Основы формообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:13, реферат

Описание работы

Понятия «форма» и «формообразование» в дизайне основополагающие. Дизайнеры занимаются проектированием предметов, изделий, форма которых удобна, эргономична, красива и соответствует их назначению. В дизайне форму определяют как «выражение внешнего вида изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения», а формообразование как процесс создания целостных предметных форм, порождаемых различными факторами. Важны все зрительно воспринимаемые свойства или признаки формы: геометрия, размеры, масса, пропорции, положение в пространстве, фактура, цвет, текстура, светотень. Основой формы является конструкция. Это каркас , связывающий все элементы в одно целое. Работая над созданием новых форм, необходимо учитывать функциональное назначение изделия, предъявляемые эстетические и эргономические требования, условия эксплуатации, технологию изготовления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.21 Кб (Скачать файл)

Основы формообразования.

Понятия «форма» и «формообразование» в дизайне основополагающие. Дизайнеры  занимаются проектированием предметов, изделий, форма которых удобна, эргономична, красива и соответствует их назначению. В дизайне  форму определяют как «выражение внешнего вида изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения», а формообразование как процесс создания целостных предметных форм, порождаемых различными факторами. Важны все зрительно воспринимаемые свойства или признаки формы: геометрия, размеры, масса, пропорции, положение в пространстве, фактура, цвет, текстура, светотень. Основой формы является конструкция. Это каркас , связывающий все элементы в одно целое. Работая над созданием новых форм, необходимо учитывать функциональное назначение изделия, предъявляемые  эстетические и эргономические требования, условия эксплуатации, технологию изготовления.

Разные авторы по-разному классифицируют формообразующие факторы в художественном конструировании, но все выделяют функциональные, эстетические, социальные, конструкторско-технологические  факторы. Исходя из этих факторов различают  формы: функциональную, эстетическую, конструктивную, технологическую и др. Целостная дизайн-форма складывается из этих отдельных представлений.

Чтобы уметь правильно  строить форму, надо, во-первых, знать, как влияют на неё различные факторы, которые извне определяют, каким  должно быть изделие по содержанию и по форме, а во-вторых, знать  и правильно использовать закономерности строения самой формы (закономерности композиции).

Рассматривая объект художественного  конструирования как материально-пространственную структуру, а её форму как «границу, отделяющую эту структуру от внешней  среды» , можно выделить основные характеристики объекта:

1.      функция (связана с назначением предмета):

1.1.         техническая (конструкция, материал),

1.2.         социальные:  адаптивная (удобство пользования предметом);

средовая (связь с другими  предметами)

1.3.         эстетическая (эмоциональное и художественное воздействие);

2.      технология (способ получения формы из определенного материала опреде-ленными инструментами);

3.      морфология (форма, организованная в соответствии со своей функцией);

4.      семантика (психологическое воздействие формы предмета на человека).

Обозначая творчество как  процесс создания чего-то нового, следует  отметить, что в художественном конструировании (дизайне) новизну можно создавать  по каждой  характеристике в отдельности: функция, технология, морфология, художественный образ или по нескольким сразу. С учетом разных характеристик можно выделить различные творческие подходы при развитии замысла. Например, А.А. Белов с учетом технологии различает три творческих подхода:

ü      максимальное выявление природы материала и способов его обработки (монотипия, гофрирование и т.п.);

ü      ограниченное выявление естественных свойств материала (окрашенный пластилин, папье-маше и др.);

ü      смешанный подход.

Возможность комбинирования в создании новизны позволяет  говорить о ценности художественного конструирования для развития творческих способностей личности. Комбинаторика как целенаправленная разнообразная компоновка исходных элементов (конструктивных деталей, технических средств, математических и др. значений, научных идей, методов, художественных принципов и т.д.) является важным методологическим и отличительным свойством любой творческой деятельности. Для дизайна характерна комбинаторика предметного формообразования.


Информация о работе Основы формообразования