Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 07:25, курсовая работа
Праздник как феномен культуры на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания - от этнографии до философии, поскольку праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Каждая эпоха имеет свой неповторимый культурный облик, свой набор ценностей и норм, что непосредственно репрезентируется в празднике. Праздник одновременно и формирует социокультурную ситуацию
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………………....3
1. Праздник и его основные понятия……………………………………..…...5
1.1. Праздник культуры и искусств ………………………………...6
2. ГЛАВА II Классификация праздников культуры и искусств……………....7
2.1. Функции праздников культуры и искусств………………8
3. ГЛАВА III История праздников культуры и искусств……..10
3.1. Зарубежная история праздников культуры и искусств……………………………..10
3.2. Российская история праздников культуры и искусств….12
4. ГЛАВА IV Проблемы организации праздников культуры и искусств…..13
5. Заключение…………………………………………………30
Список литературы………………………………………………
ФБГОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»
Факультет социально-культурной деятельности
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
Курсовая работа
по дисциплине «История и теория праздника»
на тему: «Праздники культуры и искусства»
Доцент Белозерова В.В.
Подготовила:
Студентка 208-р гр.
Савичева О.
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………
3.1. Зарубежная история праздников культуры и искусств……………………………..10
3.2. Российская история
праздников культуры и искусств
4. ГЛАВА IV Проблемы организации праздников культуры и искусств…..13
5. Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………………………31
Введение
Праздник как феномен культуры на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания - от этнографии до философии, поскольку праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Каждая эпоха имеет свой неповторимый культурный облик, свой набор ценностей и норм, что непосредственно репрезентируется в празднике. Праздник одновременно и формирует социокультурную ситуацию. Учитывая данную специфику праздника, его изучение с точки зрения эволюции форм позволяет составить представление о культуре социума конкретного исторического периода. Анализ же эмоциональной и психологической составляющей праздника позволяет судить о культуре в антропологическом ключе.
Праздники искусств занимают не последнее место, а, на мой взгляд, одно из ведущих мест.
В любом уголке мира найдется места для праздника, посвященному событию, связанному с культурой народа или с юбилейной датой или прорывом в какой-либо области искусства. Ведь время движется вперед и прогресс в искусстве дает о себе знать. Так что тему, которую я выбрала для исследования можно по праву считать актуальной, так как к этим праздникам требуется особое отношение.
Цель моей курсовой работы в том, чтобы овладеть знаниями закономерностей развития праздничной культуры, а конкретно законы и типы праздников культуры и искусств
Объектом данного исследования является праздник культуры и искусств. Их актуальность, современность и потребность в них на протяжении мировой истории
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "праздника культуры и искусств";
2. Исследовать проблемы
организации праздников культур
3. Раскрыть функции праздника культуры и искусств
1. Понятие праздника.
М. М. Бахтин сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры». Цивилизационное значение праздника в состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.
Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. По словам К. Жигульского (англ.)русск., «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, — календарь — везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов». Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает, «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека».
Праздники культуры и искусств стали также неотъемлемой частью мировой праздничной культуры. Это уникальная возможность объединения людей, которая несет в себе нагрузку воспитания и формирования личности.
Праздник культуры - торжество, знаменующееся культурным событием, которое включает в себя историческую характеристику, обряды, традиции и преемствуется из поколения в поколение.
Праздник искусства - отрезок времени, приуроченный к определенной дате, играющую важную роль в данной области искусства.
Праздник культуры и искусства имеет различные виды и формы.
От массовых действий до ярмарок, от открытий музеев, памятников до выставок.
Именно эти праздники информируют людей о новшествах и развитии в сфере культуры и искусства. Такое явление как «массовая культура» стало неотъемлемой частью жизни человечества, и благодаря праздникам можно понять, в какую сторону мы движемся: регресс или прогресс?
Развитие искусства не ограничено, следовательно, поле для «режиссера массовых представлений», посвященных празднику культуры и искусств тоже весьма объемно. Соответственно столкновение с различными проблемами организации тоже будут иметь свое место.
2. ГЛАВА II Классификация праздников культуры и искусств.
Точной классификации нет, но она образовывается по ходу развития истории. Образуются совершенно новые эпохи, новые виды, формы и направления искусства.
Эти праздники можно классифицировать:
-по аудитории (взрослая, детская, юношеская и т.д.)
-по эпохе (Классицизм, Средневековье, Возрождение и т.д.)
-по области искусства (музыка, живопись, архитектура, кино и т.д.)
-по важности даты (создание направления, рождение представителя, по созданию произведения, картины, скульптуры и т.д.)
-по месту проведения (местонахождение скульптуры, выставка в музее, концерт джазовой музыке в ДК и т.д.)
-по виду организации (фестиваль, ночь в музее, митинг, ярмарка, лекция и т.д.)
Праздники культуры и искусств имеют свою особенность, характер. Эти праздники даются зрителю, как бы, на выбор. К примеру, если человек меломан - то ему будут интересны все мероприятия, проводимые в городе, стране, связанные с музыкой. А любителя джаза будет в первую очередь привлекать праздничная жизнь города, связанная с его вкусом.
Ведь классификацию создает сам зритель, сами люди, которые посещают праздники культуры и искусств. Возможно, были праздники, которые изжили себя. Если снесли какой-то памятник культуры, посвященный событию, то не проводятся мероприятия, которые были организованы возле памятника раньше.
Или новому поколению малоизвестно, чему посвящен памятник или выставка в музее, и интерес падает, а, соответственно, пропадает нужда в празднике.
2.1 Функции праздников культуры и искусств
Функции праздников культуры и искусств остаются неизменными на протяжении многих лет.
Функции этих праздников объединили функции праздников в целом и функции культуры и искусства.
Говоря об этих праздниках, в первую очередь следует сказать о такой функции, как воспитательная.
Воспитательная функция:
Все искусство в целом направлено на достижение гармонии человека в этом мире, на познании себя. Соответственно, продукты искусства несут огромную нагрузку. Праздники культуры и искусств направлены на психологическое воспитание личности, на формирование эстетического вкуса. Воспитание норм и ценностей также является неотъемлемой частью этих праздников. Охрана и бережное отношение к продуктам искусства является одной из главных стезей воспитательной функции.
Также праздники культуры и искусств обладают такой функцией как познавательной.
Познавательная функция:
Через искусство и культуру познается история, этнографические особенности жизни людей. Праздники помогают зрителям обладать знаниями в разных областях культуры и искусства. Это духовное обогащение способствует расширению кругозора и понимания истории развития культуры человека. Праздники культуры и искусства должны способствовать развитию интереса у каждого, кто был участником действа. Чтобы зритель проявил интерес, для этого нужно организовать праздник таким образом, чтобы не «соврать» зрителю, не допустить исторических ошибок. Режиссер праздника должен быть эрудированным и быть знаком с историей, с представителями, примерами из направлений культуры и искусства, о которых он «ведет» речь.
Социальная функция
Благодаря праздникам культуры и искусств люди находят единомышленников, что способствует социализации населения. На таких праздниках люди становятся равны и едины, потому что на таких видах праздника нет ограниченности в том, каково твое социальное положение, каковы твои возможности. Здесь собираются люди, имеющие прочное единое убеждение, защищая их. Любители насладиться ночью, проведенной в музее, могут быть кем угодно. Таким образом, социализация, единение всех собравшихся на праздниках такого типа является одним из главных аспектов.
Функции праздников объемны и разнообразны. Они направлены на достижение цели: социализации и обогащения духовного мира зрителя, участника, организаторов. Правильно поставленные задачи режиссером всем тем, кто организовывает данный праздник, является 70% правильного и упорядоченного праздника, посвященной какой-либо области культуры.
Говоря о праздниках культуры можно сказать, что их функции зависят от того, какой вид приобретет праздник: театрализованное представление, митинг, шествие, парад, карнавал, ярмарка, концерт, театрализованный концерт, ночь в музее/библиотеке, выставка, благотворительная ярмарка/выставка, аукцион, тематический вечер, тематическая встреча, дискотека, фестиваль, конкурс и т.д.
ГЛАВА III История праздников культуры и искусств
История праздников культуры и искусству началась давно, еще в Древней Греции. По праву можно считать, что праздники посвященные Дионисию являются частью праздников культуры. Различные театральные интермедии, спектакли, длившиеся несколько дней, шествие в честь Дионисия говорят о том, что этот праздник можно отнести к культурному празднику. Развитие архитектуры, музыки, живописи, скульптуры повлияло на разнообразие праздничной культуры. Постепенно появлялись новые области искусства: кино, анимация и др. ,которые за последнее время развились до высокого уровня.
3.1 Зарубежная история праздников культуры и искусств
Как я уже сказала, началось все с Древней Греции. Но развитие бурно продолжалось и в других странах, в другие эпохи.
Пример направлений, которые являются одними из основных:
ИМПРЕССИОНИЗМ - (от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве конца 19 - начала 20 вв., стремящееся к непосредственной передаче переживаний, настроений и впечатлений художника.
КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., основанный на подражании античным образцам.
МОДЕРНИЗМ - (франц. moderne - современный) - общее название направлений в искусстве конца 19 - начала 20 вв., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, символизм… Модернизм провозглашался как искусство будущего.
Модернизм - ранний этап авангардизма.
РЕАЛИЗМ - (лат. realis - вещественный, действительный) - направление в искусстве и литературе 19-20 века, ставившее перед собой задачи реального отображения действительности в её типичных формах, конфликтах и характерах. В широком понимании реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилями и эпохам.
РОМАНТИЗМ - направление в искусстве конца 18 - начала 19 вв., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от франц. sentiment - чувство) - художественное направление 18 и начала 19 вв., идеализировавшее людей, природу, жизненные ситуации и уделявшее основное внимание человеческим чувствам и душевной жизни человека.
СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве конца 19 – начало 20 века, изображавшее окружающий мир, в т. ч. внутренний мир человека (чувства и видения) посредством условных и отвлечённых символов.