Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:01, реферат
Советский дизайн как явление в истории развития промышленности и быта СССР послевоенного пероида представляет большой интерес для исследователей, поскольку дает повод для сравнения социалистической идеологии в дизайне с концепциями западных школ дизайна того же времени, показывает путь, по которому происходило становление и развитие мощной советской идеи «технической эстетики».
Реферат на тему:
Послевоенный дизайн в СССР (до 80-х годов)
Преподаватель:
Жердев Е. В.
Москва 2013
(Актуальность)
Советский дизайн как явление
в истории развития промышленности
и быта СССР послевоенного пероида
представляет большой интерес для
исследователей, поскольку дает повод
для сравнения социалистической
идеологии в дизайне с
(Цель)
Цель исследования темы — найти, как повлиял советский дизайн 50-80-х годов на современный российский и западный.
(Задачи)
Определить исторический фон периода.
Выявить характерные особенности советского дизайна периода (и причины их образования).
Перечислить ведущие организации, институты, работавшие в то время.
Найти, в чем уникальность процесса становления советского дизайна в послевоенный период в отличие от западных стран, сравнить.
Основная часть.
(История)
В начале ВОВ большинство производств было эвакуировано в восточные области СССР, поэтому в создавшихся условиях невозможно было заниматься модернизацией оборудования или перепроектированием выпускаемых изделий. Послевоенный период Советский Союз встретил с достаточно отсталой продукцией машиностроения, и дизайнеры в 60-е гг. прежде всего, столкнулись с необходимостью решать задачи технической модернизации продукции. В период войны перманентный советский дефицит товаров мирного потребления значительно усилился. Не только в военные годы, но и в 1946-47 гг. невозможно было купить алюминиевую ложку или простой граненый стакан.
И когда постепенно стало восстанавливаться производство изделий легкой промышленности, то для этого использовались прежние довоенные штампы, формы, лекала и т. д. Промышленность, производящая повседневные бытовые изделия, не смогла воспользоваться вынужденным военным перерывом для того, чтобы обновить само производство. Приехавшая в послевоенные годы на Ленинградский завод художественного стекла, его бывший главный художник скульптор В. И. Мухина писала, что вместо прекрасного хрусталя там производят стеклянные баночки для гуталина и стекла для фонарей "Летучая мышь".
На цели обновления производства в стране не хватало ни средств, ни кадров. Строгановское училище было восстановлено только в 1945-м году, и первые его выпускники пришли в промышленность на рубеже 1950-1960-х годов. Да и общая обстановка в разоренной войной стране отнюдь не способствовала выпуску продукции, соответствующей по эстетическим и техническим критериям хотя бы среднему мировому уровню. Положение усугублялось господствующей плановой системой и "валовым" исчислением результатов работы предприятий, что отнюдь не способствовало экономии материалов и средств. Все это поставило перед дизайнерами 1960-80-х годов задачу, прежде всего технической модернизации.
Для решения проблемы после постановлений
Совета Министров СССР, в 1962 были созданы
Технической эстетики институт (ВНИИТЭ)
и ряд специальных
(Упор на технические качества товаров как основная особенность дизайна)
Основная работа дизайнеров 1960-80-х годов велась в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением, также над станками, машинами, над объектами, которые относились к сфере приборостроения и предназначались не для индивидуального быта. Естественно, что в этой области на первом месте стояла функциональность и утилитарность изделий, возможность выпустить большими тиражами, а отнюдь не их внешний вид.
От 30 до 40% всех проектов во ВНИИТЭ и его филиалах относились к изделиям массового потребления. Кроме того, над ними работали некоторые специализированные организации, среди которых особенно успешно использовали труд дизайнеров Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) и Красногорский механический завод. Эти организации выпускали фото- и киноаппараты, микроскопы, бинокли, любительские камеры и другую аппаратуру, пользовавшуюся большим спросом в 1960-80-х гг. Здесь дизайнеры работали рука об руку с разработчиками и технологами.
Но чаще всего производители были заинтересованы только во внешнем «причесывании» и не стремились допускать дизайнеров "внутрь" своих изделий для их перекомпоновки. Эстетические вопросы решались во вторую очередь и не самостоятельно, а с оглядкой на господствующие стилистические образцы, распространенные в Европе и Америке. Поэтому появлялись очередные магнитофоны и телевизоры, многочисленные "Сонаты", "Вальсы", "Эврики", "Серенады", "Кванты", "Чайки",'"Спутники" и т.д., отличавшиеся только внешним видом, к тому же весьма близко напоминавшим продукцию "Брауна", "Оливетти" и "Филипса" и других подобных фирм. Но даже, когда удавалось достичь весьма приличного внешнего вида, как это было, например, с радиолами "Ригонда", "Рига-101" (золотые медали на Лейпцигской ярмарке и на ВДНХ, работа наиболее известного рижского дизайнера Адольфа Ирбитэ), чисто техническое качество этих бытовых приборов далеко уступало иностранным образцам. На начало 1960-х годов из 41 завода, выпускавшего стиральные машины только 7 приближались к производству моделей, более или менее соответствующих требуемому уровню. Из каждых десяти производимых телевизоров шесть побывали в гарантийном ремонте. В 1962 году торговая сеть отправила в ремонт 8,5 % телевизоров "Волхов", 15% телевизоров "Рекорд", 16% -"Рубин", 22,5% - "Енисей", 32% - "Концерт" и т.д. Какой дизайн мог спасти подобную продукцию? Гарантийные ремонты были заложены в государственном планировании. Гарантийная сумма входила в плановую себестоимость изделий. Таким образом, ее на самом деле оплачивал покупатель, а производство-бракодел фактически не несло материальной ответственности. Таковы были законы "социалистического рынка".
Вслед за художественно-конструкторским освоением сферы общественного труда все болшее место должна занимать сфера общественного быта. Отсутствие должного интереса со стороны дизайнеров и производственников к продукции народного потребления, к культурно-бытовым товарам, проникающим почти в каждую семью, создающим быт людей и во многом формирующим их вкус. В первое время советскими дизайнерами почти не уделялось этому внимания, однако в конце 60-х гг. стало очевидно, что наряду со сферой производства следует равное внимание уделять предметному окуржению человека в общественном и личном быту.
Также почти всегда отрицалась
эстетическая сторона производимого
изделия как часть
Даже в проектах
1960-80-х гг. советские дизайнеры
основное внимание уделяли технической
модернизации изделий и не блистали
эстетическими находками и
После Великой Отечественной войны первоочередной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Поэтому в течение долгого времени технической эстетике и художественному конструированию уделялось недостаточное внимание.
Но несмотря на позднее признание такого явления, как советский дизайн, в Советском Союзе в удивительно короткие сроки была развита чрезвычайно развитая и мощная система многочисленных и взаимосвязанных дизайнерских организаций, равной которой не было ни в одной другой стране.
Проектирование изделий повседневного быта и электробытовых товаров, а также повышение их качественных и эстетических свойств заняло значительное место в производственной деятельности промышленных предприятий и проектных бюро (ВНИИТЭ) в середине 1960-х гг., показывая нарастающий интерес советского общества к удобству и комфорту, обустройству и улучшению окружающего и личного быта.
Советское художественное конструирование представляло собой сложную организованную систему, включавшую в себя и четко структурированную идею создания изделий повседневного быта, ориентированную на пропаганду социалистического дизайна и промышленности, а также показательно против западных аналогов.
Хотя большинство дизайнерских
решений художественно-
Безусловно, советский бытовой дизайн представляет большой интерес, так как является носителем уникального подхода к проектной деятельности, во многом граничащего с инженерным проектированием, декоративно-прикладным искусством, модернизацией и стайлингом. Наиболее интересен этот подход в сравнении образцов производства СССР и стран Запада.
Советский дизайн 50-х — 80-х годов оказал значительное влияние на мировую культуру в дизайне в ХХ в.
1. Лаврентьев А.Н. История дизайна
2. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
3. Ресурсы сети Интернет.
Информация о работе Послевоенный дизайн в СССР (до 80-х годов)