Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:17, реферат
Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональ- ных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Формирование стиля……………………………………………………5
2. Стиль Барокко в архитектуре и скульптуре…………………………..7
3. Барокко как мировоззрение……………………………………………9
Вывод………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………..15
Приложение
Барокко охватывает огромный отрезок времени - примерно с 1550 по 1750 гг., поэтому его часто называют "Эпохой Барокко". В качестве примера барочного мироощущения известный искусствовед И.Д.Чечот приводит музыку И.С.Баха с ее ":соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупленностью чувственной подачи, пышной наглядностью".
Как большой исторический художественный стиль Барокко было впервые рассмотрено в книге Г.Вельфлина "Ренессанс и Барокко" (1888 г.), а также в его книге "Основные понятия истории искусств" (1915 г.).
Ренессанс и барокко у Вельфлина (вновь возвращаемся к работам И.Д.Чечота) - ":не периоды, эпохи, стили, методы, направления, художественные принципы, а две исторические и типологические формы искусства. Это два типа искусства различного статуса. Ренессанс - это искусство бытия, барокко - искусство воздействия".
По мнению И.Д.Чечота, названные работы Г.Вельфлина о сопоставлении стилей сохраняют "меткость и убедительность". Для Вельфлина барокко - это "явление родственное современности..., сильное, совершенное, ставшее историческим наследием и ценностью".
Одно из выразительных средств барокко - неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. А основополагающий принцип классики - соразмерность человеку - был заменен несоответствием, иррациональностью, фантастичностью.
Внутреннее напряжение стиля барокко выражено в противоречии: с одной стороны, стремление художника сделать "тайну и откровения осязаемыми", чтобы можно было руками потрогать, отсюда часто отталкивающий натурализм, а с другой - общая иррациональная, мистическая атмосфера. Это фантастическое соединение стихийного материализма, чувственности и идеализма особенно ярко проявилось в творчестве живописца фламандского барокко Пауля Рубенса.
Однако, символом "классического" итальянского барокко довелось стать - Лоренцо Бернини.
Вывод
Таким образом, Барокко - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия и, затем, распространился по всей Западной Европе. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:
1. Церковный догматизм,
приведший к усилению
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность,
театральность,
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов.
Кроме того, основополагающая черта барокко – синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Этому стилю присущи слияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, сочетание идеального и материального. Стиль барокко отличает богатство и зрелищность отделки, повсеместное применение пышного скульптурного декора.
Не будет преувеличением сказать, что «барокко» является одним из самых вычурных, пышных стилей.
Стиль «барокко» полностью соответствует образу жизни, свойственному той эпохе. Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
Время барокко способствовало формированию национальных художественных школ со своими особенностями (Фландрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Германия).
В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото (как в эпоху Возрождения – самоутверждение и трагизм), но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания.
Список использованной литературы: