Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:36, доклад
Основание Санкт-Петербурга зафиксировано с календарной точностью: 27 мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове, у разлива Невы на Большую и Малую, торжественно заложили шестибастионную крепость, именуемая «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. Был построен первый деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы. Первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове, который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.
Основание и строительство Санкт-Петербурга. Петровское барокко
Основание Санкт-Петербурга зафиксировано с календарной точностью: 27 мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове, у разлива Невы на Большую и Малую, торжественно заложили шестибастионную крепость, именуемая «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. Был построен первый деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы. Первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове, который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.
В ноябре 1704 года на
левом берегу Невы была
Таким образом, в 1703—1711 годах основными градообразующими функциями города были сертификация и судостроение. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков.
Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века
После Полтавской битвы, примерно с 1710 года начинается регулярная застройка города. Вначале Петром предполагалась традиционная русская планировка: на Городском острове (первоначально Берёзовом, позже Троицком, Петербургском, ныне — Петроградском) предусматривались царские слободы, огороженные палисадным укреплением, вокруг должны были располагаться царские, вельможные и прочие усадьбы. Для застройки были разработаны «образцовые проекты». Петр I издает указы о принудительном переселении тысяч семей дворян и купцов на остров Котлин и в Петербург.
Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.
Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи, Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, в год перевода столицу из Москвы в Санкт-Петербург, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.
Первые генеральные планы
Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.
По первому варианту столица располагается вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин, где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.
Второй вариант предусматривал также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.
По третьему варианту, не осуществлённому, город располагался на окраинной Выборгской стороне.
Четвёртый вариант создаёт прямоугольную разбивку кварталов на Васильевском острове.
В 1716-1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга, который он в итоге отверг, так как пришлось бы вносить большие изменения. План города в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Предполагалось создать несколько ансамблей, причём главный центр на Васильевском острове. 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.
Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.
В этот же период
активно осваивается
Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку, Так, на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания.
Развитие города в 25-36
Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора, Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Петр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.
Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728-1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости. Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву.
Единая градостроительная политика
В 1736 и -37 годы по Петербургу прокатились опустошительные пожары от поджогов. Сгорело большинство деревянных строений. Комиссия о Санкт-Петербургском строении разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главный архитектор - П. М. Еропкин. В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства.
Среди зданий Санкт-Петербурга можно насчитать представителей до 15 архитектурных стилей. Основными же стилями считаются барокко. Две основные разновидности: «петровское барокко», характерное для начала XVIII века, и в середине того же века «елизаветинское барокко», классицизм (конец XVIII века), ампир (начало XIX века), эклектика (середина и конец XIX века), модерн (начало XX века), конструктивизм (XX век) и др.
Барокко. Петровское барокко
Итальянское барокко отражало расцвет эпохи абсолютизма в XVI-XVIII веках. Этот стиль в архитектуре отличали сложные криволинейные формы, динамизм, пышность, причудливость. Допетровская архитектура XVII века в России носит название «русское узорочье», воплощенное в основном в храмовой архитектуре и носившее следы византийских традиций Московской Руси. На основе синтеза этих течений возникло «русское барокко»: вначале московское, затем петровское, хотя они значительно отличаются друг от друга, а вместе — от западноевропейского барокко.
Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашенных Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских.
Преобладало петровское барокко - 1703-1740 гг. Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в окормах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко. В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись. Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом ф снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловской я. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.). Архитекторы той поры — в большинстве иностранцы, приглашенные Петром I. Наиболее известны Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Дж. М. Фонтана, А. Шлютер, М. Г. Земцов.
Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец А. Д. Меншикова в Кронштадте и др.
Летний дворец Петра I; Проект реставрации «гаванца» (ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку).
Дворец Меншикова (Университетская наб.); Макет.
Кикины палаты.
Здание Двенадцати коллегий; Александро-Невская лавра.
Итальянский дворец А. Д. Меншикова; План Санкт-Петербурга И. Хоманна 1720-е
Основа
В 1703 г. был заложен город. План города с его регулярностью и симметрией, с его параллельно-перпендикулярным устройством улиц, застройкой по красной линии был новым по сравнению с древнерусскими городами. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и Адмиралтейство, окруженные укреплениями, были одними из первых построек. Центр нового города задуманный сначала на Петербургской стороне, вскоре был перенесен на Васильевский остров. Проект планировки Петербурга (1716) был разработан архитектором Ж.-Б. Леблоном (1679–1719). Но некоторая абстрактность замысла, а также сложность местного рельефа не позволили осуществиться этому проекту.
Свой образ Петербурга создавал опытный зодчий и строитель Доменико Трезини (ок. 1670–1734) - главный архитектор города этого времени. Петропавловский собор, доминанта новой столицы, базиликальная трехнефная по композиции церковь, был завершен по плану Трезини в западной своей части высокой колокольней со шпилем. Из ранних построек Петербурга сохранился Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714, Д. Трезини, А. Шлютер и др.), простое прямоугольное двухэтажное здание с высокой кровлей. Расположенный на берегу, у слияния Невы и Фонтанки, дом имел небольшой «гаванец» – бассейн, сообщавшийся с Фонтанкой и дававший возможность попадать в апартаменты прямо с воды. По фасаду Летний дворец украшен расположенными между окнами первого и второго этажей рельефами, исполненными А. Шлютером и его командой, на темы «Метаморфоз» Овидия. Летний сад («огород», как его называли в петровское время) с его скульптурами, фонтанами и гротами являет пример одного из первых регулярных парков в России. В 1725 г. М. Земцов построил в саду «Залу для славных торжествований» (не сохранилась).
Меншиковский дворец на Васильевском острове на берегу Невы (10–20-е годы XVIII в., Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель, реставрирован в 60–80-е годы XX в.), представляет собой новый тип усадьбы. Она слагалась из нового каменного дворца, старого –деревянного, церкви и обширного регулярного сада позади новой постройки, простиравшегося до современного Среднего проспекта. Наряду с городскими усадьбами в этот период начинается строительство и загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: Екатерингоф, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум.
Много внимания уделяется и строительству частных жилых домов. Канцелярией от строений, возглавляемой Трезини, по его и Леблона проектам намечается возведение с помощью деревянных каркасов с забутовкой из глины и щебня так называемых мазанковых зданий: двухэтажные, как правило, строились уже каменные. Дома дифференцировались (в основном по имущественному цензу), но в этих рамках были обязательными типами застроек, оттого и их обычное название «образцовые» (т. е. типовые). Они выходили фасадом уже не во двор, а на улицу и вместе с оградами и воротами создавали единую линию улиц и набережных. Центром города становится Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходили Невский и Вознесенский проспекты и возникшая несколько позже Гороховая улица.
Информация о работе Основание и строительство Санкт-Петербурга. Петровское барокко