Петриковская роспись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:46, доклад

Описание работы

Петриковская роспись - декоративно-орнаментальная живопись, которое сформировалось на рубеже XIX-ХХ вв. на Днепропетровщине. Название происходит от села Петриковка.

Файлы: 1 файл

петріківський.docx

— 21.05 Кб (Скачать файл)

 

Петриковская роспись - декоративно-орнаментальная живопись, которое сформировалось на рубеже XIX-ХХ вв. на Днепропетровщине. Название происходит от села Петриковка. 
Особая страница фольклорного пластично-пространственного искусства - крестьянский домашний стенопись и отделка архитектуры резьбой: лепниной (хотя последние не получили широкого распространения). Крестьянский домашний стенопись дал мощный толчок развитию художественного явления, известного за пределами Украины - Петриковского декоративно-орнаментальной живописи, которое сформировалось на рубеже XIX-ХХ вв. 
Имена петриковских художниц Татьяны Паты, Анны Павленко, Надежды Белоконь, Оришки Пилипенко навеки вошли в реестр выдающихся народных мастеров Украины. Их дело продолжили Марфа Тимченко, Федор Панко, Василий Соколенко, Зоя Кудиш и, наконец, последнее поколение петриківчан, среди которых следует назвать супругов Пікушів и Зінчуків, Наталку Рыбак, Владимира Падуна, Елену Васильеву. 
в 1958 году по инициативе Федора Панко была создана фабрика петриковской росписи[1], которая просуществовала до начала 2000-х годов. В советское время на фабрике работали около полутысячи человек. Петриковские тарелки, копилки и другие сувениры были визитной карточкой Украины, их экспортировали в 80 стран мира. 
2011 года фабрику было уничтожено: неизвестные демонтировали станки и прессы[2][3]. 
На сегодняшний день около 200 местных жителей разрисовывают тарелки у себя дома. Также существует центр народного искусства, в котором работают четыре десятка мастеров.

 

Петриковская роспись 
Характерной чертой петриковской росписи является то, что весь рисунок росписи, 
вроде развернутый на плоскости стены, письма или декоративной бумаги 
тарелки, имеет поверхностное изображение. При этом линии стеблей и ветвей не 
пересекаются между собой, а много элементов росписи (цветы, листья, ягоды 
и т.п.) имеют силуэтное изображение, что само собой подчеркивает декоративное 
изображение росписи. Фигуры птиц, зверей, людей имеют в основном 
контурное изображение. Животных рисуют в профиль, а цветы - в анфас. 
 
Выполняя петриковская роспись, кисточка держат тремя пальцами 
перпендикулярно к поверхности, что расписывается. Это обеспечивает свободный 
мазок от себя, от тонкой линии до утолщение, то есть, начиная с 
кончик кисточки и заканчивая нажимом на его основе. При выполнении 
росписей используют палец, палочку и другие средства. 
 
Педагоги и художники, работающие в этом жанре, находят новую 
тематику, новые орнаментальные мотивы, творчески наследуя художественные 
традиции прошлого. Теперь декоративная роспись используют в экстерьере 
и интерьере, в фарфоровой, текстильной и полиграфической промышленности, 
создают оригинальные станковые декоративные панно, широко применяют в 
предметах быта. 
 
Большое значение украинского народного росписи находиться в эстетическом 
и художественным воспитании детей в современной школе. 
 
Немало педагогов, ученых, методистов, художников и искусствоведов 
изучали и анализировали украинский, народный роспись. Их рекомендации 
сводятся, как правило, до двух вариантов. Один из них - это свободная 
импровизация, выполнение росписи сразу красками, а другой - выполнение 
подготовительного рисунка и целого ряда подготовительных упражнений. 
 
В.С.Кузин - известный российский методист, который много научных трудов 
посвятил изучению и методике преподавания изобразительного и декоративного 
искусства в общеобразовательных школах и педагогических высших учебных 
заведениях, рекомендует такую последовательность выполнения декоративного рисунка: 
 
 
- сбор материала, необходимого для выполнения декоративной росписи (листья 
деревьев, репродукции, фотографии); 
 
- изучение объектов, формы которых должны воплотиться в декоративные формы 
(листья, цветы, фрукты и т.п.); 
 
- выполнение нескольких вариантов декоративных элементов; 
 
- выполнение эскиза декоративного рисунка небольшого размера; 
 
- выполнение декоративного рисунка карандашом; 
 
- выполнение декоративного рисунка красками. 
 
В широко известной Петровской школе учитель В. Соколенко, пылкий 
сторонник обучения детей росписи с самого раннего возраста, убежден в 
целесообразности выполнения их сразу красками, с определением цветов и 
композиции. 
 
А профессор Е.А.Антонович, что немало работал над исследованием в области 
декоративного искусства, рекомендует последовательное изучение техники 
петриковской росписи, достижения навыков и привычек путем 
многократного выполнения элементов вплоть до основательного их усвоения. 
 
Эти и другие методы можно использовать в педагогической практике, но 
окончательный выбор стоит оставить за детьми, они сами определяют свой 
любимый метод рисования декоративных композиций, Главное, чтобы методика 
метод рисования декоративных композиций, Главное, чтобы методика 
учитывала возрастные психологические особенности детей. 
 
Индивидуальность в искусстве вообще явление довольно важное, а в 
декоративном искусстве - особенно. 
 
Как известно, наши прославленные мастера декоративной росписи работали, 
применяя собственные методы и технику. Часто они сами делали кисти, 
краски и другие принадлежности. Например, Екатерина Билокур начинала 
рисовать картину с одного цветка и постепенно заполняла все полотно, а 
иногда, если этого полотна не хватало, она дошивала к нему дополнительные 
куски.

Совсем другой метод рисования  в Прасковьи Фомы, что сначала  выполняла очень 
точный контурный рисунок карандашом всего росписи, а затем исполняла 
рисунок красками. Обе художницы достигли вершин мастерства в своей 
творчества, их талант высоко оценен не только в нашей стране, но и 
далеко за ее пределами. 
 
Главным в искусстве, как и в любом другом ремесле, является целенаправленное 
многократное повторение упражнений, которые станут основой творчества. 
 
Яркой страницей вошел декоративная роспись в историю культуры 
украинского народа. Далеко за пределами Украины известны имена народных 
мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически 
четкий орнамент, что в прошлом развивался как настенная роспись и декор 
бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной 
промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п. Волшебный 
петриковская цветок расцвел на великолепном фарфоровом блюде, загадочным 
узором лег на шелковую ткань, драгоценными самоцветом засверкал на 
лакированной поверхности сувенирной ящика. 
 
Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свою пластическую язык, 
технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение 
передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного 
орнамента, что со временем все более совершенствовались. Бытовые вещи с 
петриковской росписью, находящихся в музеях, относятся к ХVШ-XIX 
столетий. Сам же орнамент берет начало от древней традиционной 
орнаментики, что широко применялась в быту запорожцев, которые 
украшали им жилья, начинку и оружие. 
 
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как 
растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении 
реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, 
несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое 
применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых 
(ромен, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. 
Характерными являются также изображения листьев, что называют "папоротником", бутонов 
и перистого ажурного листья. Для петриковских орнаменталістів 
характерны чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все 
мастера рисуют без предварительно намеченному контуру, не пользуясь 
одним измерительным инструментом. Виртуозность исполнения достигается 
писанием за помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, 
Петриковские мастера применяют стебли, щіпочки, а ягоды и некоторые цветы 
ты 
рисуют просто пальцем. 
 
Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в 
настенной росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на почве, а на 
дереве преобладает підлаковий роспись масляными красками. 
 
Основными традиционными композиционными сюжетами петриковского розписуи есть 
декоративные панно, что часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, 
"вазон", "букет", отдельную "веточку" и "фриз". 
 
Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты 
архитектурного декора интерьера. Характерной особенностью традиционной 
композиции, например, петриковского "букета" является расположение в его 
центре трех крупных цветков, из сторон которых ответвляются меньше 
размером цветы и бутоны, что завершаются грациозно изогнутой усиками 
и стебельками луговых трав. Цветовое решение такого букета всегда 
держится на основных пятнах, акцентирующих, (в данном случае - на 
трех центральных цветах), которым ритмично отвечают - перекликаются с 
им - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции. 
 
Для колорита традиционного петриковской росписи характерно контрастное 
соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают 
красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, имеющие уже 
определенную художественную профессиональное образование, часто исполняют свои композиции в 
теплой или холодной гамме. 
 
Интересно отметить, что пишут они от себя, а не себя, как это делают, 
например, хохломскі мастера декоративной росписи. 
 
Постепенно с петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных 
мастеров, что расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, 
народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии 
начали делать бумажные малевки. 
 
К старшего поколения петриковских мастеров принадлежат Татьяна Пата, Арина 
Пилипенко, ее ровесница Надежда Белоконь, Полина Глущенко, и с несколько более 
молодых Анна Исаева и Надежда Тимошенко. 
 
Общей чертой творчества мастеров этого поколения есть непосредственность, 
искренность, обостренное чувство декоративности. Они строят свои 
композиции на одновременном контрасте основных и дополнительных цветов, 
в совершенстве владеют традиционной техникой росписи яичной темперой. Для 
композиционных схем их рисунков характерна некоторая статичность, 
уравновешенность всех элементов, ритмичное повторение цветов. Однако, их 
сюжеты не одинаковы, и несут в себе черты неповторимой индивидуальности. 
Одна из старейших петриковских мастериц декоративной росписи - Татьяна 
Пата, ее техника чрезвычайно разнообразна. Художница объединяет широкий 
сочный мазок с легкими, прерывающимися, вицарапує щепоткой тоненькие 
прожилки в середине листочка, кистью с кошачьей шерсти выписывает ее краешки, 
прутиком выбирает лепестки цветов, пальцем обрисовывает прозрачные округлые 
ягоды.

Еще со второй половины 1930-х  годов народные мастера из Петриковки начинают 
расписывать масляными красками небольшие, различной формы коробочки из дерева, 
что использовались как пудреницы. Роспись делали непосредственно по 
дереву, без всякой грунтовки, и поэтому они были очень непрочны. После 
Великой Отечественной войны такие росписи возродились на новой технической 
еликої Отечественной войны такие росписи возродились на новой технической 
основе - это была уже підлаковий роспись на черном и цветном фоне, 
основан также на традиционном петриковском цветочном узоре 
(такие росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на 
Киевском экспериментальном кераміко-художественном заводе).


Информация о работе Петриковская роспись