ПЛАН
Влияние изобразительной деятельности
на воспитание и развитие ребенка
Основные методы и приёмы в обучения ИЗО в странах мира
Методика использования краеведческого
материала на уроках изобразительного
искусства
ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию и
развитию и развитию наглядно-образного
мышления. Детское изобразительное творчество
имеет общественную направленность.
Ребенок рисует, лепит, конструирует не
только для себя, но и ДЛЯ окружающих. Ему
хочется, чтобы его рисунок что-то сказал,
чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность
детского изобразительного творчества
проявляется и в том, что в своей работе
дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной
деятельностью для нравственного
воспитания заключается также в том,
что в процессе этих занятий у детей
воспитываются нравственно-волевые
качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать
трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована
для воспитания у детей доброты, справедливости,
для углубления тех благородных чувств,
которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности
сочетается умственная и
физическая активность. Для создания
рисунка, лепки, аппликации необходимо
приложить усилия, осуществить трудовые
действия, овладеть определенными умениями.
Изобразительная деятельность
дошкольников учит их преодолевать трудности,
проявлять трудовые усилия, овладевать
трудовыми навыками.
Сначала у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В СТРАНАХ МИРА
Думаем карандашом в Германий.
Специальные методики обучению
ИЗО в Германии позволяют максимально
приблизить к жизни процесс обучения.
Учащиеся на уроках изобразительного
искусства участвуют в ролевых играх,
используют мимику и жесты для объяснения
нового и закрепления старого материала,
смотрят видео и много разных наглядностей,
связанных с демонстрацией цвета, объёма
(3Д просмотры) и т.д. Только после этого
следует изучение новой темы. Для них важно
связать воедино две вещи - творческую
свободу и художественные знания, умение
рисовать. По мнению немцев, рисунок - это
научиться думать карандашом, живопись - видеть цвета мира
в полной его гармонии, поделки - ощущение
чувства формы и цвета своими руками, история
искусства - узнать, отличить, понять.
Рисование по-английски.
Изобразительное искусство
в Англий оказывает стимулирующей и творческой
средой, чтобы бросить вызов и определить
свою практику, в рамках профессиональных
и современных возможностей. Для этого
англичанам самое главное нужно иметь
вдохновение. Поскольку вдохновение — это черта творчества,
а творчество — это в нашем случае уроки
рисования. Урок ИЗО в Англий входит в
школьный компонент изучаемых предметов.
В этой «быстро развивающейся» стране
предусмотрены и обучения художественным
навыкам и по-скайпу, где и обучающиеся,
не отставая от современных технологий,
учатся рисовать в программах компьютерной
живописи (графики).
Школы рисования манги в Японий.
Каждый второй японец
отлично рисует и неплохо поет.
В Японии очень много школ по
рисованию манги. (это – комиксы). Манга
- это японские комиксы. Практически всегда
они черно-белые, с несколькими цветными
страницами в качестве обложек или страниц-бонусов.
Она рисуется справа налево и читается
так же.
Как жанр манга появилась очень
давно и имеет глубокие корни в японской
культуре. Однако наибольшее распространение
она получила в наше время - увеличение
интереса к ней как к жанру стало вполне
логичной закономерностью всвязи с повышенным
спросом на кино, анимацию (и вообще готовую
красивую картинку), восточную культуру.
В мире манги уже сложились свои правила,
законы, жанры и стили рисовки.
Родиной манги является Япония.
В настоящее время она распространена
практически по всему миру и пользуется
повышенным и постоянно растущим спросом
в США, Китае, Испании и многих других странах.
В школах рисование комиксов происходит
по такой схеме: ставят 2-3-их людей и заказывают
им сцену, после делают наброски с натуры,
и обрабатывают работы в избранном стиле.
Но в этом стиле рисования самым важным
является передать движение, эмоции, мимику
и образ (одежда, прическа). Каждая деталь
играет важную роль, и по этому я думаю,
что манга является самым сложным жанром
рисованию, так как требует мелкую детальную
проработку.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Один из путей активизации учебно-воспитательной
работы по изобразительному искусству
и совершенствованию средств эстетического
воспитания видится в использовании краеведческого
принципа. В школьном краеведении заключены
огромные возможности для реализации
комплексного подхода к воспитанию. Краеведению
принадлежит важное место в укреплении
связи обучения с жизнью.
Центральной темой краеведческих
материалов на уроках развития речи
является тема о родном крае, а в частности
это тексты о прошлой и современной жизни
области, края или города, отрывки из воспоминаний
исследователей нашего края.
Краеведческий материал, используемый
в зависимости от дидактических целей
и воспитательных задач урока, выступает
как источник теоретических знаний и подтверждения
их истинности, как средство познания
и как объект решения учебно-познавательных
задач в процессе обучения Краеведческие
материалы, использующиеся на
уроках изобразительной деятельности,
можно разделить на несколько групп:
1) Информация о природе
родного нашего края (описания
животных и растений, статьи, фотографии
и т.д.);
2) Картины местных художников,
архитекторов, поэтов и т.д., а
также сведения об их творчестве;
3) Предметы быта, созданные
мастерами местных народных промыслов
и информация об этих промыслах;
4) Исторические сведения
о регионе;
5) Материалы об истории,
традициях, особенностях быта коренных
народностей региона и т.д.
Учитывая особенности младших
школьников (конкретность мышления, эмоциональность
восприятия,…), педагогу необходимо продумывать
способы знакомства учащихся с краеведческим
материалом.
Эффективным средством является
предварительная экскурсия в природу,
музей, в процессе чего дети не просто
вспоминают особенности тех или иных предметов,
могут понаблюдать, рассмотреть их, что
даст положительные результаты, дети смогут
правильно и четко передать все особенности
рассматриваемых предметов. Использование
данного средства не только активизирует
деятельность учащихся, но и придаст уроку
эмоциональную окрашенность. Такая предварительная
работа вызывает у учеников потребность
высказаться, посредством рисования –
воспитание и обучение в данном случае
взаимодействуют.
На уроке, во время рассматривания
картин, фотографий, дети не только знакомятся
с родным краем и его традициями, но и развивается
речь, так как детей просят высказаться.
Также, на уроках изобразительного искусства
можно предложить детям нарисовать сюжет
к определенному рассказу амурского писателя,
что развивает воображение детей.
Ознакомление детей с произведениями
изобразительного искусства проходит
в виде беседы. Например, на уроке «Волшебные
краски осени» дети могут не только рассмотреть
картины амурских и дальневосточных писателей,
но и провести наблюдение за осенними
листьями, отметить всю красоту осенних
листьев, проанализировать так или нет
художник передал настроение осени. Также
с детьми можно провести беседу о родном
крае, затем, при рассматривании картин
педагог может объяснить детям последовательности
рисования деревьев. На данном уроке у
детей развивается образная память, формируется
эмоциональная отзывчивость к родной
природе.
Таким образом, можно сделать
вывод, что работа с использованием краеведческого
материала активизирует познавательную
деятельность детей, что дает возможность
более успешно решать все задачи обучения
и развития в начальной школе.
Использование краеведческого
материала на уроках изобразительного
искусства в начальной школе – это целая
система, выстраиваемая педагогом совместно
с обучающимися и даже с их родителями,
которая способна привести к новому видению
преподавания предмета, к повышению его
значимости. Каждый педагог будет выстраивать
эту систему согласно своим способностям,
возможностям и потребностям.