рождается из пуха.

Первым делом из пуха волос  и сор всякий выбирается. Довольно кропотливое и, прямо скажем нудное занятие. Теперь пух надо перепустить рис. 5

на гребёнке ( рис . 5). Зажав  коленями треугольное деревянное основание  двухрядной гребёнки с острыми и  длинными, как спицы, плотно поставленными  стальными зубьями, блестящими от постоянного  соприкосновения с пухом, несколько  раз прочёсывается пух, отделяя  от него при этом короткие волокна. Прочёсанный пух промывается  в мыльной пене, а когда он высохнет, вновь несколько (не менее 3 ) раз  перепускается на гребне. Теперь он уже заметно отличается от своего первоначального состояния: у него появился блеск, стал шелковистым на ощупь. Следующая операция очень  ответственная - прядение. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы  далеко не лёгкий: нужно вытянуть бесформенный пучок в нить очень тонкую, но достаточно прочную, чтобы она не рвалась и была строго равномерной  толщины .Чтобы достичь этого, нужен  долгий опыт. Мастерица берёт веретено (рис .6 ) в правую руку, а в левую - горсть уже готового пуха.

Рис .6

Быстрыми движениями пальцев  вращает веретено (веретена изготавливаются  из клёна и берёзы), и вот уже  на нём растёт холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой нити. Пух спряли, но вязать ещё нельзя. Для большей  прочности и долговечности платка пуховую нить с веретена соединяют  с блестящей шелковой нитью, скручивая  их при этом между большим и  указательным пальцами. Крученый жгутик сматывается в клубок. Пряжа готова. Можно вязать платок. И раньше, и  сейчас вязка платка от

Информация о работе Оренбургский пуховый платок