Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:22, курсовая работа
Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!».
1.Преобразования в культуре и образовании после Октябрьской революции
2. Структура художественного образования
3. Ведущие художественные учебные заведения и деятели искусства.
3.1 В. Кандинский .Институт художественной культуры (ИНХУК)
3.2 М. Шагал и К.Малевич. Экспериментальная школа искусств в Витебске
3.3 ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН
4. Тест
5. Библиографический список
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ГЕРЦЕНА»
ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
студентки 5-го курса заочной формы обучения
специальность 050600 Художественное образование
Профиль: Изобразительное Искусство
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Преобразования в культуре и образовании после Октябрьской революции
2. Структура художественного образования
3. Ведущие художественные учебные заведения и деятели искусства.
3.1 В. Кандинский .Институт художественной культуры (ИНХУК)
3.2 М. Шагал и К.Малевич. Экспериментальная школа искусств в Витебске
3.3 ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН
4. Тест
5. Библиографический список
1.Преобразования
в культуре и образовании
Долгов В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней.( Глава 13. Культурные преобразования в России после Октябрьской революции) - Ижевск: Удмуртский университет, 2001 |
Революция
коренным образом изменила жизнь
российского общества, став рубежом,
эпохальной вехой, открывшей новый
этап отечественной истории –
советский. По масштабу и глубине
произошедших перемен Октябрь 1917 г.
следует поставить в один ряд
с принятием Русью
В конце 1917–начале 1918 г.
были приняты декреты об
Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.
Значительны были успехи в деле демократизации
среднего и высшего профессионального
образования. Массовыми формами
подготовки квалифицированных рабочих
и среднего технического персонала
стали школы фабрично-
Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без некоторой потери качества.
Школа стала могучим идеологическим
оружием в руках
2. Структура художественного образования
Большая советская энциклопедия - Москва, 1978 |
В основу развития сов. искусства и художественного образования положен метод социалистического реализма. Обучение рассматривается как единый процесс идейного воспитания, формирования образного мышления и овладения профессиональным реалистическим мастерством путём глубокого изучения натуры.
Учащиеся, окончившие 4 класса
общеобразовательной школы и
проявившие способности к
Художников высшей квалификации готовят Художественные высшие учебные заведения, а также в архитектурных, театрально-художественных, театральных, полиграфических, текстильных и технологических институте.
3. Ведущие художественные учебные заведения и деятели искусства.
Грабарь И.Э. История русского искусства, тт. 1-13. М., 1953-1969 |
Творческие поиски получили
второе дыхание и новую энергию
после революции 1917. Некоторые художники
эмигрировали, но большинство деятелей
авангарда приняли революцию
и сыграли видную роль в "культурной
революции". Искусство расценивалось
как мощное средство пропаганды и
существенный фактор в формировании
нового общества. Императорская академия
художеств была заменена децентрализованной
системой автономных мастерских и теоретических
институтов. Кандинский возглавил Институт художественной
культуры (ИНХУК); Марк Шагал (1887-1985)
и Малевич создали Экспериментальную
школу искусств в Витебске, в основу
которой легла теория Малевича о супрематизме.
Искусство вышло на улицы; художники рисовали
плакаты и оформляли площади для массовых
политических акций и праздников, разрабатывали
новый дизайн тканей, керамики, интерьеров;
на 1920-е годы пришелся расцвет графики
и книжной иллюстрации.
3.2 М. Шагал и
К.Малевич. Экспериментальная
Николай Гугнин. Из истории
Витебской художественной школы. http://www.chagal-vitebsk.com/ |
Народная художественная школа (училище) организовывалась как школа трудовая. В ней планировались разнообразные художественно-производственные мастерские для выполнения заданий-заказов, предусматривалось исполнение вывесок, лозунгов, плакатов и т.д. В местной печати была опубликована программа школы, в которой говорилось, что функционирование таких мастерских должно содействовать украшению города. Рядом с учебными предметами практического плана были и теоретические, например, «теоретическое ознакомление с методами современного "левого искусства» Шагал приглашает на преподавательскую работу в Витебск художников Петрограда и Москвы, хлопочет о материальной базе, руководит оргкомитетом по устройству художественного училища и коммунальной мастерской. Только в декабре 1918 года обнаруживаются первые следы реальной деятельности училища, проводится конкурс по выполнению эскизов художественных вывесок для школ и культурно-просветительных учреждений, членами жюри которого были М. Добужинский, М. Шагал, Я. Тильберг и др.
В конце октября 1919 года в Витебск по приглашению Л. Лисицкого приехал Казимир Северинович Малевич (1878-1935). Учебный процесс в Витебских государственных свободных художественных мастерских стал осуществляться на основе выработанной К. Малевичем и членами «УНОВИСА» системы. В «Альманахе УНОВИСА №1» (Витебск, 1920) была опубликована Программа единой аудитории живописи коллектива «УНОВИС». Она начиналась с вводного курса по освоению живописной и скульптурной формы, объема, плоскости и т.д., затем предполагала последовательное изучение сезаннизма, кубизма, футуризма, супрематизма. «Новая живописно-цветовая мирореализация была главным направлением всей программы, дающей возможность овладения основами современного формообразования. Вырабатывающаяся учебно-педагогическая система, как представлялось, давала в руки точный метод, по которому можно было строить и конструировать новый мир, - наличие метода и истовая вера в его результативность привела к тому, что прекрасная утопия быстрого творческого пересоздания мира захватила почти всех учеников Витебской народной школы».
К. Малевич покинул Витебск
на рубеже 1921-1922 гг., когда вокруг художественно-практического
института сгустилась атмосфера
непонимания и
В мае 1922 года был осуществлен первый и единственный выпуск в Витебском художественно-практическом институте. Дипломы об окончании получили 11 человек, еще 17 студентов были переведены в высшие художественные учебные заведения Москвы и Петрограда. В графе специальность у большинства из них было указано - художник-конструктивист.
1922-1923 учебный год стал
последним годом существования
художественно-практического
3.1 В. Кандинский .Институт художественной культуры (ИНХУК)
Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Проблемы
формообразования. Мастера и течения. Глава 3. Взаимодейстние архитектуры
и левого изобразительного искусства http://www.alyoshin.ru/Files/ |
ИНХУК - Московский Институт художественной культуры - своеобразное творческое объединение деятелей советского искусства - художников, скульпторов, архитекторов, искусствоведов, теоретиков производственного искусства.
Он был важным центром формирования теоретических концепций левых течений искусства.
Институт художественной культуры был преобразован в марте 1920 г. (по предложению Д. Штеренберга) из возникшего по инициативе группы художников (В. Кандинский, А. Родченко, В. Степанова и др.) в январе того же года Совета Мастеров (художников-живописцев). В мае 1920г. были разработаны устав (где ИНХУК определяется как "учреждение для разработки науки об искусстве, исследующей основные элементы как отдельных искусств, так и искусства в целом") и программа ИНХУКа, и он был оформлен при отделе ИЗО Наркомпроса.
В программе ИНХУКа, разработанной В. Кандинским, определялись подход и методика исследований. Главным признавалось выявление закономерностей воздействия произведений искусства на человека.
В программе были намечены обширные планы исследований средств выразительности различных искусств. При этом большое значение придавалось поискам аналогий средствам воздействия одних видов искусств в других.
ИНХУК состоял из нескольких десятков действительных членов и возглавлялся выборным Президиумом (Правлением), председателями которого последовательно были В. Кандинский, А. Родченко, О. Брик, Б. Арватов, О. Брик.
За короткое время существования московский ИНХУК пережил несколько этапов. Здесь велись ожесточенные споры, одни концепции одерживали верх, сторонники других покидали ИНХУК, менялись общее направление работы ИНХУКа и его задачи, обновлялся состав, изменялась структура и направленность деятельности, новые люди приходили к руководству.
Первый
период деятельности ИНХУКа после завершения
в мае 1920 г. организационного этапа и до
осени того же года был связан с работой
единственной в то время Секции монументального
искусства, в которую входили практически
все активные члены ИНХУКа (В. Кандинский,
А. Родченко, В. Степанова, Н. Брюсова, Л.
Попова, И. Синезубов, А. Шеншин, Б. Королев
и др.). В основу работы секции была положена
идея Кандинского о синтетическом "монументальном
искусстве", главное внимание уделялось
проблемам психологии восприятия и взаимосвязи
средств художественной выразительности
живописи, поэзии, танца и музыки. В соответствии
с такой направленностью работы ИНХУКа
осенью 1920 г. при секции монументального
искусства были созданы рабочие группы
по живописи, музыке и танцу. Скульптура
и архитектура оказались фактически забытыми.
Попытки Б. Королева создать в ИНХУКе на
базе Живскульптарха автономную рабочую
группу соотношения искусств и лабораторию
живописно-скульптурно-
Подход Кандинского как к проблемам формообразования, так и к вопросам взаимодействия искусств вызвал протест ряда членов ИНХУКа, прежде всего тех, кто пришел в это творческое объединение из Живскульптарха. Оппозицию Кандинскому возглавил А. Родченко. Образовалось как бы два центра внутри ИНХУКа.
Конец 1920 - начало 1921 г. были временем, когда в спорах и конфликтах рождался фактически новый ИНХУК - по методам работы, по структуре, а в значительной степени и по составу. В ноябре 1920 г. сторонники А. Родченко создают Рабочую группу объективного анализа (А. Родченко, В. Бубнова, В.Степанова, Л. Попова и др.) и ставят вопрос о пересмотре направленности работы ИНХУКа.
В январе 1921 г., не получив поддержки большинства членов ИНХУКа по ряду важных организационных вопросов, Кандинский с группой своих сторонников выходит из ИНХУКа. Был избран новый Президиум ИНХУКа, который возглавил А. Родченко.
Информация о работе Преобразования в культуре и образовании после Октябрьской революции