Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:08, лекция
Пи́ндар (Πίνδαρος, Фивы, 522/518 до н. э. — Аргос, 448/438 до н. э.), один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии.
Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике: это были обращённые к богам гимны и пеаны , дифирамбы Дионису, песни для торжественных процессий, энкомии (хвалебные песни), плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии — оды в честь победителей на общегреческих играх.
Пантеизм Милетской школы имел
скорее натуралистический характер
(в отличие от гераклитовского). Милетская
школа впервые отменила мифологическую
картину мира, основанную на аксиологизации
понятий верх—низ и противопоставлении
небесного (божественного) земному (человеческому)
(и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не
смог переступить Аристотель). Фундаментальным
для всех милетских теорий остается закон сохранения илиотрицание абсолютного
“возникновения” и “уничтожения” (“рождения”
и “гибели”) как антропоморфных категорий
(. Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая
научная терминология: Анаксимандр заменяет
“рождение” и “гибель” на “соединение”
и “разделение”, Анаксимен описывает
все физические процессы в терминах “сгущения”
и “разрежения”. Два основных типа теории
изменения в греческой натурфилософии,
сопоставимые с преформацией и эпигенезом:
1) механическое “выделение из смеси”
предшествующих качественно различных
элементов; 2) качественное превращение одног
Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
2. Характерные черты философии софистов.
Для софистов характерно:
критическое отношение к окружающей действительности;
стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
3. Софизм как
основной логический прием
4. Значение деятельности софистов .Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:
критически взглянули на окружающую действительность;
распространили большое
количество философских и иных знаний
среди граждан греческих
6. Философия Сократа.Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию
и просветительскую работу в гуще
народа, на площадях, рынках в форме
открытой беседы (диалога, спора), темами
которой были злободневные проблемы
того времени, актуальные и ныне: добро;
зло; любовь; счастье; честность и
т.д. Философ был сторонником
любое знание есть добро;
любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;
открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;
воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».
7. «Сократические школы». «Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:
Академия Платона; школа киников; киренская школа; лигарная школа; элидо-эритрийская школа.