Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:46, реферат
С 60-х годов русская художественная культура переживает период подъёма буржуазно-демократического освободительного движения и сопровождается ярким всплеском просветительского движения во всех областях науки и искусства. Передовые люди того времени стремились отдать все силы этому благородному делу. «Русский, у кого есть здравый ум и живое сердце, – писал Н.Г.Чернышевский, – до сих пор не мог и не может быть не чем иным, как…деятелем в великой задаче просвещения русской земли».
В ряде журналов появились статьи о музыкальном искусстве, как действенном средстве воспитания, о бедности детской музыки, о детских концертах и праздниках. Интерес к этой теме способствовал сочинению детской музыки русскими композиторами, лучшими образцами которой стали «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Детская» М.П.Мусоргского, «Бусинки» А.А.Гречанинова и др.
Активным продолжателем демократических традиций передовой русской интеллигенции в сфере работы с детьми был В.С.Орлов – выдающийся деятель русской хоровой музыки и музыкального образования. В своей деятельности в качестве учителя музыки он отчётливо проявил стремление к музыкальному просвещению детей: приглашал учащихся школ на репетиции и музыкальные вечера Синодального хора, организовывал сводные хоры из учащихся московских школ, а также хоры объединённого состава – из детей, родителей и учителей.
В общении с П.И.Чайковским, С.И.Танеевым, Н.Г.Рубинштейном, Н.Д.Кашкиным формировались общественно-эстетические воззрения В.С.Орлова, ярко выразившиеся впоследствии в демократическом, просветительском характере его деятельности. Будучи одним из инициаторов и организаторов Всероссийского общества хоровых деятелей, а также руководителем Хоровой капеллы Русского музыкального общества, он всемерно содействовал развитию идей просветительства и массового музыкального образования. Сущность просветительской идеи В.С.Орлова заключалась в пропаганде лучших образцов русской и европейской хоровой культуры, в возрождении и дальнейшем развитии традиции хорового пения русского народа, в широком ознакомлении публики с творчеством современных молодых композиторов.
В определении содержания просветительской деятельности В.С.Орлов следует идее исторических концертов, практика которых берет начало в деятельности А.Г.Рубинштейна. При составлении программ он использовал принцип историзма, приёмы сопоставления. Концерты предварялись выпуском специальных брошюр, сопровождались вступительным словом или лекцией, где отражались вопросы истории искусства, давались характеристики композиторских стилей и музыкально-исторических эпох, рассматривались проблемы традиций и их жизни в современности. Эти знания были необходимы демократическому слушателю для формирования его музыкального вкуса и глубокого проникновения в музыкальное искусство.
Демократические традиции русской музыкальной культуры были продолжены массово-просветительской деятельностью виднейшего мастера хоровой культуры А.Д.Кастальским, цель которой – процветание общенародного искусства высокого художественного и этического уровня. «Народная песня – характеристика нации» [2,136] – считал он, и всю свою жизнь посвятил собиранию, изучению и пропаганде музыкального фольклора. Активный участник Этнографической комиссии, а с 1918 года – ректор Московской народной хоровой академии, А.Д.Кастальский, стремился к демократизации музыкального искусства. По его инициативе устраивались Крестьянские концерты в Литературном художественном кружке, в Большом и Малом залах консерватории, в Политехническом кружке. В них участвовали как профессионалы, так и любители.
В начале XIX века в России действовало несколько нотоиздательств, выпускавших музыкальные произведения и продававших ноты в собственных магазинах или у комиссионеров. Среди самых известных были Герстенберг и Дитмар, Дальмас, Пец, Бернард – в Петербурге; Рейнсдорп и Ленгольд, Кестнер, Грессер и Миллер – в Москве. Большинство из них преследовало чисто коммерческие цели: издавались и продавались чаще «ходовые» сочинения иностранных композиторов средней руки. Выход в свет сочинений талантливых русских и зарубежных композиторов был редким исключением; почти не выпускались полные оркестровые партитуры и сочинения крупной формы.
Большой популярностью пользовались нотные сборники: «Лирический альбом», «Северный певец», «Музыкальная эстафета», «Северная арфа» и др., в которых печаталась музыка для пения, гитары, арфы, фортепиано, наиболее принятая в музицирующих кругах. Педагогическое назначение имели сборники пьес и переложениями оперных фрагментов для фортепиано в четыре руки. Такого рода музыкальная литература способствовала проникновению в Россию новинок мирового искусства и распространению сочинений отечественных композиторов.
К середине сороковых годов начало функционировать несколько русских нотоиздательств: М.Бернарда, Л.Снегирёва, В.Деноткина, «Одеон» (владелец П.И.Гурскалин), Ф.Т.Стелловского. Музыкальные произведения печатались и в модных в то время альманахах и музыкальных журналах, таких как: «Музыкальный альбом с карикатурами», «Эолова арфа», «Аглая».
В шестидесятые годы появляются в России издательские деятели нового типа – страстные пропагандисты творчества русских композиторов-современников. Один из них В.В.Бессель – профессиональный музыкант (окончил консерваторию по классу альта), придерживающийся передовых взглядов на искусство, популяризирующий в России и Европе лучшие произведения русских композиторов. Он был главным издателем произведений композиторов «Могучей кучки», одним из редакторов петербургских журналов «Музыкальный листок» и «Музыкальное обозрение», автором статей по вопросам музыки, истории нотопечатного дела, авторского права, воспоминаний о знаменитых музыкантах. В.В.Бессель придавал большое значение художественному оформлению нот. Так для иллюстраций к «Детской» М.П.Мусоргского был приглашён И.Е.Репин.
В 1861 году в Москве открылось музыкальное издательство П.И.Юргенсона, ставшее к началу XX века самой большой нотоиздательской и нототорговой фирмой в России. Её владелец был одним из директоров московского отделения Русского музыкального общества. Он не только много сделал для распространения русской музыки в пределах страны и за границей, но и добился высокого качества выпускаемой продукции. «Под маркой фирмы Юргенсона вышли в отличном общедоступном издании отредактированные М.Балакиревым и С.Ляпуновым обе оперы нашего великого Глинки, что именно Юргенсону принадлежит честь издания первого в России полного содрания сочинений Шумана, Шопена, Мендельсона, всей тетралогии Вагнера и его опер. Не забудем также, что сочинения Чайковского уже в те поры издавались образцово» [4,3].
В 1885 году М.П.Беляев создал в Лейпциге нотоиздательскую фирму, благодаря которой увидели свет все появлявшиеся сочинения А.К.Глазунова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, А.К.Лядова, Ц.А.Кюи, А.Н.Скрябина. Богатый лесопромышленник-меценат М.П.Беляев был страстным любителем музыки, внёсшим огромную лепту в дело музыкального просветительства. Он был председателем Петербургского общества камерной музыки, организатором Русских симфонических концертов, Русских квартетных вечеров, учредителем ежегодной «Глинкинской премии» за лучшие произведения русских композиторов, целью которых была пропаганда творчества русских композиторов. Ежегодные суммы в 3000 рублей вручались композиторам через В.В.Стасова от имени «неизвестного» и при жизни М.П.Беляева гласности не предавались. Так же не предавалась огласке и его помощь нуждающимся музыкантам и их семьям, о его заботе и благотворительности стало известно лишь после его смерти.
Большую роль в развитии отечественной культуры сыграло и содружество выдающихся музыкальных деятелей, известное под названием «Беляевский кружок», в которое входили такие композиторы как: Н.А.Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, А.К.Лядов, Г.О.Дютш, братья Ф.М. и С.М.Блуменфельд и др. Историческое значение в музыкальной жизни Петербурга играли «Беляевские пятницы», где, часто впервые, звучали новые произведения русских композиторов разных музыкальных форм.
Своё большое состояние М.П.Беляев завещал музыкальным организациям России на выдачу «Глинкинских премий», организацию отечественных симфонических концертов и квартетных конкурсов, ведение издательского дела, расходы попечительского совета. «Я считаю, что Беляев делал, делает и, вероятно, ещё долго будет делать для нашей музыки нечто в том самом роде, что М.П.Третьяков делал, делает и, надеюсь, ещё долго будет делать для нашей живописи», – так отозвался о значении деятельности М.П.Беляева В.В.Стасов [9,118].
Велика просветительская роль мецената С.И.Мамонтова. Заслуга его перед Россией не только в том, что он поддерживал искусство, но и активно участвовал в его развитии, созидании. В 1885 г. он открыл в Москве свой театр – Русскую частную оперу (именно в ней раскрылся талант Ф.И.Шаляпина). Репертуар в опере отличался высоким вкусом и соответствовал эстетической программе просветителя-мецената: «Артисты, художники, поэты есть достояние народа. Страна будет сильнее, если народ проникнется их пониманием…Наше дело давать молодёжи всё то, что мы можем и вести их по той тропинке, где нам в жизни было хорошо. Этим путём мы можем заронить искру Божию в юные души» [8,10].
Своеобразным культурным центром старой Москвы был дом П.М.Третьякова, основателя картинной галереи, в Толмачах. Его часто посещали художники, музыканты, писатели. Музыка занимала здесь своё особое место, без неё не мыслили жизни. «В зале, на втором этаже дома, на двух роялях постоянно музицировали в 4 и 8 рук – хозяйка дома со своей сестрой З.Н.Якунчиковой, с дочерьми, с друзьями-музыкантами. Исполнялся разнообразнейший репертуар зарубежной и русской музыки, от собственно фортепианной до переложений всевозможных оркестровых, оперных и других произведений. Изучались и исполнялись новинки. На роялях лежали клавиры любимых опер – «Руслана», «Евгения Онегина» [40,323]. Музыкальные вечера в доме Третьяковых привлекали до 50-ти слушателей.
Личность П.М.Третьякова-мецената отличалась от современных ему купцов-покровителей искусств пониманием высоких целей, собственного предназначения общественно полезной деятельности. Ей он подчинял свои собственные интересы, а иногда и интересы семьи. «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь», – писал П.М.Третьяков дочери Александре Павловне [1,327].
Интерьер музыкальных гостиных и любителей музыки запечатлела живопись XVIII – XIX века. Это работы неизвестных русских художников второй четверти XIX века: «Семейный портрет в интерьере», «Портрет Ольги Валериановны Ченгери», «Портрет молодого человека с гитарой», «Маленький зал с фортепиано», «Портрет ребёнка со скрипкой»; картины таких мастеров живописи как: П. Е. Заболотский «После жатвы», Е.И.Пушкарёв «Семейная картина», Ф.Ф.Кюнель «Портрет графа С.В.Толстого», А.Шурыгин «Пойми меня», И.М.Прянишников «Жестокие романсы», В.Тропинин «Гитарист», П.Федотов «Портрет Н.П.Жданович за фортепиано», А.Шурыгин «Урок музыки» и др.
Традиции музыкального просветительства, сложившиеся в Западной Европе, перенесённые на благодатную почву русской культуры, дали хорошие всходы. В России они приобрели более демократичный и массовый характер, ориентировались как на пропаганду западноевропейского, так и отечественного музыкального искусства. В XIX веке сложились основные формы музыкального просветительства: концерты с пояснительным словом, музицирования в салонах и кружках, издание в печати и прессе материалов о музыкальном искусстве, внедрение музыкального обучения в процесс образования и воспитания. Характерным российским явлением было создание бесплатных музыкальных учебных заведений для беднейших слоёв общества, широкая благотворительность и меценатство. Но всё это было плодом деятельности отдельных энтузиастов-просветителей. Величайший музыкант-просветитель П.И.Чайковский считал, что недостаточно одних частных инициатив в деле музыкального просветительства, но что «было бы величайшим благом для русского искусства, если бы правительство взяло в свои руки попечение о всех отраслях его; только правительство имеет столько средств, силы и власти, сколько требует это великое дело» [10, 373].
Литература