Поэтическое наследие народной художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить и охарактеризовать сущность и особенности основных жанров народного поэтического творчества.
Задачи:
1.Вявить особенности народной художественной культуры;
2.Дать характеристику основным эстетическим принципам и русского фольклора;
3.Рассмотреть характеристику основных жанров устного народного творчества (сказки, былины, лирические песни, частушки, и т.д.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общее понятие о народной художественной культуре, историческая динамика ее развития.
I.I Художественная культура как часть русской традиционной культуры……………………………………………………….……………….5
I.II Понятие «фольклор» и его специфика…………………..……..8
Глава II. Основные жанры народного поэтического творчества.
I.I Русские народные сказки……………………………………..10
II.II Русский героический эпос: былины…………………………..13
II.III Русская народная лирическая песня……………………………16 Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………24

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Липецкий Государственный  Педагогический Университет

Институт  Культуры  и  Искусства

 

 

 

 

Курсовая работа

       На тему:  «Поэтическое наследие народной художественной культуры».

 

 

 

                                                                    Выполнила  студентка ИКиИ (НТ-3)

                                                               Караванова Тамара Сергеевна

                                            Проверила преподаватель: Обыскалова Л.Р.

 

 

 

 

 

                                                2013г.     

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава I.  Общее понятие о народной художественной культуре, историческая динамика ее развития.

               I.I Художественная культура как часть русской традиционной культуры……………………………………………………….……………….5

               I.II Понятие «фольклор» и его специфика…………………..……..8

Глава II. Основные жанры народного поэтического творчества.

               I.I    Русские народные сказки……………………………………..10

              II.II   Русский героический эпос: былины…………………………..13

              II.III  Русская народная лирическая песня……………………………16            Заключение…………………………………………………………………….22

Список использованной литературы………………………………………24

 

 

Введение

     «Народная художественная культура»  понимается как сфера непрофессиональной культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия.

      Народное творчество - основа всей национальной культуры. Характерными особенностями устного народного творчества, что отличает ее от других участков народной культуры, как литература является устность и значимость памяти в создании, бытования и передаче фольклорных произведений, коллективный характер народного творчества, неопределенность индивидуального авторства - анонимность: связь и развитие определенных народных  традиций, устоявшимися стереотипами, эстетическими нормами, формами, критериям - то есть традиционность в сочетании с пополнением в процессе выполнения дополнительными элементами - импровизационность, чем в свою очередь обуславливается и такая специфическая черта, как разновидность текстов, мелодий большинства фольклорных произведений - их вариантность.

 Актуальность исследования заключается в необходимости получения нового знания о фольклорных произведениях русского народа.

 Цель исследования выявить и охарактеризовать сущность и особенности основных жанров народного поэтического творчества.

Задачи:

1.Вявить особенности народной художественной культуры;

2.Дать характеристику  основным эстетическим принципам и русского фольклора;

 3.Рассмотреть характеристику основных жанров устного народного творчества (сказки, былины, лирические песни, частушки, и т.д.).

Объектом исследования являются русское народное поэтическое творчество.

Предмет исследования основные жанры народного поэтического творчества

Анализ литературы по теме: «Поэтическое наследие народной художественной культуры» исследователь Акимова Т. М. в своей книге «О поэтической природе народной лирической песни»,  показывает, что композиционно-стилистические формы выражения поэтической символики в русской народной лирике довольно разнообразны и имеют некоторую специфику в песнях более ранних и более поздних по своему происхождению, в обрядовых и не обрядовых. Исследователи единодушны в мнении, что наиболее древними являются поэтические символы обрядовой песенной поэзии.

     В книге  Аникина В.П. «Теория фольклора» предметом рассмотрения является русский фольклор. Теоретические вопросы освещены систематически и с полнотой, необходимой для уяснения специфики народного традиционного искусства слова в его живом устном бытовании.

      В данном исследовании Аникин В. П. «Русская народная сказка», автор определяет структуру и взаимосвязь сказочных мотивов в тексте русских волшебных сказок, о законах строения сказки как фольклорного жанра. На страницах данного исследования, естественно, не рассматривается все многообразие мотивов русских волшебных сказок. Особое место в данной работе, исходя из специфики жанра сказки, уделено бытованию русской сказки в соотношении со сказками других народов, а также по отношению к сказке литературной, что позволяет проследить стилистические, топографические, семантические и другие различия в данных сказках при полном тождестве мотивов в них.

    В пособии Астахов А. М. «Былины» рассматривается формирование начальных представлений о фольклоре и его жанрах – теоретические программные вопросы, обрядовая поэзия, русский героический эпос, исторические песни, баллады, народная проза, лирические песни, малые фольклорные жанры, народный театр. Особо выделяется раздел «Фольклор и литература».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общее понятие о народной художественной культуре, историческая динамика ее развития.

            I.I Художественная культура как часть русской традиционной культуры.

      Традиционная  культура — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении - народная культура. Традиционная культура связана с Государством и его историческими традициями. В традиционную культуру входят и те элементы культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 10—150 лет), и многовековые разно национальные элементы, и те элементы культуры, которые были привнесены извне, а также элементы культуры элитарного происхождения или религиозного происхождения. Культуру времени, как правило, называют «допетровской культурой», в то время как русская литература XIX века (развивавшаяся под европейским влиянием и создаваемая дворянством) относится к «русской классической культуре».

     Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего, образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. В современном обществе представления о народной культуре испытывают существенное влияние работы ученых-исследователей XIX века, которые в рамках парадигм романтизма и позитивизма занимались сбором и публикацией образцов традиционной культуры.

     Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.II Понятие «фольклор» и его специфика

      Фольклор как особый вид искусства представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Его можно рассматривать как проядро художественной культуры, особый пласт в культуре общества, воплощающий высшие духовные силы народа, отражающий элементы национального художественного сознания.

     Фольклор (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось. 

       Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

     Коллективная жизнь определяла появление у различных народов однотипных жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, как гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.

     Живя в устной передаче, тексты народного творчества могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Основные жанры народного поэтического творчества

II.I Русские народные сказки

      Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты.

           Сказочник -мастер — художник слова, виртуозный рассказчик. В его сказках преломляются жизненный опыт, занятия (крестьянин, охотник, солдат, бурлак, бродягаит. п.), впечатления окружающей среды. Сказки мастера характеризуются определенными стилевыми качествами: преобладанием эпических начала или шуточно-балагурного, сатирического, увлечением реально-бытовыми подробностями, вниманием к психологии и оттенкам поведения героев и др. Сказочник - мастер — творец, по-своему формирующий сказку, но его творческая работа идет в рамках коллективной фольклорной традиции, законов жанра.

       Главная цель сказочника — своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда просто удивить и поразить слушателя. В этих целях он нередко даже вполне реальным жизненным фактам придает совершенно невероятную, фантастическую форму выражения.

      Сказки представляют большой интерес и в художественном отношении, и в частности — как проявление народного таланта в области сюжетосложения.

      Главным признаком всех эпических жанров фольклора (как и литературы) является их сюжетность. Однако сюжет в каждом жанре имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями содержания, творческих принципов и назначения жанра. Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности как:

- устность;

- коллективность;

- анонимность.

      Сюжет фольклорной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести — несхожести как вариант — вариации. В сказковедении ставится проблема авантекста, разрешение которой решит вопрос о творческом мастерстве исполнителя сказочного фольклора, который не запоминает текст сказки целиком, а порождает текст на глазах у слушателей, реанимируя из памяти конструктивные элементы текста, — тематические (мотивы) и стилистические («общие места», формулы и пр.). Сказитель, в какой-то форме (в форме ли целого сюжета или единиц сюжета, т. н. мотива), хранил в памяти сказочные сюжеты, которые воспроизводил в исполняемом тексте сказки. Сказковедение перечислило все обнаруженные сказочные сюжеты, собрав их в составленные указатели. Сказитель, для придания эпического замедления, использовал приём утроения действия в сказке. В сказковедение идёт постоянный поиск метода полного описания структуры текста фольклорной сказки. Для удобного описания текста исследователи выделяют, помимо композиционно-сюжетного и стилистического уровней текста, ещё идейно-тематический и образный уровни. В архаические времена (распад первобытно-общинного строя) фольклорная сказка напоминала миф (мифологическая сказка или миф-сказка), однако и поздняя классическая сказка сохранила реликты мифологического сознания.

Информация о работе Поэтическое наследие народной художественной культуры