Природа как произведение искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Врожденная любовь итальянцев к искусству отразилась на их отношении к природе. Много веков люди, жившие на этой земле, преобразовывали, приручали и окультуривали мир, окружавший их. Еще в древности исчезли многие леса и рощи, совсем недавно осушили болота. Отдыхать и дышать свежим воздухом здесь издревле предпочитают в прекрасных и гармоничных рукотворных садах. Даже вода предпочтительна в виде столь любимых итальянцами фонтанов.
Итальянский журналист Луиджи Барзини приводит яркий пример отношения итальянцев к природе: известный итальянский поэт Габриель Д'Аннунцио – «возможно, больше итальянец, чем любой другой из итальянцев» - занялся благоустройством своего сада на озере Гарда.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Парк Виллы  Барбариго под Падуей (Villa Barbarigo) был разбит в XVII веке по приказу ее владельца венецианского сенатора Франческо Барбариго. Он расположился в своеобразном амфитеатре, образованном конусообразными холмами, в которые он зрительно переходит. В нем есть тенистые улицы-аллеи, фонтаны и заячий остров, искусственные каналы и пруды, живописно располагающиеся ступенями. Скалы, гроты и каскады, созданные руками человека, создают ощущение природного разнообразия.

Многочисленные  статуи прячутся в разных уголках  сада. Расстановка и выбор их не случаен. Сад символизирует рай  на земле, а статуи раскрывают путь очищения души и обретения райского блаженства. Обращает на себя внимание статуя Времени: гигантская мужская  фигура, согнувшаяся под тяжестью черной скалы, неожиданно возникает перед зрителем. Что бы она ни символизировала, на философские размышления она наводит.

Обычно итальянцев в искусстве отличает чувство  меры. Но порой, в силу каких-нибудь жизненных обстоятельств, идея в  садах начинает превалировать, и тогда символы довлеют над садом и подавляют его. Удивительным, причем не только для своего времени, является парк герцога Орсини в Бомарцо. Создан он был в 1552 году под личным наблюдением герцога, задумавшего сюрприз для своей молодой жены.

Весь парк буквально переполнен самыми разными  существами. Здесь можно встретить  и загадочную Ехидну, и спящую голую  нимфу с пышными формами, и  гигантского голого Геркулеса, разрывающего противника пополам, и добродушного дракона, и огромные шишки, и еще бог знает кого и что. Все они имеют весьма внушительные, порой пугающие, размеры и малосимпатичный вид. Не случайно парк этот сегодня называется Парком Чудовищ (Parco dei Mostri), хотя сам Орсини назвал его сакральным лесом.

Неизбежной  отличительной чертой итальянских  садов и парков, вытекающей из особенностей национального характера, является их театральность. Начать с того, что даже обычный итальянский пейзаж, преображенный человеком, напоминает декорации спектакля. Русский путешественник по Италии философ Ф.А. Степун в начале XX века писал об окрестностях Флоренции: «Колоннады кипарисов, стесненные каменными оградами дороги, амфитеатры виноградников – все это казалось мне скорее прекрасно исполненными театральными декорациями, чем тою живою природою, к которой я с детства привык…»

Сами же сады, со своими высокими подстриженными зелеными «стенами» с вырезанными арками, расставленными портиками и колоннами, высокими аллеями, напоминающими занавес, кажется, созданы для того, чтобы служить декорациями к вечному спектаклю жизни.

Но театральный  характер итальянских садов заключается  не только в особенностях их формы. Он рассчитан на определенное действо, на спектакль, где главными актерами являются вода, растения, скульптура и архитектура. В нем существует гармоничное единство формы, цвета, света, запаха. Растения с чарующими ароматами рассажены так, что в разные сезоны меняется гамма запахов – черемуха, лимоны, азалии, розы сменяют друг друга. Растения, умелой рукой садовников превращенные в ровные фигуры, участвуют в общем символическом действе.

Из главных  компонентов, составляющих основу итальянского сада, уже говорилось о камне (статуи, гроты, скалы) и растениях (вечнозеленые, цитрусовые в кадках). Третьим, может быть самым важным, даже важнее растений, как это ни парадоксально для сада, является вода. Ее роль и место трудно переоценить. Кстати, именно вода часто усложняла копирование таких садов в других странах. В Италии это элемент не только красивый, но и климатически оправданный. Да еще и подкрепленный древнейшими системами водопроводов, большинство из которых использовалось широко в садоводстве эпохи Возрождения. Конечно, ни туманный Альбион, ни зябкая северная Франция, ни тем более морозная Россия в этом элементе не нуждались, используя его только для красоты, что уничтожало часть смысла.

Фонтан, пусть  даже небольшой, неизбежно присутствует в итальянском классическом саду. Чаще всего именно он является композиционным центром, вокруг которого строится весь сад. В некоторых случаях игра с водой становится садовой доминантой.

Сад Виллы  Ланте около Витербо с гигантским каменным столом, по которому проложен ручей воды, был разбит по приказу кардинала Гамбара в 1560-е годы. Гамбара по созвучию напоминает gambero – рак, омар или gamberetto – креветка, поэтому сад украшен креветкообразными формами в самых неожиданных местах. Вода, в разных формах: водопадов, каскадов, прудов, фонтанов проходит по всему саду. Она соединяет два главных фонтана, расположенных на разных уровнях: фонтан Рек, представленных Тибром и Арно, и фонтан Всемирного потопа. Водные каскады, декорированные каменными обрамлениями, порой напоминающими креветки, имитируют дикие ручьи. Они не останавливаются ни перед чем, даже столом, по которому проходят, пока не достигают нижнего фонтана.

Все это водное «представление», имеющее аллегорический смысл, который услужливо объясняется табличками, расставленными по всему парку, производит большое впечатление на зрителя. Парк Виллы Ланте, хотя и претерпел изменения в XVIII и XIX веках, сохранил многое из своих классических форм и является одним из самых красивых садов Италии.

Вода широко использовалась в самых разных целях, которые современному человеку даже трудно представить. В саду Виллы Пратолино, принадлежавшей семейству Медичи, был сооружен водный тоннель. Специальные механизмы подавали воду под определенным напором, создавая пространство такое значительное, что, по воспоминаниям современников, по нему могла свободно проехать карета. Прогулка по такому водному коридору должна была доставлять большое удовольствие в жаркий день.

На Вилле  Кастелло в гроте зверей специальные водные механизмы производили удивительные звуки, пугавшие и завораживавшие одновременно. В парках часто устраивали разные водяные шутихи: механизмы или спрятавшиеся люди приводили в действие фонтанчики, обливавшие водой с ног до головы гулявших по саду. Фантазии здесь не было предела. Шутихи эти широко заимствовались окружающим миром. Петр I, большой шутник, восхитившись ими в Европе, устроил подобные в Петродворце, где они вряд ли доставляли такое же удовольствие, как под жарким солнцем Италии.

Но наивысшего воплощения водная тема достигла, безусловно, в саду виллы кардинала д’Эсте в Тиволи. Кардинал Ипполит II д’Эсте начал строительство виллы и сада при ней от разочарования: он не был избран папой, хотя и имел все шансы для этого. Желая утешиться и утвердиться в своем величии и могуществе (о его поместье позже говорили, что оно «достойно папы, а не кардинала»), в 1550 году он приступил к выполнению честолюбивого и масштабного замысла.

Место было выбрано не случайно. Город Тиволи, в древности бросавший вызов самому Риму, красивая местность со скалами, водопадами, пещерами и буйной растительностью, прекрасные виды, древние виллы, например знаменитая вилла Адриана по соседству, наконец, Рим неподалеку, дорога на который проходила рядом с виллой.

Знаменитый  сад д’Эсте представляет интереснейший материал для исследователя. Расположенный на разных уровнях, он полон скрытых уголков, сложной символики, прекрасных творений скульпторов и архитекторов. Но подлинную славу этого места составляют его многочисленные фонтаны.

Современники, а вслед за ними и последующие  поколения называли сад д’Эсте «театром». Все в нем было построено на обращении к зрителю, на взаимодействии различных элементов. Иногда, как в случае с многочисленными водными шутихами, зрители сами становились невольными актерами.

Различные «действа»  происходили в разных уголках  сада. Центральный фонтан Орган с  помощью сложнейшего водного  механизма издавал органную мелодию, состоявшую из пяти частей. Фонтан Совы сочетал звуки и игру. В нише на бронзовых оливковых ветвях сидели двадцать бронзовых птиц, каждая из которых «пела» свою особую песню. Неожиданно появлялась сова, и все птицы умолкали, возобновляя постепенно, одна за другой, свое пение после ее исчезновения.

Впечатляет  обилием и разнообразием воды так называемая Терраса сотни фонтанов. Она символически соединяет фонтаны Тиволи и Рима, находящиеся на противоположных ее концах. Симметричные фонтаны различных форм (их действительно не меньше сотни), перемежаясь каменными орлами, лилиями и лодками, тянутся вдоль террасы, создавая удивительное ощущение праздника и яркого представления.

Один из центральных  фонтанов, посвященный Геркулесу, дает символическое обоснование обилию воды в саду, вызывая в памяти один из знаменитых подвигов героя – очищение Авгиевых конюшен с помощью реки. Все в саду имеет аллегорический смысл, даже расположение фонтанов: к фонтану Венеры, воплощающей земную любовь, ведет прямая дорожка, к фонтану Дианы, символизирующей девственность и непорочность, – трудный ступенчатый подъем.

Фонтанов  и символики на вилле в Тиволи великое множество. Игра с водой доведена здесь до совершенства. Это не может не производить сильнейшего впечатления, хотя порой возникает невольное чувство, что всего этого слишком много. Бесспорное восхищение вызывает работа мастеров эпохи Возрождения, не только архитекторов и скульпторов, но и инженеров и механиков.

Таковы в  общих чертах особенности итальянских  садов эпохи Возрождения, ставшие предметом восхищения и подражания для всей Европы (а позже и Америки) на несколько столетий. Они, конечно, варьировались в зависимости от места, времени и замысла авторов. Но общее направление и отличительные черты сохранялись с удивительной последовательностью.

Сады и парки  в современной Италии.

Итальянцы в  эпоху Возрождения создали знаменитые садовые шедевры, заложили основу для развития садоводства как произведения искусства по всей Европе, указали путь многим поколениям художников, архитекторов, садовников. И остановились. Окружающие страны экспериментировали с формой, содержанием, увлекались новым, итальянцы же хранили верность старому.

Конечно, это  не значит, что в последующие эпохи  не появлялись новые сады. Пройдя через  французское мировосприятие, изменив  форму, а с ней и смысл, итальянские  сады вернулись домой уже французскими. Удивительно, как изменение идеи влечет за собой новое парковое содержание. Паллацо Реале в г. Касерта под Неаполем был построен в период французского господства над местными землями по приказу французского короля и французскими мастерами. В итоге прекрасный парк, разбитый в XVIII веке вокруг дворца, получился совершенно французским по духу. Он красив и помпезен, но совершенно неитальянский.

Вошли в Италии на какое-то время в моду и английские парки. Заложенная в них идея создания естественного пейзажа при помощи активного вмешательства в природу во многом импонировала итальянцам, так что пейзажные парки в XIX веке стали довольно популярными. Яркий пример подобного парка - одна из знаменитых вилл Медичи – Пратолино. Как и остальные, построенная в XVI веке, она поражала современников своим огромным и сложным итальянским садом.

Торжество искусства  над природой воплощалось в ней  в большей степени, чем в других виллах Медичи. Но в 1818 году вилла была снесена, а сад преобразован в английский пейзажный, и сегодня огромный парк Пратолино считается самым английским из всех садов Италии. Называют его еще Вилла Демидофф, так как с 1872 года ее владельцами являлись знаменитые русские промышленники Демидовы, до тех пор пока последняя представительница этого могучего рода в середине XX века одиноко не скончалась на вилле.

Сегодня время  от времени появляются современные  садовые композиции, с острыми углами и нелепыми скульптурами. Но главными остаются классические формы ренессансных садов – и в веке XVIII, и в XIX, и даже в XX. И эти образчики отнюдь не являются жалким подобием былого великолепия. Они по-прежнему прекрасны и чтят строгие законы, выработанные много веков назад.

Сегодня уход за творениями прошлых лет и реставрация  являются главными в садовом деле Италии. А это совсем немало, учитывая размах и объем садового строительства прошлого.

Надо отметить, что в целом садоводство сегодня  не является каким-то особенным увлечением итальянцев. Их творческие таланты  нашли применение в других сферах – дизайне, еде, виноделии. Итальянский сад в его классическом виде - это произведение искусства, а не кусочек ухоженной природы около дома. Повсеместно его распространение в частную повседневную жизнь и не  предполагается. В Италии это скорее история, чем сегодняшняя жизнь.

Особенно  это заметно при сравнении  с Англией. С одной стороны, там  каждый частный дом предполагает наличие ухоженного сада. С другой, каждый мало-мальски интересный садик любовно лелеется и открыт для посещения. В Италии клумбы высаживают преимущественно городские службы, частные лица этим не увлекаются. А при изобилии старинных вилл открыто для посещения их относительно мало.

Итальянские сады и парки являются прекрасным местом для посещения. Во-первых, они очень красивы и представляют собой иногда подлинные шедевры искусства. Что делает их интересными не только для любителей природы и цветочков (которых, кстати, там может и не быть), но и для поклонников искусства. Во-вторых, они являются приятным местом для прогулки, особенно в жаркий день.

Величественное  и немного загадочное озеро Комо с древнейших времен было местом, где любили отдыхать. Здесь находились виллы Плиния Младшего и других римских деятелей. Здесь с XVI века селились аристократы и состоятельные люди. Они строили виллы и разбивали парки. Традиция эта, пройдя через века, дожила до нашего времени. И сегодня богатейшие люди всего мира – голливудские актеры, спортсмены, дизайнеры - стремятся поселиться на романтическом озере. Здесь есть виллы модельера Версаче, актера Джорджа Клуни, автогонщика Михаэля Шумахера, который, кстати, символично выбрал такое местоположение, куда нельзя добраться на автомобиле.

Прекрасные  виллы озера Комо придают ему  блеск и величие. Все они расположены  близко к берегу, сады сбегают к  озеру, которое является их центральным  действующим персонажем. Все ориентировано  на него: сама вилла, виды с разных точек  сада, дорожки, проложенные вдоль  берега. Хотя большая часть вилл находится в частных руках, и  любоваться ими можно только через  высокий забор, некоторые из них  открыты для посещения.

Вилла Карлотта (Villa Carlotta), самая неитальянская из них, является и наиболее посещаемой. Строительство ее началось в конце XVII века миланским банкиром, а сад преимущественно относится к веку XIX. Именем она обязана своей владелице Марианне Нассаусской, жене Альберта Прусского, которая подарила эту прекрасную виллу в качестве свадебного подарка своей дочери Шарлотте.

Итальянская часть примыкает непосредственно  к дому, здесь есть все знакомые элементы: фонтан в центре, симметрия, грот, перголы-проходы, завитые растениями, цитрусовая аллея. Но славится вилла своей неитальянской частью, наполненной самыми разными цветами, которые рассажены на разных уровнях склона, сбегающего к озеру.

Информация о работе Природа как произведение искусства