Промышленный дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 22:00, реферат

Описание работы

Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Я всегда хотела стать дизайнером интерьера и хочу поближе ознакомиться с этим видом деятельности, этот реферат возможно поможет мне в выборе профессии в будущем.

Файлы: 1 файл

ref_5532_parta_ua.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” – радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия – дизайнер.

Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы Форд моторе. Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна – Баухауз – в Германии и ВХУТЕМАС – в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен.

Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная индустрия дизайна. Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление Функционализм стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен – один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс – немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ – один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус – основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд – голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи – один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти – итальянский архитектор – основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто – основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники – К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» – процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» – сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну – «Техническая эстетика».

 

Примеры развития промышленного дизайна в России

 

Развитие дизайна в России, в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы художественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в России содержит два ярких момента.

Первый относится к 20- м годам прошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственные художественно - технические мастерские (ВХУТЕМАС), предназначенные для подготовки специалистов «производственного искусства» ( по современной терминологии — дизайна ) высшей квалификации. Перед ними ставилась задача создания радостных вещей, преображения предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная часть хозяйственная» ( А - В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническая отсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многие разработки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других ) и сегодня считаются эталоном творческих достижений в графическом, предметном и средовом дизайне., оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.

К сожалению, в 30- е годы XX века это направление развития отечественного дизайна — из - за переориентации страны на приобретение техники за рубежом — было закрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.

Вынужденная изоляция России от мирового дизайнерского опыта и единичные успехи художников - конструкторов после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов выявили необходимость активного улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно - бытового назначения, в том числе за счет внедрения методов художественного конструирования.

В 70- е годы прошлого века перед отечественным дизайном был поставлен ряд непростых задач — создать в промышленности систему мест приложения дизайнерского труда, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров, но главное — разработать эффективную программу внедрения достижений дизайна в культуру производства и потребления в России.

В результате на предприятиях страны появились специальные художественно - конструкторские бюро, высшие учебные заведения начали готовить специалистов дизайнерского профиля, была создана единая система научно - проектных организаций во главе с ВНИИТЭ ( Всесоюзный научно - исследовательский институт технической эстетики ). Появились и начали реализовываться масштабные дизайн - программы совершенствования промышленной продукции в станкостроении и в сфере быта, нацеленные на комплексное формирование функционально и эстетически осмысленной среды. Этот опыт организации дизайнерской работы произвел большое впечатление на крупные корпорации и дизайнерские фирмы за рубежом, которые стали при бегать к долгосрочному дизайнпрог - раммированию в масштабных проектных разработках, вроде космических программ НАСА или комплексной организации среды района Дефанс в Париже.

Однако на рубеже XX — XXI веков в связи с кризисом промышленности и проектного дела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского дизайна резко оборвалась, в настоящее время отечественный дизайн находится на распутье. С одной стороны, появляется множество единичных заказов, связанных с частными предпринимательскими структурами ( фирменный стиль, графический дизайн, интерьеры, индустрия моды ), с другой — почти исчезла государственная поддержка крупномасштабных проектов.

Правда, в настоящее время наметилась тенденция активного возрождения дизайнерского дела в стране — на сцену выходят новые кадры художников - дизайнеров, подготовленные уже а в последние годы и умеющие работать в новых условиях. Они хорошо знают : фундаментальная истина «западного» сообщества — ценность накопления — для нас не абсолютна. Зато «принцип соответствия» — вещи, образа жизни, характера труда, реальным обстоятельствам — свойственен российскому менталитету в высшей степени.

Это во многом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прошлого века : умение неожиданно вписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданным появлением этих обстоятельств. И это же позволяет надеяться, что и нынешний поворот жизненных пертурбаций не обескуражит национальный дизайн. Тем более, что общая платформа нашей проектно - промышленной культуры — формирование прекрасного из реального — находится в русле принципиальных концепций мирового дизайнерского творчества.

Разумеется, у отечественного дизайна масса проблем, но главная из них отнюдь не пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или невольно заняты. России снова предстоит сделать идейно - эстетический рывок, создать собственную идеологию и практику отечественного дизайна новой «региональной» ветви глобального ствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.

 

Основные проблемы промышленного дизайна в России сегодня

 

*Начальный этап развития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международный экономический кризис;

*Оторванность системы гуманитарного высшего образования, к которой относится сегодня дизайн, от производства;

*Отсутствие высококвалифицированых специалистов;

*Неверная оценка роли промышленного дизайна в производстве, у руководства предприятий;

*Малая заинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве.

 

Перспективы развития промышленного дизайна в России:

 

*Выделение в отдельное направление «Дизайн», в классифкации специальностей высшего профобразования из группы «Культура и искусство»;

*Повышение уровня профессионального образования;

*Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики;

*Просветительская работа с промышленными предприятиям.

Помощью, по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких центров станет Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодыми специалистами в сфере промышленного дизайна.

 

 

III. Заключение

 

В процессе работы я пришла к таким выводам: основными тенденциями развития промышленного дизайна в наше время стали такие качества, как массовость, общедоступность, стремление к индивидуальности.

Данный реферат можно использовать для дальнейшей работы по профориентации.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Промышленный дизайн