Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:16, реферат
Город Ломоносов – в прошлом Ораниенбаум (название «Ораниенбаум» сохранилось за железнодорожной станцией города) – расположен на южном побережье Финского залива, в сорока километрах от Санкт-Петербурга. Имя М. В. Ломоносова – гениального русского ученого, просветителя, поэта, художника – было присвоено городу в 1948 году
РЕФЕРАТ
ПАРКОВЫЕ АНСАМБЛИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛОМОНОСОВ
Город Ломоносов – в прошлом Ораниенбаум (название «Ораниенбаум» сохранилось за железнодорожной станцией города) – расположен на южном побережье Финского залива, в сорока километрах от Санкт-Петербурга. Имя М. В. Ломоносова – гениального русского ученого, просветителя, поэта, художника – было присвоено городу в 1948 году.
Загородный участок, на котором теперь расположен Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику великому князю А. Д. Меншикову. Который начал строительство большой усадьбы, названой "Ораниенбаумом", что в переводе означает "померанцевое дерево". В 1948 г. Ораниенбаум был переименован в Ломоносов.
Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова (Ораниенбаум) - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века.
В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годом XVIII века.
Город Ломоносов (в прошлом Ораниенбаум) расположен на высоком Иликовском плато южного берега Финского залива, против Кронштадта, в сорока километрах от Санкт-Петербурга. Имя М. В. Ломоносова, гениального русского ученого, просветителя, поэта, художника было присвоено городу в 1948 году (в 24 километрах находилась деревня Усть-Рудица, где ученый занимался разработкой цветного стекла, смальт для создания мозаичных картин и украшения дворцов, в том числе дворцов Ораниенбаума). В начале XVIII столетия побережье Финского залива было почти безлюдным. Местоположение Ораниенбаума и близость к Котлину сделало усадьбу местом остановок Петра I в связи с его частыми поездками туда на строительство мощной морской крепости. Для более удобных визитов царя Меншиков соединил свой дворец каналом с заливом. Таким образом, Петр I мог подплывать на корабле прямо к дворцу светлейшего князя.
Весь ансамбль Большого Меншиковского дворца строился с1710 по 1727 год годы. Перед дворцом был разбит парк, существующий и ныне. В померанцевой оранжерее, находящейся в восточной части парка, выращивали для княжеского стола виноград, апельсины, ягоды и ранние овощи. В картинном доме, расположенным в западной части парка размещались кунсткамера, библиотека и первая в России картинная галерея. В парке, перед дворцом, были устроены фонтаны. Летом в кадках у дворца выставляли померанцевые деревья. Впоследствии, когда в Ораниенбаум приезжал Петр II, здесь устраивались празднества, затмевавшие своей пышностью даже царские приемы. Низинная слобода возникла восточнее реки Кароста вдоль Копорской дороги, из поселения крестьян деревни, состоящей первоначально из 45 домов, которые возвели дворец, и дворцовой челяди. В 1743 году здание получил в подарок будущий император Петр III. Он построил крепость Петерштадт. Одновременно с возведением крепостных сооружений строится дворец Петра III, а вдоль реки Кароста разбивается небольшой парк. Дворец Петра III строил архитектор Антонио Ринальди, вся творческая деятельность которого протекала в России, а лучшие его творения были созданы в Ораниенбауме. В этом дворце в 1762 году Петр подписал акт об отречении от престола. С царствованием Екатерины II связан третий, самый значительный этап дворцово-паркового строительства в Ораниенбауме. Он относится к 1762-1774 годам, когда Ораниенбаум становится летней резиденцией императрицы. Архитектор А. Ринальди получает большие полномочия и почти неограниченную свободу действий. Строится Голландский домик, в конце 18 века получивший название Китайского дворца, павильон Катальной горки.
Городом Ораниенбаум становится в 1780 году по приказу Екатерины II, чья юность и молодость была тесно связана с этими местами. В 1785 году, когда каждый город России получил свой герб, изображение померанцевого деревца с его ярко-оранжевыми плодами, похожими на апельсины, вошло в герб Ораниенбаума.
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Дворец был построен в 1766-1781 годах по проекту Антонио Ринальди, приглашенного Григорием Орловым, на тот момент хозяином Гатчины. Проект Ринальди удачно сочетал в себе элементы английского охотничьего замка и русской загородной усадьбы.
После его смерти Екатерина II, которая выкупила Гатчину у братьев Орлова, подарила ее будущему императору Павлу I, пригласившему в Гатчину архитектора Винченцо Бренна. Надо заметить, что Екатерина делала уже аналогичный подарок Павлу в 1777 году, когда подарила ему земли будущего Павловска, где также был построен дворец. Таким образом, после обустройства одной резиденции Павел со своим архитектором занялись обустройством нового очередного дворца.
Будущий царь и хозяин Гатчины отклонил несколько проектов по капитальной переделке дворца (один из них в результате стал основой для Михайловского замка в Петербурге), было принято решение расширить имеющийся. Так, по проекту Бренна оба боковых каре были надстроены вторыми и третьими этажами, также площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, окруженный бастионной стеной. В 1799 году работы заканчивал архитектор Захаров. В 1801 году Павел был убит, и Гатчина стала принадлежать Марии Федоровне, вдове императора. В 1809-1811 году ею был приглашен архитектор Воронихин для небольших переделок, в основном касающихся внутреннего убранства.
Следующие перестройки состоялись в 1840-е годы под руководством архитектора Р.И.Кузьмина при Николае I. Сильно были перестроены боковые каре, своды их поднялись и в результате центральный корпус дворца перестал доминировать в здании, что, разумеется, несколько портило внешний гармоничный вид. Поэтому под руководством Кузьмина боковые башни центрального корпуса были увеличены на 1 этаж.
В 1851 году на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I, работы скульптора Витали.
При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец было проведено электричество, телефон, заменены канализация и водопровод, печное отопление заменено калориферным.
После революции дворец со всем имуществом национализирован, в 1918 году он был открыт как музей. В 1919 году, во время Гражданской войны, дворец оказался в зоне боевых действий, тогда войска под руководством Юденича вошли в Гатчину. Погибшие красноармейцы были похоронены на плацу перед дворцом. Могила не сохранилась.
В годы Великой Отечественной Войны Гатчина и дворец были в руках немецких захватчиков. В непосредственной близости от дворца были взорваны авиабомбы, которые значительно повредили Арсенальное, а потом и Кухонное каре. Заблаговременно сотрудники музея начали прятать экспонаты дворца, но только часть удалось вывезти, остальное что-то зарыли в парке, что-то заложили песком и спрятали в подвале. До 1944 года длилась оккупация, при отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию. На одной из стен дворца сохранилась надпись "Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто". Сейчас фрагмент стены с надписью демонстрируется в музее вкачестве экспоната.
ЦАРСКОЕ СЕЛО
Царское село почти двести лет являлось летней резиденцией российских императоров. Земли, расположенные в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга в средние века принадлежали Великому Новгороду, затем ими владели шведы.
В 1700 году Петр I начал войну со Швецией за возврат России исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, она продлилась 21 год, назвали ее войной Северной. В ходе Северной войны, на освобожденных землях, в 1703 году был основан Санкт-Петербург. Постепенно вокруг новой столицы возникло настоящее ожерелье из дворцово-парковых ансамблей, среди которых Царское село является настоящей жемчужиной.
В 1702 году шведы были изгнаны из Саари мойс (по-фински «Мыза на возвышенном месте»). Первым владельцем земель этих стал А.Д.Меншиков, но в 1710 году Саарская мыза, как ее называли на русский манер, была пожалована Екатерине Алексеевне, супруге Петра I, будущей императрице Екатерине I. Год спустя Петр I публично объявил Екатерину Алексеевну истинной Государыней и ее загородные владения получили статус царской резиденции. 1710 год считается годом рождения Царского села.
Именно по указу Екатерины Алексеевны начинается активное строительство в Саарской мызе и к 1716 году мыза превратилась по своему административному статусу в село, став Саарским Селом, но лишь в 1808 году при Александре I было использовано фонетическое сходство в произношении слов и Саарское Село стали называть Селом Царским.
В основном облик дворцово – парковых ансамблей Царского Села сформировался к концу XVIII , благодаря хлопотам трех императриц Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Изменения XIX века коснулись в основном, оформления интерьеров дворцов, которые декорировали в соответствии с вкусами каждого нового владельца.
При Екатерине I начали строить дворец и разбивать перед ним регулярный парк. В 1735 году Царское село по наследству перешло к Елизавете Петровне – дочери Петра I , чуть позже, став императрицей, она употребила все усилия и возможности государственной казны для придания Царскому Селу блеска, достойного «Славы всероссийской». При ней, с нескольких попыток заново был построен Большой дворец (арх. Ф.Б.Растрелли). Знаменитым украшением роскошного дворца при Елизавете Петровне стал «Янтарный кабинет».
В наши дни полюбоваться Янтарной комнатой со всего мира приезжают миллионы туристов. Название «Янтарная» комната получила, так как стены ее декорированы нарядными панно, собранными из маленьких разноцветных кусочков янтаря. Янтарь, «Солнечный камень», - это смола хвойных деревьев, тысячелетиями таившаяся в глубинах Балтийского моря.
Янтарь обладает свойством притягивать мелкие частицы, которое называют электризация, в переводе с греческого «Электро» означает янтарь. С древних времен из янтаря делали амулеты , талисманы, а так же ювелирные украшения. Но для оформления интерьера Янтарной комнаты янтарь был применен впервые. Слишком уж он мал по размерам и разнообразен по цветовой гамме , поэтому набор крупных орнаментальных панно и деталей –задача очень сложная.
История создания «Янтарного кабинета» ( так он назывался в XVIII веке) началась в 1701 -1709 годах когда архитектор прусского королевского двора А.Шлютер начал изготовление для одной из комнат дворца Шарлоттенбурга мозаичных наборных панелей из янтаря. Для создания янтарных панно Шлютер пригласил мастера Г.Вольфрама, который шесть лет воплощал замысел .
Фридрих Вильгельм I, который признал янтарные работы слишком дорогими. Прусский монарх подарил янтарные панно и детали к ним Петру I. Сначала части Янтарного кабинета поместили в Людских покоях – здании, построенном вблизи с Летним дворцом на территории Летнего сада.
75 гвардейцев на руках перенесли ящики с частями янтарной отделки, преодолев путь в 25 верст.
Растрелли решил дополнить число янтарных панно и декоративных частей, для чего из Пруссии в 1760 году были приглашены янтарных дел мастера. В годы правления Екатерины II из Пруссии выписали сохранившиеся янтарные маски с гирляндами из фруктов, полная декорировка Янтарного кабинета завершилась только в 1771 году.
Янтарный кабинет до 1941 года оставался на своем историческом месте .Во время спешной эвакуации попытки снять панно оказались неудачными, их законсервировали прямо на стенах. В таком виде она досталась немецким оккупантам. Янтарную комнату как «немецкую национальную гордость» срочно доставили в Пруссию- в Кенигсберг, где в собранном виде с 1943 года до начала 1944 года янтарные панно экспонировались. Затем след Янтарной комнаты теряется. Многолетние поиски оказались безрезультатными. В 1983 году в Царском селе начались работы по воссозданию утраченного интерьера. Лишь в 2003 году Янтарная комната была открыта для всеобщего обозрения.
ПЕТРОДВОРЕЦ
Петродворец (он же Петергоф или Питергоф, как говорили в начале 18 века) изначально возник потому, что Петр I регулярно путешествовал из строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт сначала по берегу, потом на корабле. Для отдыха царя на территории нынешнего Петродворца были построены "заезжие светлицы", с которых и началось строительство города.
Впервые это место упоминается в "Походном журнале" Петра Великого 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в буквальном смысле называть "Петра твореньем". До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр не только занимался общей планировкой Петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли". По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.
На естественном уступе высотой 16 метров был возведен Большой дворец, в середине 18 века перестроенный в стиле барокко под руководством Растрелли. По замыслу Петра, желавшего украсить парадный вход дворца водопадами, возвели Большой каскад - огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, композиционным центром которого является фонтан"Самсон" со статуей библейского Самсона, раздирающего пасть льву. Этот фонтан стал символом победы русских над шведами: лев был частью герба Швеции, а Петра часто сравнивали с Самсоном. "Самсон" - самый высокий Петергофский фонтан, высота струи которого может подниматься до 20 метров.
ВЫБОРГ ПАРК МОНРЕПО
Музей-заповедник Парк Монрепо - уникальный усадебно-парковый ансамбль на берегу Выборгского залива. История удивительного заповедника уходит корнями в глубокое прошлое. В шведские времена, в XVI веке на острове Твердыш был устроен скотный двор и часть хозяйственных угодий Выборгского замка. После взятия Петром I Выборга в 1710 году, эти земли пришли в запустение, пока комендант Выборгской крепости Петр Ступишин не устроил здесь свою загородную дачу в 1770 году. Были начаты первые работы по созданию парка, которому было дано название Шарлоттендол. По указанию Ступишина была насыпана плодородная земля, проведена мелиорация заболоченных мест, построен деревянный усадебный дом, оранжерея, разбит фруктовый сад, высажены лиственные деревья. После смерти Ступишина имением недолго владел назначенный выборгским губернатором принц Фридрих Вильгельм Карл Вюртембергский, брат Великой княгини Марии Федоровны, жены будущего императора Павла I. Принц Вюртембергский и дал усадьбе имя Монрепо. Расцвет Монрепо связан с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, который приобрел имение в 1788 году, а после ухода в 1803 году в отставку, всецело предался украшению и воспеванию в стихах любимого поместья. Он строит деревянный усадебный дом в стиле классицизма, библиотечный флигель и другие помещения. Его сын Людвиг продолжил обустройство парка. В парке возводятся архитектурные шедевры — статуя героя эпоса Калевалы Вяйнямейнена со скандинавскими гуслями на коленях, турецкая палатка, китайские мостики и китайский павильон Мариентурм, павильон над источником "Нарцисс", храм Нептуна, готические ворота на входе и многие другие постройки