Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 15:06, творческая работа
Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. был натюрморт. Франса Снейдерса называют «Ру¬бенсом натюрморта», «лавки» Снейдерса оставляют неизгладимое впечатление. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размеру в отличие от голландского.
В знаменитой картине «Фруктовая лавка», художник изобразил лавку, переполненную изобилием фруктов. В его картине грудами лежат на столах прекрасно написанные дары природы.
Прежде чем рассказать о работе Снейдерса «Фруктовая лавка» обратимся к описанию стиля барокко.
Основными чертами стиля барокко считают торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность. Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, игры фантазии и реальности, а самые характерные черты барокко: броская цветистость и динамичность. Интерьер эпохи барокко стали украшать портретами, подчеркивающими статус и престиж человека.
Яркий представитель барокко П.П.Рубенс, по моему мнению, очень точно определил суть стиля барокко:
Современный человек - это не древний грек; скульптору необходимо учесть упадок человеческого тела в современном обществе; древние много занимались физическими упражнениями, а теперь «большинство людей упражняет свои тела лишь в питье и обильной еде». Поэтому подражание античности согласно Рубенсу придает произведению искусства характер «надуманности» и приводит «лишь к искажению натуры». Таким образом, барокко восстает против антицизма и идеализации Ренессанса во имя «природы» — правдоподобия, естественности, во имя своеобразного барочного «реализма».
Наиболее характерной чертой для искусства барокко является сознание дисгармонии, понимание прекрасного как иллюзорного. Это - не естественное, нормальное состояние, а состояние случайное или декоративное, не происходящее из внутренней природы предмета либо иррациональной красоты целого, которой нельзя обнаружить в реальности. По отношению к естественному прекрасное выступает как начало необычайное, чудесное, незакономерное, неправильное, странное. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, воздействие на воображение и чувство зрителя драматическим напряжением, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. События трактуются в грандиозном плане, художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам.
Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы, это больше всего наблюдается во фламандском искусстве. Фламандское барокко ярко и выразительно проявило себя в декоративном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла), искусстве гравюры, но особенно — в живописи.
Рассмотрим картину фламандского художника Франса Снейдерса (1579—1657) «Фруктовая лавка».
Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. был натюрморт. Франса Снейдерса называют «Рубенсом натюрморта», «лавки» Снейдерса оставляют неизгладимое впечатление. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размеру в отличие от голландского.
В знаменитой картине «Фруктовая лавка», художник изобразил лавку, переполненную изобилием фруктов. В его картине грудами лежат на столах прекрасно написанные дары природы.
Художник располагает фрукты в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, показывая многообразие фактур и красок. Снейдерс умышленно располагает предметы таким образом, что они кажутся, словно перерезанными рамой, что заставляет зрителя мысленно продолжить композицию, создает ощущение безграничности пространства. Поражает знание и точность воспроизведения художником всех неисчерпаемых богатств природы.
В натюрмортах Снейдерса предметы больших размеров полностью охватывают живописное пространство. Связывает эти фрагменты друг с другом цвет, и он же придает композиции декоративное единство. Великолепная фруктовая лавка Франса Снейдерса насыщена цельными, яркими красками. Именно благодаря этим приемам декоративные произведения художника украшали залы, дворцы и замки королей и вельмож Фландрии.
Фруктовая лавка полна разнообразных плодов. Сложенные в корзины, они расставлены на полу и на столе. Рядом жанровый момент — хозяйка разговаривает с покупательницей, а маленькая обезьянка в это время опрокидывает корзину с персиками.
Глядя на натюрморт Снейдерса, иногда удивляешься, откуда в художнике появилась такая любовь к изобилию, порой граничащая с гурманством?
Не следует слишком доверять этой картине изобилия — реальный быт того времени был значительно более скромным. Перед зрителем воплощение духа старой доброй Фландрии, любви её народа к земным дарам и простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.
Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных.