Орфизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

ОРФИЗМ (от Orphee — Орфей1), локальное, недолго существовавшее течение в западноевропейской живописи 1910-х гг., основанное Делоне близкое к кубизму, фовизму и футуризму. Представлено именами: Робера Делоне, его жены Сони Делоне, Франтишека Купки и их немногочисленных последователей.
Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913 году. Рождением этот термин обязан Аполлинеру2, который впервые публично озвучил его во время лекции посвященной современной живописи в октябре 1912 года. Сам Делоне предпочитал выражение «чистая живопись

Содержание работы

Определение орфизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2)
Место орфизма в системе художественных направлений . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
3)
Основные черты орфизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4)
Вклад в развитие орфизма Робера Делоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
5)
Вклад в развитие орфизма Сони Делоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
6)
Своеобразие орфизма Франка Купки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7)
Своеобразие орфизма Леопольда Сюрважа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
8)
Вопросы на закрепление темы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
9)
Источники

Файлы: 1 файл

orfizm.pdf

— 4.23 Мб (Скачать файл)
Page 1

Page 2

Содержание
1) Определение орфизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2) Место орфизма в системе художественных направлений . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
3) Основные черты орфизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4) Вклад в развитие орфизма Робера Делоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
5) Вклад в развитие орфизма Сони Делоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
6) Своеобразие орфизма Франка Купки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7) Своеобразие орфизма Леопольда Сюрважа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
8) Вопросы на закрепление темы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
9) Источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
-2-

Page 3

ОРФИЗМ (от Orphee — Орфей
1
), локальное, недолго существовавшее течение
в западноевропейской живописи 1910-х гг., основанное Делоне близкое
к кубизму, фовизму и футуризму. Представлено именами: Робера Делоне, его
жены Сони Делоне, Франтишека Купки и их немногочисленных
последователей.
Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых
в 1913 году. Рождением этот термин обязан Аполлинеру
2
, который впервые
публично озвучил его во время лекции посвященной современной живописи
в октябре 1912 года. Сам Делоне предпочитал выражение «чистая живопись».
1) В греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал
дикие силы природы.
2) Гийом Аполлинер – французский поэт и художественный критик
Определение орфизма
-3-

Page 4

Место орфизма в системе художественных
направлений
-4-
Некоторые учёные рассматривают орфизм как одно из направлений
посткубизма, другие же видят в этом одно из завершающих течений кубизма. В
своём недолгом развитии это направление началось
от кубизма
и со
временем всё более приближалось
кабст ракционизму
.
Однако орфизм впитал в себя характерные черты и других направлений 20
века. В частности, композиционная ритмичность и кристализировшаяся форма
роднит это направление с кубизмом, яркость цвета с фовизмом, а
пространственная динамика – с футуризмом.
КУБИЗМ
ФОВИЗМ
ФУТУРИЗМ
АБСТРАКЦИЯ
ОРФИЗМ
Пикассо
Матисс
Руссоло
Леже
Делоне

Page 5

-5-
КУБИЗМ
ЗДАНИЯ НА ХОЛМЕ, В ОРТЕ ДЕ ЭБРО (ПИКАССО)

Page 6

-6-
ФОВИЗМ
ТАНЕЦ (МАТИСС)

Page 7

ФУТУРИЗМ
ВОССТАНИЕ (РУССОЛО)

Page 8

АБСТРАКЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ (ЛЕЖЕ)

Page 9

ОРФИЗМ
ДАНЬ УВАЖЕНИЯ БЛЕРИО (ДЕЛОНЕ)

Page 10

Основные черты орфизма
-10-
Цель орфизма - это создание «новой реальности из простейших, но
тончайшим образом организованных цветовых сочетаний».
Его живопись основана на эффектах движения, возникающих при
сопоставлении контрастных цветов.
Харрактерные особенности:
-
эст ет изм
-
пласт ичност ь
-
рит мика
форм, силуэтов и линий
-
цвет
рассматривается в качестве
основного и единственного элемента
живописи, он
самоценен

Page 11

Франк(Франтишек) Купка
КОМПЛИМЕНТ

Page 12

Вклад в развитие орфизма Робера Делоне
-12-
Робер Делоне — Robert Delaunay (1885 — 1941) — лидер и основоположник
направления «орфизм».
Композиции Делоне строятся на контрасте различных цветов. Он создавал
своего рода «пластику цвета», заставляя цвет вибрировать и играть по его
художественной воле, создавая некие иллюзии форм.
Его творчество можно поделить на периоды:
- «деструктивный»,
- конструктивный(орфизм),
- абстрактный.
Таким образом творческий путь Делоне простирался от кубизма до
абстракционизма через орфизм.

Page 13

-13-
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД.
ОРФИЗМ.
В 1912, создавая серию «Окна»,
художник пришел к мысли о
создании
такой
живописи,
техника которой заключалась бы
не только в цвете и цветовых
контрастах,нокотораяразвивалась
быивовремениивоспринималась
одновременно с первого же
взгляда.
«Симультанноеокно»,1912г.

Page 14

-14-
Цвет стал самоценен. Им
Делоне заменил почти все
остальные элементы: рисунок,
объем, перспективу, светотень.
Онстремилсяцветомпередать
и форму, и глубину, и
композицию, и даже сюжет.
В этом состоит революцион-
ный характер творчества
художника.
«Эйфелева Башня»,1912г.

Page 15

-15-
В серии картин «Круглые формы» (1912-1913) Делоне открыл для себя
еще
одно качест во цвет а: его динамическую силу
. Он обнаружил, что располагая
цвета рядом, можно добиться своеобразной вибрации, более или менее
заметной в зависимости от соседствующих цветов, их интенсивности, площади
поверхности.
Зная эту особен-
ность, художник теперь
мог моделировать дви-
жение композиции. От
динамизма футуристов
его отличало то, что
он не описывал дви-
жение, но выражал
динамизм цвета в
чисто физическом пони-
мании.
«Круглые формы»,1912

Page 16

-16-
Вклад в развитие орфизма Сони Делоне
Соня Делоне (1885-1979) –художница,
жена Робера Делона, работавшая с ним
бок о бок .
В разное время испытывала влияние
Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов,
кубистов.
Её
работы
включали
в
себя
абстрактные формы, разложение цвета
и ритм. Соня и Робер Делоне
разработали совершенно новый стиль в
изобразительном
искусстве

симульт анизм
(орфизм). Этот стиль
выражал динамику движения, тонкости
цветовых созвучий.
«Танцор Фламенко» 1916

Page 17

Соня Делоне

Page 18

-18-
В это же время Соня Делоне увлеклась созданием рисунков на ткани. В 1924
году на Елисейских полях вместе Ж.Хеймом она открыла «Симультанный
бутик». Там демонстрировались модели платьев из тканей авангардного типа –
с крупными и броскими цветовыми узорами. Таким образом она воплотила
свою мечту об «
изменяющемся и движущемся произведении искусст ва
». Даже
на пляже она и ее клиентки носили лишь «искусство».

Page 19

Эскизы одежды (Соня Делоне)

Page 20

-20-
Своеобразие орфизма Франка Купки
Купка Франтишек(Франк) (1871—1957) - чешский художник, значительную
часть жизни проживший во Франции. После того как мастер принял участие в
выставке "Золотое сечение" (1912), где тон задавали близкие по духу картины
Р. Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. Для орфизма Купки
характерна передача
движения
и
музыкальност и рит мов
с помощью
взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения
криволинейных поверхностей.
Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному
искусству.

Page 21

Франк Купка
РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МОТИВОВ. 1912-1913

Page 22

Франк Купка
КОСМИЧЕСКАЯ ВЕСНА (1913-14)

Page 23

Франк Купка
СОЗДАНИЕ (1911-20)

Page 24

-24-
С другой стороны, критика именовала
стиль Купки также и "музыкализмом",
тем более он любил давать своим
произведениям
названия
типа
"ноктюрн" или "фуга". В сравнении с
Делоне
его
творчество
обычно
выделяется более
ст рогой размет кой
цвет овых зон
; добиваясь оптической
иллюзии движения, он либо располагал
их
верт икально
или
диагонально в виде
полос
, либо компоновал концентрически, в
том числе спиралевидно (серия "Диски",
1911-1912). Иногда цвета Купки плавно
переходят друг в друга, словно сама их
шкала рождается у нас на глазах из
некоей "космической" пустоты.
«Диски Ньютона или эскиз для фуги»
Диски Ньютона или эскиз для фуги.
Диски Ньютона или эскиз для фуги.
Диски Ньютона или эскиз для фуги.
Диски Ньютона или эскиз для фуги.

Page 25

-25-
Леопольд Сюрваж, (Леопольд
ФридрихШтюрцваге-русский,
французский художник финско-
датского
происхождения,
учился
в
Московском
училище живописи, ваяния
и зодчества
Коровина и
Пастернака. Был близок к
Парижской школе.
Леопольд Сюрваж занялся
проблемами синтеза цвета и
ритма, пытался соединить
их
с
техникой
кино.
Несколько работ в таком
духе были представлены на
Осеннем салоне (1913) и
Салоне независимых (1914).
«Ритмы цвета. Мотив», 1912
Своеобразие орфизма Леопольда Сюрважа

Page 26

-26-
«Ритмы цвета. Мотив 17», 1912-1913
«Ритмы цвета. Мотив 31», 1912-1913
Он планировал «оживить» серию «ритм цвета» посредством фильма,
используя цветное и пространственное движение.

Page 27

-27-
Сюрваж говорил: "Чтобы стать столь же гибким и богатым средством
выражения чувств, каким является для нас музыка, пластическая форма
должна избавиться от своих последних оков - от неподвижности и заданности...
Моя живопись обретает живое дыхание, я придаю ей
способност ь двигат ься
,
она подчиняется
рит му
, рожденному внутренним миром, моим инструментом
будет
синематографический
фильм,
этот
истинный
символ
сконцентрированного движения. Я создаю новое искусство во времени -
искусство цветного ритма и ритмического цвета»
«Ритмы цвета. Мотив 13»
«Ритмы цвета. Мотив 14»
«Ритмы цвета. Мотив 24»

Page 28

-28-
Вопросы на закрепление темы
Вопрос№1
Между какими художественными направлениями можно условно
1
поставить
орфизм?
1) кубизм
абстракционизм
2) кубизм
футуризм
3) фовизм
кубизм
4) абстракционизм
кубизм
1) Мы говорим «условно», так как не все искусствоведы признают орфизм как самостоятельное направление

Page 29

-29-
Вопрос№2
Выберите четыре характерных для орфизма особенности:
-эстетизм
-многозначность, расплывчатость образов
-резкие изломы поверхностей
-пластичность
- ритмика форм, силуэтов и линий
- предельно интенсивное звучание открытых цветов
- недосказанность
- геометричность
- самоценность цвета

Page 30

-30-
Вопрос№3
Расставьте имена художников и их картины в соответствии друг другу:
А) Л. Сюрваж
Б) Р. Делоне
В) Ф. Купка
Г) С. Делоне
1
2
3
4

Page 31

-31-
1)
Галеев
Б.М.
На
пути
к
светомузыкальному
фильму
(первые опыты Д.Сюрважа)/ Монтаж: театр, искусство, литература, кино. - М.:
Наука, 1988.
2) Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая
школа, 2000. – 368с.
3) Крючкова В. А. Художники стран Европы XX в./Европейская живопись XIII-XX
вв. Энциклопедический словарь – М.: Искусство, Nota Bene, 1999. – 528с.
4) Мировое искусство: Направления и течения от импрессионизма до наших
дней / Сост. И. Г. Мосин. – С-Пб.: СЗКЭО "Кристалл", 2006. - 192с.
5) Цитата из: Крючкова В. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М.: ОЛМА-Пресс, 2000. –
176с.
Источники

Информация о работе Орфизм