Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX-XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

Ушедший в историю XX в. не только не расставил точки над «i» в проблемных вопросах культуры, но и задал другие, более сложные головоломки, возникшие на разных её этажах. Безусловно, так можно говорить о каждом новом столетии, относительно предыдущего. Тем не менее, события, которые произошли в XX в. потрясают своей сложностью, неоднозначностью, биполярностью и требуют более детального рассмотрения и анализа.

Файлы: 1 файл

Anna_Voschinchuk.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Основные тенденции  и проблемы развития

мировой культуры XX-XXI вв.

 

Введение. Ушедший в историю XX в. не только не расставил точки над «i» в проблемных вопросах культуры, но и задал другие, более сложные головоломки, возникшие на разных её этажах. Безусловно, так можно говорить о каждом новом столетии, относительно предыдущего. Тем не менее, события, которые произошли в XX в. потрясают своей сложностью, неоднозначностью, биполярностью и требуют более детального рассмотрения и анализа.

Осмыслению состояния культуры ушедшего XX в. и начала нынешнего XXI в. посвящено огромное количество научно-теоретических работ. Это проблема, которая в настоящее время находится в зоне пристального внимания представителей как отечественной, так и зарубежной мысли. Итоги и кануны данного периода осмысляются философами, экономистами, политологами, историками, культурологами, искусствоведами и т.д. Сложность данной проблемы обусловлена её междисциплинарным характером. Так, например, теме технологического и психологического состояния современного общества и происходящих в нем перемен посвящены труды А.  Тоффлера [1] и С. Хантингтона [2]. Проблемы же мирового развития, нарастающей экономической, социальной и культурной стандартизации, гоменности мира освещены в работах Ф. Фукуяма [3]. Представление об особенностях развития художественной культуры данного периода содержат искусствоведческие работы В. Полевого [4], М. Германа [5], В. Турчина [6], Е. Андреевой [7]. Но исторические события, научные открытия и панорама художественной культуры требуют более пристального и внимательного изучения.

Цель данной статьи – провести культурологический анализ наиболее значимых тенденций и проблем развития культуры на стыке веков.

Основная часть. Анализируя культуру прошлого столетия, можно сказать, что его вторая половина, по словам А. Блока, есть «кометы грозной и хвостатой, ужасный призрак в вышине» [8]. Это своеобразная затянувшаяся рефлексия на явления, которые произошли условно до 1950 – го года. Обратимся к описанию и перечислению важнейших исторических событий, во многом предопределивших специфику культуры ХХ в. Глобальные потрясения принесли две мировые войны 1914-1918 гг., 1939 – 1945 гг. Оказалось, что Первая мировая война – это лишь своего рода репетиция, так как во время Второй мировой было вовлечено 4/5 населения земного шара, а в концентрационных лагерях Европы погибло более 12 млн. человек. Ужасающие последствия принесли атомная бомбардировка США японских городов Хиросима и Нагасаки и крупнейшая техногенная катастрофа в истории всего человечества в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Как итог, в ХХ в. уничтожено больше людей, чем за два последних тысячелетия. В результате Первой и Второй мировых войн, а также «холодной» войны, произошли значительные изменения на политической карте мира. Открылись новые горизонты для таких стран как Китай и Индия, Африки и Латинской Америки. Сложившаяся новая международная ситуация породила в некоторых странах «третьего мира» серьёзные амбиции, поскольку расширилось поле для активной деятельности во многих направлениях. Несмотря на предшествующий исторический опыт, человечество в дальнейшем породило и порождает локальные гражданские, межэтнические войны, конфликты, террористические акты, которые влекут за собой экономические кризисы, массовую безработицу, социальную апатию и духовное обнищание людей. Во второй половине прошедшего столетия наметилось две тенденции: с одной стороны – это тяга к объединению для решения политических, экономических вопросов (ООН, ЮНЕСКО, СНГ, Евросоюз и т. д.), а с другой – это борьба за суверенитет отдельных государств, переходящая в многочисленные войны, ведущие к политическому экстремизму, воинствующему шовинизму и сепаратизму.

К концу XIX в. в науке уже сложилось устойчивое представление о мире. Картина мира как бы была завершена в её фундаментальных основах благодаря важным открытиям. Английский физик Дж. Дж. Томсон выдвинул тезис о том, что науке необходима небольшая коррекция некоторых деталей, чтобы сформировалось целостное представление о мире и Вселенной. Научные открытия и свершения ушедшего столетия поражают многообразием и динамизмом. Наиболее важные из них: создание А. Эйнштейном общей теории относительности, получение А. Флемингом пенецилина, что обозначило начало применения антибиотиков, открытие Ф. Криком и Дж. Уотсоном молекулы ДНК, начало использования лазерных технологий, остановка светового луча, полет в космос и высадка на Луну, создание Inernet, клонирование животных, а затем и человека, расшифровка генома человека и т.д. После отказа науки от классических устоев, очевидным становится сам факт исчезновения преобладающей области науки, в которой получали фундаментальные открытия. На нынешнем этапе большое значение имеет прогноз в различных  областях науки, который даёт та или иная область исследования, поскольку важно знать, как от него преобразуется картина мира. Если в начале столетия доминирующее положения занимала электродинамика, затем атомная физика, физика атомного ядра, то в конце – физика элементарных частиц и астрофизика. Атомный век является результатом работы первой половины XX в. в области ядерной физики, а следующую эпоху уже назовут после-атомной цивилизацией.

Ускорение научно-технического прогресса  приводит к параллельному ускорению  и других культурных процессов. Оценивая социокультурную ситуацию  ХХ в. А. Швейцер отмечал, что  «успехи науки и практики таковы, что открылись немыслимые раньше перспективы материального обеспечения существования человека. Это повлекло за собой переоценку материальных достижений и недостаточное внимание к духовному началу. Такая культура подобно кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе»[9, с. 98].

Сложность и противоречивость прошлого столетия, поиск новых путей развития отразила художественная культура, так как процессы, происходящие в социуме, так или иначе, экстраполируются на искусство, творчество, формируют мировоззрение художников. Возникновение авангардных направлений в художественной культуре начала ХХ в. являются отражением противоречий бытия в Европе Нового времени. Если в XVII в. сформировались два главных стиля  – барокко и классицизм, то в XVIII в. – появились рококо, ампир, сентиментализм и предромантизм. XIX в. начался романтическим лозунгом «Свобода. Равенство. Братство», и как реакция на разочарование в новой идеологии возник критический реализм. В последней трети XIX в. сформировались импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, стиль «модерн». Эпиграфом художественной культуры начала ХХ в. служат слова И. Клейна: «Если так ещё никогда не делалось, то это необходимо сделать». Невероятный взрыв творческой энергии привел к плюрализму художественных направлений, стилей, к амбициозным и провоцирующим выступлениям художников. Возникли такие течения в живописи как фовизм (А.  Матисс, А. Дерен, К. Ван Донген), экспрессионизм (Э. Людвиг-Кирхнер, Э. Хеккель, Э. Нольде), футуризм (Дж. Балла, У. Боччони), кубизм (П. Пикассо, Ж.  Брак), сюрреализм (С. Дали, Х. Миро, Р. Магрит), абстрактное искусство (В. Кандинский, К. Малевич, Дж. Полок, М. Ротко). Для понимания новых направлений к ним писались манифесты: «Манифест футуризма» (1909), автором которого является Ф. Т. Маринетти, дадаистский манифест «Манифест господина Антипирина» (1916) Т. Тцара, «Манифест сюрреализма» (1924) А. Бретона и т.д.

Середина ХХ в. (1950-е – 1960-е гг.) стала переходным этапом от авангарда к модернизму. Появление и расцвет поп-арта (Р. Раушенберг, Э. Уорхолл), прежде всего в культуре США, создание многочисленных поп-скульптур, арт-объектов, инсталляций, проведение поп-артистских акций, объясняется возникновением новых эстетических принципов, которыми пытались сократить дистанцию между элитарной и массовой культурой.

В дальнейшем модернизм формировал и развивал свои концепции, направления. Так, гиперреализм (Ч. Клоуз, Дж. Кошут, Р. Эстес) основывался на достижениях наиболее передовых технологий в фотографии и киноискусстве, концептуализм соединил идеи науки и философии, утвердив, тем самым новое понимание искусства как такового. Важно отметить, что в концептуализме главным стала концепция произведения, которая выражена в виде формализованной идеи. В 1967 г. появился первый манифест под названием «Параграфы концептуального искусства» С. Левитта, затем в 1969 г. – статья Дж. Кошута «Искусство после философии». Эти работы отразили новое видение искусства: перенос акцента с исполнения на замысел, на планирование идеи, с результата деятельности на её процесс. Распространились новые формы деятельности художников: хэппенинг, перформанс, лэнд-арт, которые соединили в себе несколько видов искусства.

Общим знаменателем культуры второй половины XX в. стал постмодернизм, который породил многочисленные дискуссии ученых различных областей, относительно временных рамок периода, терминологии, специфики художественной культуры, направлений и т.д. Сформировалась своеобразная культура культур, где отсутствует, как стилевая, так и концептуальная обязательность, а единственной нормой и каноном стало отсутствие таковых и присутствие анормативности. Основными понятиями постмодернистской культуры являются: деконструкция (термин введен в научный оборот Ж. Деррида), ризома (основные параметры категории рассмотрены Ф. Гваттари, Ж. Делезом), симулякр (введен в оборот Ж. Батаем, интерпретировался Ж. Бодриаром, Ж. Делезом, П. Клоссовски). Искусство постмодернизма характеризуется неопределенностью, фрагментарностью, цитатностью, отсутствием ценностных центров, психологических глубин, иронией, смешением жанров и привычных кодов, соединением стилей (в визуально-пластических искусствах – Ф. Клементе, Г. Базелитц, Дж. Кунс, в кинематографе – творчество П. Гринуэя, Дж. Джармуша, П. Альмадовара) и т.д. Доминирующим стало ощущение исчерпанности искусства в его традиционном понимании и даже на рубеже веков и тысячелетий постмодернизм остро поставил вопрос о роли и судьбе художественной культуры.

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Здесь на первый план выходит проблема анропогенизации. Техногенная цивилизация создаёт иную среду, новый искусственный мир, в котором осуществляется насилие над естественным способом бытия человека. Главными тенденциями являются некрофилизация сознания, отсутствие рефлексии, подавление и затухание эмоций человека. Каждодневное погружение в виртуальное пространство (общение в формате социальных сетей, увлечение компьютерными играми и т.д.) приводит к подмене истинных переживаний человека.

Уже в конце XIX в. актуализировались вопросы соотношения массовой культуры и элитарной, толпы и массы. Ещё Г. Лебон отмечал, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» [10,с. 144]. На пороге третьего тысячелетия массовизация стала одной из основных проблем в культуре. С каждым днем ослабевает и размывается в современном обществе статус культурной и высокообразованной личности, личность упрощается, индивидуальность поглощается, исчезает неповторимость человека. Наблюдается великое «шествие из тысячи «знаменитостей» (А. Тоффлер), которые так стремятся быть непохожими друг на друга, что именно эта характеристика их объединяет в массу. Бесконечные слоганы рекламы о неповторимости и уникальности личности, во-первых, приводят к нивелировке самого понятия личности, во-вторых, через них тиражируются и навязываются нормы, которые соответствуют вкусу и уровню развития среднего, массового человека. Представленные безграничные возможности в различных сферах жизнедеятельности не используются человеком, даже теми людьми, которые имеют высокий потенциал и желают его реализовать. В результате рождается чувство ущербности, пессимизма, безысходности, пограничного состояния, депрессии.

Важной проблемой для  осмысления является тенденция релятивизации, которая становится преобладающей в нашей культуре. Происходит членение мироцелостности, появляется фрагментарность, разорванность, доминирует  мозаичность, детальность (особенно ощущается в художественной культуре постмодернизма, изобилующей парафразами, цитатами, фрагментами). Под влиянием развития науно-технического прогресса, в естественнонаучной картине все реже ставится вопрос о гармоничности человека, целостности мироздания и Вселенной.

Существует проблема маргинализации, в которую погружено мировое сообщество. В настоящее время человек находится на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывает влияние противоречащих друг другу норм, ценностей, что приводит в дальнейшем к неприятию другой культуры, к невозможности адаптации. Отсюда возникает проблема социокультурной неполноценности, формируется ощущение потери культурной идентичности: состояние человека становится пограничным, деклассированным и культурно дезориентированным, а его сознание – разорванным, фрагментарным. Человек, имея возможность бывать во всем мире, реализоваться в любой точке земного шара, теряется и становится вечным странником- маргиналом.

Сегодня проблема глобализации стала одной из самых обсуждаемых в контексте мирового развития. Именно в связи с ней возникли противоречия: гомогенности и разделенности мира, универсализации и фрагментаризации, стандартизации в экономическом, политическом, социальном и культурном планах и т.д. Глобализация – процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим, возникает опасность унификации неповторимых национальных культур и возникновение монокультурного мира, кризис идентичности, изменений соотношения между народной, элитарной и массовой культурой (естественно в сторону доминирования последней), появление воинствующего национализма, религиозного фундаментализма, закрепление экономического, политического и культурного неравенства. Положительным моментом здесь может быть увеличение поля для культурного диалога и полилога, взаимообогащение культур, возникновение и распространение культурных ценностей.

Заключение. Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX-XXI вв. во многом предопределены произошедшими историческими событиями. Большое влияние на них оказал научно-технический прогресс, который также способствовал огромной концентрации материальных и интеллектуальных усилий общества, направленных на развитие той или иной формы культуры. Художественная культура данного периода, как рефлексия на исторические и научные события, представленная авангардом, модернизмом, постмодернизмом постпостмодернизмом динамична и полистилична, изобилует невиданными головоломками и ребусами, требует дальнейшего понимания и изучения.

 Выделенные основные  тенденции и проблемы - антропогенизация,  массовизация, релятивизация, маргинализация, глобализация имеют амбивалентный характер и не являются конечными константами. Пути выхода из сложившейся глобальной экологической и антропологической катастрофы необходимо рассматривать, используя прогнозирование глобальных культурных процессов, через возможности мультикультурного синтеза в духовно-нравственной культуре для доминирования и приоритета общечеловеческих ценностей.


Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития мировой культуры XX-XXI вв