Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 11:39, курсовая работа
Описание работы
Как выяснилось, популярным медвежьим капканом, идеально приспособленным для охоты на начинающих искусствоведов, является вопрос: "чем отличается авангардизм от модернизма? Этот вопрос до сих пор остается спорным; есть несколько устойчивых традиций понимания различий между авангардом и модернизмом. Есть только один выход: воспользоваться той версией, которая кажется наиболее внятной и логичной.
Содержание работы
1. Введение. 1.1.Понятие авангардизм. И его отличия от модернизма……………..3 2. Основная часть. 2.1. Русский авангард его цели и устремления…………….……....6 2.2. Основные направления авангарда……………………………....7 2.2.1 Абстракционизм (абстрактное искусство)…….…..9 2.2.2. Супрематизм …………………………………….…………………..11 2.2.3. Конструктивизм ……………………………..….………………….…12 2.2.4. Футуризм ………………..……….…………………………………....13 2.2.5. Дадаизм…………..…………….……………………………………. 15 2.2.6. Сюрреализм…………………………………………………………...17 2.2.7. Экспрессионизм ………...……………………….….……………..…19 2.3. Первые авангардисты 2.3.1 В.В.Кандинский …………………………………………………………………21 2.3.2 К.С.Малевич……………………………………………………………….……..24 3.Заключение…………………………………………………………………………….……27 4. Список литературы……………………………………………………………….…….….28
Футуризм (от лат. futurum-будущее) - направление
в литературе и изобразительном искусстве,
появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe
poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe
ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигал идею paзpyшeния
кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию
тexники и ypбaнизмa как глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo
и гpядyщeгo.
Футуризм возник почти одновременно
в Италии и России. Впервые русский футуризм
проявил себя публично в 1910 году, когда
вышел в свет первый футуристический сборник
"Садок судей" (его авторами были
Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский). Вместе
с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты
вскоре составили наиболее влиятельную
в новом течении группировку кубофутуристов,
или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое
название территории Таврической губернии,
где отец Д. Бурлюка управлял имением,
и куда в 1911 году приезжали поэты новой
группировки) . Помимо "Гилеи" футуризм
был представлен тремя другими группировками
- эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев,
К. Олимпов, В. Гнедов и другие), группой
"Мезонин поэзии" (В. Шершеневич, Хрисанф,
Р. Ивнев и другие) и объединением "Центрифуга"
(Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков
и другие) . Также футуризм породил множество
иных направлений и школ. Это Имажинизм
Есенина и Мариенгофа, конструктивизм
Сельвинского, Луговского, будетлянство
Хлебникова. К неофутуристам критика причисляет
метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова,
а также Г. Айги, В. Соснору, Горнона, С.
Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко.
В изобразительном искусстве следует
отметить кубофутуризм. Направление, в
котором в разное время работали такие
художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова,
Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов,
и др.
Фактически литературный футуризм теснейшим
образом связан с авангардными художественными
группировками 1910-х годов ("Бубновый
валет", "Ослиный хвост", "Союз
молодежи"). Многие футуристы совмещали
литературную практику с занятиями живописью
(братья Бурлюки, Е. Гуро, А. Крученых, В.
Маяковский и другие). Вслед за художниками-авангардистами
поэты "Гилеи" обратились к формам
художественного примитива, стремились
к утилитарной "полезности" искусства
и в то же время попытались освободить
слово от внелитературных задач, сосредоточившись
на формальных экспериментах.
Футуризм претендовал на вселенскую
миссию: в качестве художественной программы
была выдвинута утопическая мечта о рождении
сверхискусства, способного преобразить
мир. В своем эстетическом проектировании
футуристы опирались на новейшие научные
и технологические достижения. Стремление
к рациональному обоснованию творчества
с опорой на фундаментальные науки - физику,
математику, филологию - отличало футуризм
от других модернистских течений. Так,
например, В. Хлебников пытался предложить
человечеству новый универсальный язык
и открыть "законы времени".
Мироздание во всей безбрежности пространства
и времени воспринималось футуристами
как аналог грандиозной сценической площади.
Грядущая революция (а футуристы сочувствовали
левым политическим партиям и движениям)
была желанна потому, что воспринималась
как своего рода массовое художественное
действо, вовлекающее в игру весь мир.
После Февральской революции 1917 года футуристы
"Гилеи " и близкие к ним художники
авангарда образовали воображаемое "Правительство
Земного Шара".
Программным для футуристов стал эпатаж
обывателя ("Пощечина общественному
вкусу " - название футуристического
альманаха). Как любое авангардное художественное
явление, футуризм более всего страшился
равнодушия и "профессорской" сдержанности.
Необходимым условием его существования
стала атмосфера литературного скандала,
освистывания и осмеяния. Оптимальной
для футуристов читательской реакцией
на их творчество была не похвала и не
сочувствие, но агрессивное неприятие,
истерический протест. Именно такую реакцию
со стороны публики провоцировали намеренные
крайности в поведении футуристов. Вызывающе
оформлялись публичные выступления футуристов:
начало и конец выступлений отмечались
ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной
ложкой в петлице, В. Маяковский - в "женской"
по тогдашним критериям желтой кофте,
А. Крученых носил на шнуре через шею диванную
подушку.
Судьба многих футуристов трагична. Одни
расстреляны, как Терентьев, другие сгинули
в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли
на забвение: Каменский, Крученых, Гуро,
Шершеневич. Только Кирсанову, Асееву,
Шкловскому удалось, несмотря на опалу,
сохранить статус признанных писателей
и дожить до преклонных лет в полном рассвете
творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущеве, хотя к тому времени полностью отошел
от принципов футуризма.
2.2.5. Дадаизм.
Термин dada (детская лошадка, все детское,
лепет младенца) не имеет в науке однозначного
толкования применительно к данному направлению.
Одно из наиболее бунтарских, скандальных
движений авангарда, культивировавшее
пафос разрушения всего и вся, эпатаж как
таковой, протест против всего. Возникло
во Франции в среде эмигрантской художественной
молодежи в разгар Первой мировой войны,
просуществовало с 1916 по 1922 гг. Главные
теоретики и организаторы Т.Тцара и Х.Балль.
Своим предтечей дадаисты почитали Марселя
Дюшана, введшего в искусство ready-mades (готовые
изделия) - предметы обихода (велосипедное
колесо, сушку для бутылок, писсуар) в качестве
равноценных и полноправных произведений
искусства; открывшего этим новую эпоху
в искусстве ХХ в. Путем скандальных акций,
выставок, манифестов, экспонирования
шокирующих обывателя объектов и т.п. действий
дадаисты отрицали и передразнивали все
традиционные ценности культуры и искусства,
включая и достижения довоенного авангарда,
хотя и часто пользовались многими приемами
ранних авангардистов. Среди творческих
находок дадаистов, унаследованных другими
направлениями авангарда можно указать
на принцип стохастической организации
своих произведений, метод «психического
автоматизма» в творчестве, активное использование
при создании артефактов содержимого
помоек и свалок мусора и отслуживших
предметов обихода. Все это найдет последователей
в сюрреализме, поп-арте, концептуализме
и других арт-практиках ХХ в.
2.2.6. Сюрреализм.
Эстетика сюрреализма опирается на идеи
романтиков, символизма, интуитивизма,
фрейдизма, герметизма и некоторые восточные
мистико-религиозные и оккультные учения.
Главные представители: А. Бретон, М.
Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого
метода сюрреализма, по определению Бретона
("Манифест сюрреализма" 1924г.), - "чистый
психический автоматизм, имеющий целью
выразить устно или письменно, или любым
другим способом реальное функционирование
мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля
со стороны разума, вне каких бы то ни было
эстетических или нравственных соображений...
Сюрреализм основывается на вере в высшую
реальность; на ассоциативных формах,
до сих пор остававшихся без внимания;
на всевластии мечты, на неутилитарной
игре мысли…" Отсюда два главных принципа
сюрреализма: автоматическое письмо
и запись сновидений, ибо в сновидениях,
согласно Фрейду, на которого активно
опираются сюрреалисты, открываются глубинные
истины бытия, а автоматическое письмо
(исключающее цензуру разума) помогает
наиболее адекватно передать их с помощью
слов или зрительных образов. Методом
графического автоматизма начал свою
деятельность, включившись в сюрреалистическое
движение, Андре Массон. Он водил тушью
по бумаге, возникающие линии и пятна напоминали
некие образы, которые при последующем
движении руки изменялись. Рождались очень
цельные композиции, наполненные «знаками»
людей, животных, растений или непонятными
таинственными узорами. Практиковались
и другие новоизобретённые техники (всего
их начитывалось около тридцати), например,
фроттаж (франц. «натирание»). Как-то Эрнст
положил бумагу на пол и натёр её графитом.
Рельеф растрескавшегося паркета создал
на листе выразительную фактуру. Впоследствии
фроттажи делали, используя любую негладкую
поверхность. Случайный рисунок, по мнению
авторов, напоминал галлюцинации. В. Паален
изобрёл фюмаж (франц. копчение), при котором
использовались следы на бумаге или холсте
от копоти свечи. Отличительной особенностью
многих полотен стали реальные, подчас
доходящие до натурализма изображения
персонажей и их окружения, но в фантастических
бредовых сочетаниях.
Сюрреализм был не просто
одним из многих направлений
в авангардном искусстве первой
пол. ХХ в. В нем наиболее полно и остро
в художественной форме выразилось ощущение
эпохи, как глобального переходного этапа
от классического искусства последних
двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально
иному; именно в нем наметились многие
принципы, методы арт-мышления, даже технические
приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры
второй половины века. Художественные
находки сюрреализма активно используются
практически во всех видах современного
искусства - в кинематографе, телевидении,
видеоклипах, театре, фотографии, оформительском
искусстве, дизайне, в самых «продвинутых»
арт-практиках и проектах конца ХХ в.
2.2.7. Экспрессионизм.
Его суть заключается в обостренном,
часто гипертрофированном выражении с
помощью исключительно художественных
средств и приемов чувств и переживаний
художника, иррациональных состояний
его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического
спектров: тревоги, страха, безысходности,
тоски, нервозности, разобщенности, повышенной
эмоциональности, болезненной страстности,
глубокой неудовлетворенности, ностальгии
и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия,
нередко истеричность, мрачный эсхатологизм,
а иногда и громкие крики протеста против
окружающего мира и безнадежные призывы
о помощи наполняют многие произведения
экспрессионистов. Центральным и наиболее
характерным для экспрессионизма принято
считать деятельность, прежде всего, немецких
художников, связанных с группой "Die
Brücke" ("Мост"), альманахом "Der
Blaue Reiter" ("Синий всадник"), организованным
В.Кандинским и Ф.Марком в 1911 г. и с галереей,
издательством и одноименным журналом
"Der Sturm" Х.Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг.).
Периодом расцвета считаются 1905-1920 гг,
т.е. время вокруг Первой мировой войны
и социальных потрясений в Европе (в Германии,
прежде всего), когда именно экспрессионизм
в искусстве наиболее полно выражал дух
времени, был адекватен социально-политическим
перипетиям и потрясениям и психологическим
настроениям многих европейцев, особенно
- художественно-интеллектуальных кругов.
Сам прием экспрессивного выражения
с помощью цвета, формы, пластики тех или
иных экстремальных состояний человеческой
психики, глубинных движений души и духа
человека встречается в истории искусства
с древних времен. Его можно встретить
у народов Океании и Африки, в средневековом
немецком искусстве (особенно в готической
скульптуре и живописи), у Грюневальда,
Эль Греко (поздний период которого можно
прямо назвать экспрессионистским), Гойи,
Гогена, представителей европейского
символизма и стиля модерн. Экспрессионисты
просто абсолютизировали его, сделав центральным,
а часто и единственным принципом художественного
мышления. В европейском авангарде на
разных этапах своего творчества к экспрессионизму
примыкали или создавали отдельные экспрессионистские
работы многие художники. Среди них можно
назвать В.Кандинского, М.Шагала, П.Пикассо.
В самой Германии в духе экспрессионизма
работали М.Бекманн, А. фон Явленский, Г.Грос,
О.Дикс; в Австрии О.Кокошка, Э.Шиле; во
Франции Ж.Руо и Х.Сутин. Для художников-экспрессионистов
характерно повышенное напряжение цветовых
контрастов, выявление структурного костяка
предмета, активное использование контура,
в графике - черного пятна, обострение
контрастов черное-белое, черное-цветное,
усиление энергетики формы путем деформации
и применения открытых кричащих цветов,
гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных
фигур. Многие из этих приемов легли в
основу художественных языков других
направлений авангарда, модернизма, постмодернизма.
Существенным для экспрессионизма является
открытая визуальная, звуковая, вербальная
энергетика «жизненного порыва» (Бергсон),
которая реально излучается большинством
экспрессионистских работ и активно воздействует
на психику реципиента помимо его воли.
С экспрессионизма начинается переход
искусства от традиционного мимесиса
и выражения к реальной презентации открытой
энергии (визуальной, звуковой, вербальной).
Энергетический потенциал искусства,
занимавший в традиционной культуре фоновое
место, теперь выдвигается на первый план
в качестве доминирующего, что абсолютизируют
затем многие направления и творческие
личности модернизма и постмодернизма.
2.3. Первые авангардисты
2.3.1ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ,
(1866–1944), русский художник, теоретик
искусства и поэт, один из лидеров
авангарда первой половины 20 в.; вошел
в число основоположников абстрактного
искусства.
Родился в Москве 22 ноября(4 декабря)1866г.
в семье коммерсанта; принадлежал к роду
нерчинских купцов, потомков сибирских
каторжан. В 1871- 1885 жил с родителями в Одессе,где
еще в гимназические годы начал заниматься
музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском
университете, мечтая о карьере юриста,
но ок. 1895 решил посвятить себя искусству.
Определили его выбор два момента: во-первых,
впечатления от русских средневековых
древностей и художественного фольклора,
полученные в этнографической экспедиции
по Вологодской губернии (1889), во-вторых,
посещение французской выставки в Москве
(1896), где он был потрясен картиной К.Моне
Стог сена. В 1897 приехал в Мюнхен, где с
1900 занимался в местной Академии художеств
под руководством Ф.фон Штука. Много путешествовал
по Европе и Северной Африке (1903–1907), с
1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909
в селе Мурнау (Баварские Альпы). Органично
войдя в среду немецкой модернистской
богемы, выступал и как активный организатор:
основал группы «Фаланга» (1901), «Новое
мюнхенское художественное объединение»
(1909; совместно с А.Г.Явленским и др.) и,
наконец, «Синий всадник» (1911; совместно
с Ф.Марком и др.) – общество, ставшее важным
соединительным звеном между символизмом
и авангардом. Публиковал художественно-критические
Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства»
и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках
«Бубнового валета».
От ранних, уже достаточно ярких и сочных
импрессионистских картин-этюдов перешел
к бравурным, цветистым и «фольклорным»
по колориту композициям, где суммировались
характерные мотивы русского национального
модерна с его романтикой средневековых
легенд и старинной усадебной культуры
(Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен;
Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея).
В 1910 создал первые абстрактные живописные
импровизации и завершил трактат О духовном
в искусстве (книга была опубликована
в 1911 на немецком языке). Считая главным
в искусстве внутреннее, духовное содержание,
полагал, что лучше всего оно выражается
прямым психофизическим воздействием
чистых красочных созвучий и ритмов. В
основе его последующих «импрессий», «импровизаций»
и «композиций» (как сам Кандинский различал
циклы своих работ) лежит образ прекрасного
горного пейзажа, как бы тающего в облаках,
в космическом небытии, по мере мысленного
воспарения созерцающего автора-зрителя.
Драматургия картин маслом и акварелей
строится за счет свободной игры цветовых
пятен, точек, линий, отдельных символов
(типа всадника, ладьи, палитры, церковного
купола и т.д.). Большое внимание мастер
всегда уделял графике, в том числе гравюре
на дереве. В своем немецком поэтическом
альбоме стихов Звуки (Klänge, 1913) стремился
к идеальной взаимосвязи беспредметных
визуально-графических образов с текстом.
Цели синтеза искусств ставил и в замысле
спектакля Желтый звук, призванного объединить
цвет, свет, движение и музыку (композитора
Ф.А.Гартмана; спектакль, текст которого
был помещен в альманахе Синий всадник,
1912, не осуществился из-за начала Первой
мировой войны).