Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:58, доклад
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Особенно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. В ходе реформы во многих аспектах была изменена традиция богослужения. Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским».
Право и свобода в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»
Выполнила:
студентка 1 курса зо впо(гвд)
Сергеева Ксения
Никон, Патриарх
Московский и всея Руси (Минин Никита
Минич)
Патриарх Никон был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Особенно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. В ходе реформы во многих аспектах была изменена традиция богослужения. Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В 1656 году патриарх Никон в Москве созвал собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святого Духа и прокляты. В неделю православия (в первое воскресение Великого поста) 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами во время богослужения.
Феодосия
Прокопьевна Морозова
(21.04.1632-2.11.1675 г.)
Феодо́сия Проко́пьевна Моро́зова (Соковнина́ — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьевско- Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Входила в число придворных, сопровождающих царицу. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых — Ивану Глебовичу. Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино, была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».
Василий Иванович Суриков
Суриков родился в Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших в Сибирь с Дона ещё в XVI веке. Здесь обрёл он первые впечатления, здесь сложились первые художественные образы. В Сибири народ другой, не такой как в России: вольный, смелый. Поэтому и опальная боярыня Морозова для художника не отвлечённый исторический герой, а близкий и понятый человек.
Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крёстной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам жившим там раскольников, либо по одному из рукописных «житий» о ней, распространённых в Сибири. Этот потрясающий образ запал в душу и художественную память. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к боярыне и её родной сестре, княгини Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Возвратившись летом 1884 года в Россию Суриков вплотную принялся за воплощение картины, но только весной 1887 года «Боярыня Морозова» была им закончена.
БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Снег белый украсил светлицы, Она не боится мученья
Дорогу покрыл пеленой, И смело на пытку идет,
По улице древней столицы, И к истине сердца влеченье
Плетется лошадка рысцой Ей силу и бодрость дает.
На улице - шум и смятенье. Сменила пиры и палаты
Народ, словно море, шумит. На мрачный сырой каземат
В санях, не страшась заточенья, Душа ее верой богата,
Боярыня твердо сидит. Ей правда дороже палат
Высоко поднявши десницу, И верит она- не погибнет
Под звон и бряцанье цепей Идея свободной мольбы
Она оглашает столицу Настанет пора- и воздвигнут
Правдивою речью своей. Ей памятник вместо дыбы.
Образ Боярыни Морозовой и юродивова
Мальчишки в картине
Женщины в картине
Невидимые нити связывают боярыню Морозову со всеми, кто вышел в тот зимний день на узкую московскую улочку. Каждый в толпе по-своему относится к боярыне, к ее страстным словам, к движению ее поднятой руки. Вот пять женщин в правой части картины. Впереди на коленях старая нищенка. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ее глаза полны слез. Ужас застыл на бледном лице монашенки в черном платке.
Боярышня в синей шубке и золотисто-желтом платке склонилась перед проезжающими санями. В ее поклоне - и молчаливое сострадание, и душевная стойкость, и готовность, если случится, вот так же пожертвовать собой.
Образ странника
Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней всех остальных. Но сколько внутреннего напряжения в его лице и фигуре! Странник весь ушел в свои мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность - он снял шапку. И эта подробность кричит о его сочувствии гонимой боярыне.
Памятник-Часовня боярыне Морозовой
17-18 мая 2000 г. на I (19) Учредительном
Всероссийском съезде
Информация о работе Право и свобода в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»