Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 14:09, контрольная работа
Древнерусское искусство - драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни
Введение……………………………………………………………………...3
Древнерусская иконопись………………….…………………………..….5
Корни древнерусской иконописи…..……………..………………..5
1.2 Причины забвения русской иконы…………………………………6
1.3 Признание громадного художественного значения
древнерусской иконы и возрождение интереса к ней…………………7
Язык икон……………………………………………..…………………….9
2.1 Сюжеты древнерусской живописи………………………………..10
2.2 Образы Спаса……………………………………………………….11
2.3 Образы Богородицы………………………………………………..13
3. Иконостас……………………………………………..
4. Основные направления и школы древнерусской иконописи…………..17
Ростово-суздальская школа…………………………………….....17
Московская школа………………………………………………..19
Новгородская школа……………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...24
Список используемой литературы……………………………………..…...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Причины забвения русской иконы…………………………………6
1.3 Признание громадного художественного значения
древнерусской иконы и возрождение интереса к ней…………………7
2.1 Сюжеты древнерусской живописи………………………………..10
2.2 Образы Спаса……………………………………………………….11
2.3 Образы Богородицы………………………………………………..
3. Иконостас……………………………………………..
4. Основные направления и школы древнерусской иконописи…………..17
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………..…...
Введение
Древнерусское искусство - драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода.
В начале 20 века в письме к крупнейшему исследователю древнерусского искусства Н.П.Кондакову А.П.Чехов выражал надежду, что найдется человек, "который написал бы историю русской иконописи". "Ведь этому труду, - указывал он, - можно было бы посвятить жизнь".
В это же время возникли первые собрания икон, составленные по признакам, определяющим их своеобразие и значение в истории мирового искусства. Кому же из них принадлежит пальма первенства в этом благородном деле. Это основатель знаменитой галереи П.М.Третьяков и ставший потом ее попечителем И.С.Остроухов.
Вот авторитетное суждение о первом: "Он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством". (И.Э.Грабарь)
А вот не менее примечательные отзывы о втором: Он был не только талантливым художником, но и пылким исследователем начальной поры русского искусств. Ни у кого до И.С.Остроухова не было отчетливого сознания высоких художественных качеств иконы" (П. П. Муратов). Остроухов первый собирал иконы, не как курьезы или образцы- чтобы дать понять о культурном состоянии допетровской Руси, - а как свидетельства высоких художественных достижений, как проявление творческого начала в древнем русском художнике… Один из первых он угадал, что под слоем позднейших записей, пыли и копоти древние доски хранят горячее золото фона, небесный голубизны английских одежд, невыразимо нежную охру ликов, музыкальную опись фигур и ясность, монументальность композиции" (Н. М. Щекотов).
На заре нынешнего века первые расчищенные иконы буквально ошеломили многих ценителей искусства. Прославленный французский живописец Матисс, приехав в Москву в 1911г., был тоже ошеломлен красотой древнерусской живописи. "Это доподлинно народное искусство, - говорил он. - Здесь первоисточник художественных исканий. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувств".
И так, мировое значение древнерусской живописи было открыто и признано уже более полувека тому назад. Однако систематическое ее изучение, с выявлением различных направлений и школ началось уже после Октябрьской революции, когда по всей стране были организованы поиски памятники древней иконописи вместе с их раскрытием, т.е. освобождением от позднейших записей.
Тут сыграл решающую роль изданный по инициативе В. И. Ленина декрет Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918г. о регистрации, учете и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений. Тогда художественный фонд нашей страны пополнился сокровищами, обогатившими художественное достояние всего человечества. Но только в наши дни благодаря неустанным поискам советских искусствоведов, поистине грандиозной работе советских реставраторов постепенно открывается возможность воссоздать историю русской иконописи.
1. 1 Корни древнерусской
иконописи.
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории. Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.
С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.
Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
Недаром было отмечено, что в Древней
Руси икона явилась такой же классической
формой изобразительного искусства, как
в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура,
а в Византии - мозаика.
Древнерусская живопись - живопись христианской
Руси - играла в жизни общества очень важную
и совсем иную роль, чем живопись современная,
и этой ролью был определен ее характер.
Русь приняла крещение от Византии и вместе
с ним унаследовала представление о том,
что задача живописи - "воплотить слово"
воплотить в образы христианское вероучение.
Поэтому в основе древнерусской живописи
лежит великое христианское "слово".
Прежде всего это Священное Писание, Библия
("Библия" по-гречески - книги) - книги,
созданные, согласно христианскому вероучению,
по вдохновению Святого Духа. Воплотить
слово, эту грандиозную литературу, нужно
было как можно яснее - ведь это воплощение
должно было приблизить человека к истине
этого слова, к глубине того вероучения,
которое он исповедовал. Искусство византийского,
православного мира - всех стран, входящих
в сферу культурного и вероисповедного
влияния Византиии, - разрешило эту задачу,
выработав глубоко своеобразную совокупность
приемов, создав невиданную ранее и никогда
больше не повторившуюся художественную
систему, которая позволила необычайно
полно и ясно воплотить христианское слово
в живописный образ. В течение долгих веков
древнерусская живопись несла людям, необычайно
ярко и полно воплощая их в образы, духовные
истины христианства. Именно в глубоком
раскрытии этих истин обретала живопись
византийского мира, в том числе и живопись
Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики,
миниатюры, иконы, необычайную, невиданную,
неповторимую красоту.
1.2 Причины забвения русской иконы.
Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.
Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре 1.
Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская живопись после пертровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европезированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько "иконописных" сел - Палех, Мстера и Холуй.
Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция.
1.3 Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней.
Интерес к древнерусской
культуре вызвал обращение и
к ее живописи. Уже в "Истории
государства российского" Карамзин
упоминает о древнерусских
Информация о работе Основные направления и школы древнерусской иконописи