Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:25, статья

Описание работы

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.
В последние годы активно осуществляется реформирование процесса образования. Школа перешла на новую форму аттестации, изменились приоритеты в образовании.

Файлы: 1 файл

Применение инновационных технологий.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Применение инновационных технологий

на  уроках изобразительного искусства

 

 

 Развитие  – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя  способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем  самым постоянно развивается. Этот  же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и  педагогической. На разных стадиях  своего развития общество предъявляло  всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы  образования.

 В последние годы активно осуществляется реформирование процесса образования. Школа перешла на новую форму аттестации, изменились приоритеты в образовании. Современному обществу требуется личность мобильная, информированная, способная быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, способная к самопознанию и самосовершенствованию. Но очень бы хотелось, чтобы в условиях обновления структуры и содержания образования такие предметы и темы, как изобразительное искусство, мировая художественная культура, история и культура не утратили свою значимость, не отошли на второй план. На мой  взгляд - это может отрицательно сказаться на формировании культурной духовно развитой личности, соответственно и на культуре общества в целом. Через предметы области «Искусство» закладывается фундамент эстетического мировоззрения, видение и понимание прекрасного. Своеобразие предметов искусства заключается в том, что перед педагогом ставится не только задача изучения и трансляции готовых знаний, представление информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания художественных произведений, но и воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

В соответствии с Законом РК « Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства  в общеобразовательной школе.  Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями современной жизни. Эта задача реализуется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий и методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся, информатизации учебно-воспитательного процесса.

Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими  методами. Одним из средств  развития процесса обучения в школе являются инновационные технологии, т.е. это  принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Слово «инновация» имеет латинское происхождение  и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход  и результаты учебно-воспитательного  процесса. Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. В области педагогики к инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

 Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Современному педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Изучив инновационные технологии  обучения в педагогике, возникает  вопрос: как все это применимо на  таком своеобразном предмете как « изобразительное искусство»?  Из обилия концепций, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы помочь  учителю изобразительного искусства создать свою практическую, гибкую, авторскую интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества, сообразуясь с особенностями учеников, реалиями современного общества.

Применение инноваций  немыслимо без использования  новых информационных компьютерных технологий. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных. Информационно-коммуникационные технологии - прямой путь установление связей между пространством искусства и современным ребенком.  Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер. Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Применение  компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

 Так как каждый урок по программе Б.М. Неменского построен на визуальном ряде, то использование возможностей компьютера и проектора позволяют открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставить детям побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, экскурсовода, при этом не требуя наличия материалов, которые порой в условиях кризиса в стране, в простой  общеобразовательной школе многим детям недоступны.  Уроки изобразительного искусства построенные на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где часто используется наглядность. В этом учителю может помочь видеоролики, мультимедийные  презентации, выполненные при помощи программы Microsoft Power Point. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Уроки – презентации можно использовать: · во время знакомства с творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.; · при изучении жанров изобразительного искусства «В музеях хранятся картины – натюрморты» «Портрет – жанр изобразительного искусства» и т.д.; · при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.; · при изучении законов композиции;. · при изучении законов цветоведения и т.д. Во время урока при формировании новых знаний  учителю приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Благодаря большому формату ребята могут с легкостью окунуться в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

После изучения теоретической  части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Обычно учитель рисует стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. При использовании компьютерной техники, к примеру, интерактивной доски можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. Учителю изобразительного искусства необходимо помнить, что важным звеном в развитии творческого потенциала личности школьника является развитие воображения. Поэтому можно организовывать на  некоторых уроках познавательные  игры с применение интерактивной доски. Как пример – это могут быть игры на дорисовывание деталей, при ознакомлении с цветом – упражнение на  закрашивание, изучение цветового спектра и т.д. Включение игровых приемов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. Очень интересно для учащихся  можно организовать  уроки по изучению мировой художественной культуры с виртуальным посещением крупнейших музеев мира. Такое нововведение, несомненно  повысит активизацию внимания учащихся на уроке, что в свою очередь поспособствует  повышению интереса к данной теме.

 В ходе практических  занятий  можно организовать  пару уроков с применением  программы «Графический редактор Paint» . Хотя в компьютерном классе уроки рисования проходят редко, но ребята с восхищением ждут таких уроков. Конечно, немаловажное значение имеет методика обучения работе с графическим редактором. Вначале учащимся необходимо рассказать о режимах работы, предлагается испытать некоторые режимы (например, выбор карандаша, изменение его цвета, изменение цвета фона изображения), затем предлагается выполнить конкретное задание по образцу. В дальнейшем можно разнообразить деятельность учащихся: предлагать для копирования различные простые и сложные рисунки, затем проводить построение рисунков реальных объектов. Например,  в начальных классах по теме «Анималистический жанр» обучающимся можно дать задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя графический редактор PAINT. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, создавая персонажей различных по пластике, характеру и настроению.  В 5-7х классах «Изображение дороги» по правилам перспективы, «Композиционный центр в натюрморте», «Цвет в интерьере» без особых усилий выполняются ребятами в графическом редакторе PAINT, так как основы компьютерной графики они уже получили на уроках информатики. Основная форма организации занятий – индивидуальная работа с каждым обучающимся, постановка посильной творческой задачи и организации педагогической помощи каждому. Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков детского городка. На занятии дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на компьютере), строители (собирающие город из кубиков). Эти программы обучения направлены на развитие различных познавательных способностей детей. Сложность определяется тем, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий – научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера.

Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности. 

Преимущества использования  компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны: 

-знакомство с любой  темой с сопровождением показа  видеофильмов, фото, репро          дукций; 

-«посещение» крупнейших  музеев мира; 

- « погружение» в пространство  и время; 

-самостоятельная работа  учащихся с использованием графических  программ;  
            - активизация учебного процесса; 

 

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть свои возможности. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. И главная задача педагога на таких уроках - правильно сконцентрировать внимание учащихся на той или иной теме. Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. 

Урок становиться более  результативным , так как в его основу положено следующее: 

- привлекательность учебного  материала с использованием приемов  педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме; 

- принцип сотворчества  учителя и учащихся для получения  глубоких знаний, и применение  полученной информации;

-проведение урока с  мультимедиа выступлением;

 

Использование информационно-коммуникативных  технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Информационно- коммуникационные технологии используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

Применение  инновационных компьютерных технологий не обязывает всех преподавателей отходить от традиционных методов, оно предоставляет возможность выбора: либо работать по традиционной схеме преподаватель-учебник-ученик, либо усовершенствовать процесс обучения в сторону информатизации. Для современной школы требуется учитель, способный свободно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения. Важную роль   в работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог постоянно саморазвивается, совершенствуя процесс обучения, тем самым постоянно заинтересовывая своих учеников  к получению новых знаний . Как говорил Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».

Информация о работе Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства