Основы декоративной композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Одежда предназначена для удовлетворения повседневных нужд человека, она является частью его материально-предметной среды, поэтому мастерство изготовления и оформления одежды можно отнести к области декоратив-но-прикладного искусства.
Работа над эскизом костюма строится по законам декоративной композиции, а значит, наряду с рисованием с натуры и по представлению необходимо приобретение навыков декоративного рисования.

Файлы: 1 файл

Основы декоративной композиции.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

§ 7. Использование природных форм в орнаментальной композиции

 

Многообразие живой и неживой природы является неиссякаемым источником вдохновения для творческого человека. Только в контакте с природой человек познает ее красоту, гармонию и совершенство.

 

Орнаментальные композиции, как правило, создаются на основе трансформации природных форм.

 

Трансформация — изменение, преобразование, в данном случае декоративная переработка природных форм, обобщение и выделение существенных признаков объекта с помощью определенных приемов.

 

Приемы декоративной переработки могут заключаться в следующем: постепенное обобщение формы, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение ее конструкции, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и т.д.

 

В декоративном искусстве в процессе трансформации формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, стремится выделить главное, наиболее типичное, отказываясь от второстепенных деталей.

 

Трансформации природных форм должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов художник создает декоративные на основе творческого воображения.

 

Задача художника никогда не сводится к простому украшательству. Каждая декоративная композиция должна подчеркивать, выявлять форму и назначение украшаемого предмета. Ее стилевое, линейное и цветовое решение основано на творческом переосмыслении натуры.

 

Трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы

 

Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

 

Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. На рис. 5.45 представлены зарисовки растений, которые хотя и передают их образ, но не являются абсолютной копией. Выполняя эти рисунки, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

 

Для трансформации природной формы в орнаментальный мотив необходимо сначала найти убедительный по своей художественной выразительности объект. Однако, обобщая форму, не всегда нужно отказываться от мелких деталей, так как они могут придать форме большую декоративность и выразительность.

 

Выявлению пластических особенностей природных форм способствуют зарисовки с натуры. С одного объекта желательно сделать серию зарисовок с разных точек зрения и в разных ракурсах, подчеркивая выразительные стороны объекта. Эти зарисовки являются основой для декоративной переработки природной формы.

 

Видеть и распознавать орнамент в любом природном мотиве, уметь раскрыть и отобразить ритмическую организацию элементов мотива, выразительно трактовать их форму — все это составляет необходимые для художника требования при создании орнаментального образа.

 

 

 

Рис. 5.45. Натурные зарисовки растений

 

В процессе декоративной переработки растительной формы большую роль играют такие средства художественной выразительности, как линия, пятно, точка и цвет. Графические средства могут подсказывать, а в отдельных случаях даже предопределять характер трансформации растительных мотивов.

 

 

 

Рис. 5.47. Пятновое решение мотивов

 

В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. Однако некоторая скупость линейного графического языка может привести к сухости и даже схематизму в зарисовках. Поэтому очень важно изучать натуру и вначале делать акцент на натурных зарисовках, помогающих лучше изучить пластические особенности формы.

 

 

 

Рис. 5.46. Линейное решение мотивов

 

 

 

Рис. 5.48. Настурция. Линейно-пятновое решение

 

При линейной трактовке модели различают три решения:

 

1) применение тонких линий  одинаковой толщины (при орнаментике  мотивов небольшого масштаба);

 

2) применение толстых линий  одинаковой толщины (если рисунку  нужно придать активность, напряженность, монументальность);

 

3) применение линий разной  толщины. Такое решение рисунка  обладает большими изобразительными  и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии  одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять  узору линий другой толщины. А  точнее, это должна быть композиция  из линий разной толщины (рис. 5.46).

 

Пятновая трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это могут быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний (рис. 5.47).

 

Наиболее широко используется ли-нейно-пятновая трактовка растительных мотивов (рис. 5.48). В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна необходимо структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Но также необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.

 

 

 

Рис. 5.49. Трансформация растительного мотива. Учебная работа

 

На рис. 5.49 представлены примеры работы над трансформацией растительной формы с использованием линейного, пятнового и линейно-пятново-го решения.

 

Рассматривая особенности трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы, следует отметить, что цвет и колорит природных мотивов также подлежит художественному преобразованию, а порой и кардинальному переосмыслению. Не всегда естественный цвет растения может быть использован в орнаментальной композиции. Растительный мотив может быть решен в условном цвете, заранее избранном колорите, в сочетании родственных или родственно-контрастных цветов. Возможен и полный отказ от реального цвета. Именно в этом случае он приобретает декоративную условность.

 

Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

 

Рисование с натуры животных и процесс трансформации их форм имеет свои особенности. Наряду с набросками с натуры существенным обстоятельством является приобретение навыков работы по памяти и по представлению. Нужно не копировать форму, а изучать ее, запоминать характерные черты, чтобы потом обобщенно изобразить их по памяти. Примером могут служить зарисовки птиц, представленные на рис. 5.50, которые выполнены линией.

 

 

 

Рис. 5.50. Зарисовки птиц по памяти и по представлению

 

 

 

Рис. 5.51. Декоративно-графические изображения птиц

 

 

 

Рис. 5.52. Примеры трансформации формы тела кошки в декоративный мотив.

 

Учебная работа

 

Предметом пластических переосмыслений животных мотивов может быть не только фигура животного, но и разнообразная фактура покрова. Нужно учиться выявлять орнаментальную структуру поверхности исследуемого объекта, чувствовать ее даже там, где она выступает не слишком ясно.

 

В отличие от изобразительного искусства в декоративно-прикладном выявление типичного происходит по-ино-му. Черты конкретного индивидуального образа в орнаментике порой теряют свой смысл, они становятся лишними. Таким образом, птица или зверь конкретного вида могут превратиться как бы в птицу или зверя вообще.

 

В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл; это часто связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности (рис. 5.51).

 

Пути трансформации животных форм такие же, как и растительных, — это отбор самых существенных характеристик, гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных, достижение единства орнаментального строя с пластической формой объекта и гармонизация внешней и внутренней орнаментальных структур объекта. В процессе трансформации животных форм также применяются такие выразительные средства, как линия и пятно (рис. 5.52).

 

Итак, процесс трансформации природных форм можно разделить на два этапа. На первом этапе выполняют натурные зарисовки, выражающие точным, лаконичным графическим языком наиболее характерные особенности природной формы и ее фактурной орнаментации. Второй этап — это непосредственно творческий процесс. Художник, используя в качестве первоисточника реальный объект, фантазируя, перевоплощает его в образ, построенный по законам гармонии орнаментального искусства.

 

Рассмотренные в данном параграфе пути и принципы трансформации природных форм позволяют сделать вывод о том, что важным, а может быть, и главным моментом в процессе трансформации является создание выразительного образа, преобразование реальности с целью выявления ее новых эстетических качеств.

§ 6. Графика как вид изобразительного искусства

 

Материал предыдущих глав учит изображать реальные формы, основываясь на законах перспективы, светотени, анатомии. Данная глава ставит своей задачей приобретение знаний и практических умений преобразования реальных форм в декоративные средствами черно-белой графики.

 

Графические принципы пронизывают всю сферу деятельности художника-прикладника. Область его творчества в современном промышленном производстве относится к миру дизай-

 

 

 

Рис. 6.1. Немецкий мастер XVв. Св. Доротея

 

на. Знание языка графики необходимо в работе модельера-конструктора и технолога швейного производства.

 

Эскизы моделей одежды также относятся к графике, поэтому специалист, работающий в швейной промышленности, должен хорошо знать средства художественного выражения в графике, технику и приемы работы.

 

Одними из самых специфических особенностей черно-белой графики являются условность языка графики, отвлеченность и абстрактность образов. Однако графика демонстрирует нам реальные образы окружающего мира. Графические изображения могут вызвать у нас такие же разнообразные эмоции, как и произведения живописи и скульптуры. Изучение основ художественной графики имеет большое значение для развития декоративно-образного мышления, это обязательно поможет учащимся подняться в их творчестве на новую ступень.

 

В начале XX в. в России термин «графика» для названия вида изобразительного искусства не применялся. Для обозначения профессии художников-оформителей книги, иллюстраторов использовали определение «рисовальщик печати». Словом «рисунок» обозначалась работа «от руки» и использующаяся только в качестве подготовительного материала: наброски, зарисовки, эскизы. Под словом «графика» подразумевались лишь печатные техники — гравюры. Термин «гравюра» пришел к нам из французского языка (от франц. gravure — вырезать) и объединяет все технические приемы

 


Информация о работе Основы декоративной композиции