Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 13:45, статья
Основные движения, при помощи которых исполняется якутский круговой танец, — боковой ход шагами-приставками и прыжки. Этот танец как форма ритуального поведения (акциональный компонент) имеет связь с основным семантическим полем всего обрядового действа, посвященного поклонению солнечному божеству. Следовательно, все три уровня ритуала взаимосвязаны между собой и каждый может служить источником изучения одного из них.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Арктический государственный институт искусств и культуры
Статья:
1 по дисциплине: Якутский танец
на тему: Подражательные танцы якутов и эвенков. Сравнительный анализ.
Выполнила: студентка V курса 3/о
ХРХК-10, ФФиЭНА
Проверила: Сидорова А.М.
Якутск, 2014 г.
Основные движения, при помощи которых исполняется якутский круговой танец, — боковой ход шагами-приставками и прыжки. Этот танец как форма ритуального поведения (акциональный компонент) имеет связь с основным семантическим полем всего обрядового действа, посвященного поклонению солнечному божеству. Следовательно, все три уровня ритуала взаимосвязаны между собой и каждый может служить источником изучения одного из них. В частности, для того чтобы определить семантическое содержание лексики якутского хороводного танца, необходимо определиться с образом объекта почитания — солнечного божества. Словесно-мифологический уровень его представлен песнопениями алгысчыта — белого шамана и песнями хороводного танца осуохай. Специальное изучение якутских народных обрядовых песен предприняла С. Д. Мухоплева. Классифицируя обрядовые песни круговых танцев, она выявила, что содержанием ритуальных песен кругового танца, а именно песен-оповещений служат повествования о добрых деяниях божеств. (1. Колодезников С. К, С-6)
Так, в них можно выделить один сюжет, по которому Солнце, превратившись в Юрюн Айыы тойона, спустилось с неба в сопровождении семи девушек, девяти парней, чтобы было изобилие трав, скота, а затем улетело ввысь.135 На наш взгляд, этот сюжет частично раскрывает символический смысл исполнения якутского хоровода: стремление показать суточное движение небесного светила — солнца. В силу мифологического мышления якуты понимали это движение как приход и уход летающего божества, дарующего людям всяческие блага. Ысыах у якутов начинался с обряда встречи солнца. Следовательно, восход солнца мог восприниматься как прибытие божества, а закат —с его уходом. Движение в левую сторону в танце, несомненно, было связано с движением солнца с востока на запад. (2. Колодезников С. К, С-8)
Таким образом, в хороводном танце осуохай, на наш взгляд, стремление показать движение небесного божества — Солнца соответствует также стремлению показать открывание мифической дороги, небесного прохода, по которым спускались все остальные небесные божества, с которыми связаны такие понятия, как жизнь, начало, счастье, радость и изобилие. Все это даруется богами взамен жертвенных подношений в виде чаш с кумысом, посвященных жеребят, привязанных к веревке, священной лошади «ытык». Сохранившийся в текстах хороводных песен мотив прибытия божеств на землю по небесной дороге, появляющейся с восходом солнца, выступает свидетельством того, что якуты этот центральный мотив календарного праздника связывали с круговым движением, которому придавали магическую способность соединять верх и низ космического пространства.
Мотив небесного перевала в хороводном танце, несомненно, соотносится с мифом о Млечном пути. Мифический сюжет о Млечном пути относится к астральным мифам. Астральные мифы — выражение особого почитания неба. Наделение небесных тел и природных явлений сверхъестественными свойствами переходит в восприятие его как особого мира, населенного мифическими существами в виде небесных животных, а позднее в виде человека. Так, в прошлом якуты считали, что звезды и определенные созвездия имели зооморфное олицетворение. По их представлениям, отраженным в загадках Плеяды, Юргаль есть не что иное, как «божий (дикий) олень с семью глазами».139 Заря, рассвет «и, пожалуй, солнце» тоже олицетворяются в этих загадках в виде дикого оленя; в одной якутской загадке о них, например, говорится: «Один дикий олень-самка, — пришедший с Востока, теряется (впитывается) на Западе». Созвездие Орион прямо называется у якутов Тайахтаах сулус, Лосиное созвездие». (3. Колодезников С. К, С-11)
Вероятно, когда-то исполнение конских плясок было прерогативой отдельных родов, у которых сохранялось почитание древних тотемов в виде небесной лошади. В период исчезновения родовых культов и формирования племенных отношений произошло становление культовой практики верховного божества в виде мифической крылатой лошади. Связь Солнца с конем прослеживается в этике всех индоевропейских народов. Образ Солнца на боевой колеснице, запряженной конями, — универсальный образ индоевропейской мифологии. В якутском фольклоре встречаются рассказы о «танара аттара» (небесных конях) и «танара табалара» (небесных оленях) как о жертвенных и диких животных. А. И. Гоголев считает, что в этих названиях несомненно отразилось древнее божественное почитание этих животных в среде ранних кочевых скотоводов евразийских степей.147 У якутов в прошлом бытовала игра «соххор таба» (косой прыжок). Она состояла из двух элементов — соединения хода иноходца с прыжком оленя. В представлениях древних якутов божества Айыы прибывают по небесной дороге в Средний мир людей иногда в человеческом образе верхом на лошадях, а иногда в образе птицы или в окружении птиц. По материалам якутского героического эпоса — олонхо «Кыыс Дэбэлийэ» — лошади приравниваются к крыльям. На наш взгляд, в этом ярко отражается момент перехода к образу лошади, который был детально рассмотрен в фольклоре В.Я.Проппом. В частности, он писал, что новая форма хозяйства вводит новые образы. Эти новые образы создают новую религию, но не сразу. Происходит в языке наименование коня птицей, т. е. перенос старого слова на новый образ. То же происходит в фольклоре: конь облекается в птичий образ. Так создается образ крылатого коня. По мнению В. Я. Проппа, замена птицы лошадью, — по-видимому, азиатско-европейское явление. Якутский хоровод на первый взгляд не обладает богатой разнообразной танцевальной лексикой. Между тем на протяжении многовекового периода в рамках развития культовых отправлений люди выработали достаточно разнообразное количество форм невербальной коммуникации, которые сыграли ощутимое значение при формировании хороводных танцев. Так, все ритуальные действия с чертами зоолатриальной формы почитания животных и птиц сопровождались, вероятно, танцевальной пантомимой с подражательными движениями. Свидетельством наличия такого пласта выступают сведения, полученные М. Я. Жорницкой о существовании у якутов, помимо хороводов танцев кыталык үҥкүүтэ, т. е. танце стерха (белого журавля) и туруйа үҥкүүтэ — танце серого журавля. (4. Эргис Г. У., С-154)
В тотемических обрядах первоначально промысловая магия была направлена на само животное. По мнению З.П. Соколовой, на первом этапе промысловый культ ещё не оформился в систему, здесь он тесно связан с тотемизмом. С окончательным оформлением промыслового культа происходит развитие обрядов почитания и умилостивления духов-хозяев. Она отмечает, что в происхождении промыслового культа, кроме связи с тотемизмом и страха перед хищными животными, важную роль сыграли рациональные приемы, обеспечивающие удачный промысел. Одним из них была охотничья маскировка. Имитирование повадок зверя и ряжение в шкуру послужили основой для возникновения охотничьих танцев.
У эвенков небо – это тайга верхнего мира, в котором живет космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги Хэглуна, а три звезды этого созвездия – как охотник (или три охотника), а иногда как мифологический медведь Манги, охотящийся за лосем.
Постепенно в сюжете о символической небесной погоне в образах животных стала подчеркиваться их принадлежность к солярному божеству. О том, что в представлении людей окунёвской культуры бык ассоциировался с понятием (образом) Солнца, свидетельствуют неоднократные символические объединения знаков, схематично передающих оба образа.(5.Соколова З.П., С-78)
В ритуале-повествовании о небесной охоте на солярное животное-божество вероятнее всего исполнялся круговой танец. Движение солнца по небосводу понимается древними людьми как движение божества-животного. Форма кругового танца символизирует собой в большей степени мифическое пространство и поэтому движение по кругу – это движение солнца в пространстве (в небе). Телодвижения во время этого кругового танцевального действа, вероятно, имели первоначально подражательные черты. Ярким свидетельством этого являются сохранившиеся до наших дней архаичные хороводы народов Сибири. Так, в круговом хороводном танце эвенков во время празднования «Икэнипкэ» разыгрывалась погоня за небесным оленем. Эту церемонию совершали раз в году, весной, с середины апреля до середины мая. Этот обряд представлял собой восьмидневный коллективный хоровод, во время которого имитировалась погоня всех собравшихся во главе с шаманом и его духами за космическим оленем. Вокруг чума расставляли деревянные зооморфные и антропоморфные изображения духов-помощников шамана, устанавливали три дерева (березу, лиственницу и кедр) и изображение самца дикого оленя, а внутри чума ставили столб туру и привязывали к его верхушке подарки для верхнего божества Эксери (Экшери) и его помощников. (6. Мифы народов мира. – М., «Советская энциклопедия»,С-116)
Использованная литература:
Информация о работе Подражательные танцы якутов и эвенков. Сравнительный анализ