Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:54, реферат
Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа.
Византия - родина
иконописи. Корни изобразительных
приемов иконописи, с одной стороны,
- в книжной миниатюре, от которой
заимствовано тонкое письмо, воздушность,
утонченность палитры. С другой - в
фаюмском портрете, от которого иконописные
образы унаследовали огромные глаза, печать
скорбной отрешенности на лицах, золотой
фон. Фаюмский портрет - часть погребального
восточного культа. Изображаемый как
бы пребывал в потустороннем мире.
Такие портреты выполнялись в
технике энкаустики восковыми красками,
вжигаемыми в фон, что придавало
портрету телесную теплоту.
Задачи иконописи - воплощение божества
в телесном образе. Само слово "икона"
означает по-гречески "образ", "изображение".
Она должна была напоминать о том образе,
который вспыхивает в сознании молящегося.
Это "мост" между человеком и божественным
миром, священный предмет. Христианским
иконописцам удалось выполнить сложную
задачу: передать живописными, материальными
средствами нематериальное, духовное,
бесплотное. Поэтому для иконописных изображений
характерна предельная дематериализация
фигур, сведенных к двумерным теням на
гладкой поверхности доски, золотой фон,
мистическая среда, не плоскость и не пространство,
а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад.
Золотой цвет воспринимался как божественный
не только, глазом, но и разумом. Верующие
называют его "фаворским", ибо, согласно
библейской легенде, преображение Христа
произошло на горе Фавор, где его образ
предстал в ослепляющем золотом сиянии.
В то же время Христос, Дева Мария, апостолы,
святые были реалько жившими людьми, имевшими
земные черты.
Для передачи духовности, божественности
земных образов в христианском искусстве
сложился особый, строго определенный
тип изображения того или иного сюжета
называемый иконографическим каноном.
Каноничность, как и ряд других характеристик
византийской культуры, была теснейшим
образом связана с системой миропонимания
византийцев. Лежащие в ее основе идея
образа, знака сущности и принцип иерархичности
требовали постоянного созерцательного
углубления в одни и те же феномены (образы,
знаки, тексты и т п.). что привело к организации
культуры по стереотипному принципу, Канон
изобразительного искусства наиболее
полно отражает эстетическую сущность
византийской культуры. Иконографический
канон, в широком смысле включавший в себя
хамов пропорций и цветовой канон, выполнял
рад важнейших функций. Прежде всего он
нес информацию утилитарного, историко-повествовательного
плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного
религиозного текста. Иконографическая
схема в этом плане практически была тождественна
буквальному значению текста. Канон был
зафиксирован и в специальных описаниях
внешнего вида святого, физиогномические
указания Должны были выполняться неукоснительно.
Важнейшая роль
в иконе отводилась лику, который
писался многослойно с
Существует христианская
символика цвета, основы которой
разработал византийский писатель Дионисий
Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый
цвет, объединяющий красный и фиолетовый,
начало и конец спектра" означает самого
Христа, который есть начало и конец всего
сущего. Голубой - цвет неба, чистоты. Красный
- божественный огонь, цвет крови Христа,
в Византии это - цвет царственности. Зеленый
- цвет юности, свежести, обновления. Желтый
тождественен золотому двету. Белый - обозначение
Бога, подобен Свету и сочетает все цвета
радуги. Черный - это сокровенные тайны
Бога. Христос неизненно изображается
в вишневом хитоне и голубом плаще - гиматии,
а Богоматерь - в темно-синем хитоне и вишневом
покрывале - мафории. К канонам изображемия
относится и обратная перспектива, имеющая
точки схода не позади, внутри изображения,
а в глазу человека, т. е. перед изображением.
Каждый предмет, таким образом, при удалении
расширяется, как бы "разворачивается"
на зрителя. Изображение "движется"
к человеку, а не от него. Иконопись максимально
информативна, она воспроизводит целостный
мир.
Архитектурная структуре иконы и технология
иконописи складывалась в русле представлений
о ее назначении: нести священный образ.
Иконы писали и пишут на досках, чаще всего
кипарисовых. Несколько досок скрепляют
шпонками. Сверху доски покрывают левкасом
- грунтом, изготовленным на рыбьем клею.
Левкас полируют до гладкости, а затем
наносят изображение: сначала рисунок,
а потом живописный слой. В иконе различают
поля, средник - центральное изображение
и ковчег - узкую полоску по периметру
иконы. Иконографические образы, разработанные
в Византии, тоже строго соответствуют
канону.
В первые три века христианства были распространены
символические и аллегорические изображения.
Христа изображали в виде агнца, якоря,
корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго
пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться
иллюстративно-символическая иконография,
ставшая структурной основой всего восточнохристнанского
искусства,
Иконография Христа
В иконографии Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является "Спас Нерукотворный" - икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение "Спас в силах", представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет "Спас на престоле" представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты "Спас огрудный", "Спас оплечный", "Спас оглавный", "Спас поясной", "Спас Еммануил" (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах своего бытия.
Иконография Богоматери
Изображение Богоматери
почитаемо во всем христианском мире.
Существует несколько основных типов
композиции:
1.Богоматерь Оранта (молящаяся). Это
изображение в рост, с разведенными в стороны
и воздетыми в молитве руками.
2.Богоматерь "Великая
Панагия" - "Всесвятая" - изображение
Марии, на груди у которой в складках мафория
изображен Спас Еммануил.
3.Богоматерь "Умиление"
("Елеуса"), милующая Богоматерь -
поясное изображение Марии, держащий на
руках младенца Иисуса, припавшего к ее
щеке.
4.Богоматерь "Одигитрия" - поясное
изображение Богоматери с младенцем, прямо
смотрящий перед собой.
5."Покров Божьей
Матери" - изображение Богородицы
с покровом (покрывалом), который она распростирает
надо всеми.
Существуют еще много сложных иконографических
сюжетов Богоматери, наиболее известные
из которых - "Всех скорбящих радости",
"Нечаянные радости", "Неупиваемая
чаша" и др.
Иконография святых, ангелов, евангелистов,
пророков, апостолов, "праздничные"
сюжеты (главных христианских праздников)
складывалась после V в. При этом художественная
практика была тесно связана с философско-религиозной
атмосферой. В целом в иконографическом
каноне византийского искусства на протяжении
его исторического развития закреплялись
основные элементы, структурные закономерности
и своеобразные приемы византийского
художественного мышления, на многие века
ставшие основой творческого метода в
странах православного круга.
Информация о работе Особенности развития византийской иконописи