Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:29, реферат
Ювелирное искусство (от нем. Juwel или голл. juweel — драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения) преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Часто в этих изделиях металлы выступают в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также стеклом, перламутром, костью. Ювелирное искусство подчеркивает красоту исходного материала и ориентируется на изысканность его обработки.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления»
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Факультет сервиса, технологий и дизайна
Кафедра «Технология и дизайн упаковочного
производства»
.
На тему: «Развитие ювелирного дела в России»
Исполнитель: студент _1139 ____ группы (очной, заочной) формы обучения
______________________________
Улан-Удэ, 2013
Содержание
Введение
1. История
Источники
Введение
Ювелирное искусство (от нем. Juwel или голл. juweel — драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения) преимущественно из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых других цветных металлов. Часто в этих изделиях металлы выступают в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также стеклом, перламутром, костью. Ювелирное искусство подчеркивает красоту исходного материала и ориентируется на изысканность его обработки.
В ювелирном искусстве
применяется различная техника
изготовления: ковка,литье, художественная чеканка и канфаренье (придание металлической
поверхности зернистости и матовости
при помощи чекана в виде тупого шила или
трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника,
при которой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань)
Ювелирное искусство
— один из самых древних и
История.
Отсчет этапов развития ювелирного дела
на территории России, по-видимому, начинается
с зарождения Киевской Руси (IХ-ХП вв.) и
Владимиро-Суздальского княжества (X-XII вв.). Центрами русского ювелирного творчества
в разное время были старинные русские
города Великий Устюг, Вологда, Кострома,
Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль,
Санкт-Петербург, Москва и многие другие.
Великий Устюг.
Расцвет ювелирного искусства в Великом
Устюге приходится на XVIII в. В то время широкое распространение
получили эмалевые изделия, стилизованные
орнаментом и серебряными накладными
украшениями, эмалевая посуда, а также
великолепные образцы сканного искусства:
коробочки, табакерки, ларцы, небольшие
кубки с ажурным орнаментом на гладком
золоченом фоне. Изготовлялись и личные
украшения, среди которых выделялись «женские
нашейные золотые и серебряные цепочки»,
но более всего Великий Устюг знаменит
своим черневым мастерством.
Вологда.
В искусстве вологодских мастеров серебряного
дела значительное место занимала чеканка.
Ее орнаментальные мотивы оригинальны
и разнообразны. Чеканка использовалась
при изготовлении окладов икон и иной
церковной утвари. В середине XIX в. вологодские ювелиры изготавливали
также первоклассные образцы сканных
изделий и тонкие черневые гравюры на
серебряном фоне. Это искусство современниками
оценивалось очень высоко.
Кострома.
В XVI в. там было немного серебряных дел мастеров,
но их изделия были известны далеко за
пределами города. В XVII в. в работах костромских ювелиров прослеживается
влияние новгородских и псковских мастеров.
Во второй половине XIX в. центром производства ювелирных изделий
становится село Красное, где в то время
работало около 2000 кустарей. Красносельские
изделия - небольшие штампованные образки,
кресты-нательники, дешевые броши, медальоны,
серьги, браслеты, цепи, мелкие серебряные
солонки, стаканчики, подстаканники и
т.п. - широко разошлись по всей России.
В настоящее время Кострома и Красное-на-Волге
по праву считаются одними из ведущих
центров российского ювелирного искусства.
Нижний Новгород в XVI-XVII вв. был известен своими чеканщиками.
Большинство из них работало в мастерских
при монастырях. В основном они производили
церковную утварь, среди которой особо
выделялись тяжеловесные чаши (потиры).
Были среди нижегородских серебряников
и искусные резчики.
Новгород на протяжении многих веков занимал
видное место в ювелирном искусстве древней
Руси. Стиль новгородских мастеров считался
лаконичным, сильным и выразительным.
Его характеризовали точность и четкость
рисунка, ясность форм и композиционных
построений. Ювелирное дело было настолько
широко поставлено, что там больше, чем
в других городах была развита узкая специализация
среди мастеров-ювелиров. В XVI-XVII вв. новгородские мастера владели всеми
приемами ручной обработки драгоценных
металлов и с большим мастерством украшали
свои изделия ручным тиснением (басмой),
чеканными и резными узорами и изображениями,
литыми деталями, сканью, эмалью и чернью.
Новгород стал родиной новой формы драгоценной
посуды - золотого и серебряного ковша.
Большой популярностью пользовались новгородские
корчики (небольшие с ручкой и на подставке
ковшики в виде лодочки) и чарки с пространными
надписями на венцах.
Новгородские мастера считались первоклассными
чеканщиками. Их чеканку отличали поразительная
четкость рисунка, которая придавала орнаменту
рельефность и вместе с тем легкость и
изящность. Широкое развитие получила
в Новгороде скань и эмаль. ВXVII в. сканный орнамент, расцвеченный эмалью,
часто обогащался вкраплением в эмаль
мелкой зерни, придававшей изделию неповторимый
блеск и мерцание.
Псков.
Искусство мастеров ювелирного дела было
во многом схоже с новгородским. Наибольшую
известность получили мастера, работавшие
в псковском Печерском монастыре. И посадские
(т.е. городские), и монастырские мастера
наибольших высот достигли в резьбе по
серебру. Лучшее из созданного ими - это
массивные, глубокие церковные блюда и
дискосы, на гладкую поверхность которых
наносились сложные многофигурные композиции.
Ярославль можно с полным правом считать одним
из самых выдающихся центров серебряного
дела на Руси XVII в. Памятники ярославского искусства
отличаются особой декоративностью и
богатством. Мастера в этом городе были
первоклассными чеканщиками и тонкими
резчиками по серебру. Они создавали не
только предметы церковной утвари, но
и разнообразные бытовые предметы, например,
чайники, кофейники, сахарницы, блюда,
соусницы, подносы и пр.
Петербург.
Следует отметить, что русское ювелирное
искусство на ранних этапах развивалось
своим путем, не испытывая заметного влияния
творчества мастеров-ювелиров других
стран. Только начиная с эпохи Петра I, в развитии русского ювелирного дела
стали использовать достижения европейских
мастеров. Начало было положено в Петербурге,
когда в северную столицу перевели золотых
и серебряных дел мастеров из Москвы и
других городов Российского государства,
а также пригласили ювелиров из стран
Западной Европы. Иностранцы имели свои
мастерские, многочисленных русских учеников
и подмастерьев. Поначалу и здесь основное
внимание уделялось созданию церковной
утвари, предметов культа, посуды и убранства
стола. Именно в тот период были изготовлены
уникальные сервизы, включавшие сотни
предметов, каждый из которых отличался
высоким художественным исполнением.
Первым заказчиком на такие сервизы был
сам Петр I. Создавались и отдельные предметы:
от богато инкрустированных братин (сосудов
для хранения и подачи питья) из золота,
серебра или камня до простой ложки или
ситечка для чая. Почти одновременно стали
изготавливать предметы убранства комнат,
письменного и туалетного стола, различные
дорожные приспособления и приборы.
В работах русских и иностранных мастеров
Петербурга использовались практически
все технологии того времени. Однако черневое
дело не получило такого широкого развития,
как в других северных городах России.
Зато в середине и во второй половине XVIII в. возросшая мода на миниатюрную живопись
способствовала развитию технологии эмалирования.
Живописные изображения на эмали помещали
в самых разнообразных бытовых предметах:
медальонах, кольцах, брошах, браслетах,
на табакерках, коробочках, шкатулках
и т.п.
Во времена правления Екатерины II в моду вошли изделия с бриллиантами:
серьги, пряжки для башмаков и поясов,
пуговицы, запонки, браслеты, банты, букеты
цветов, табакерки, гребни и т.д. Нередко
бриллианты использовались в сочетании
с цветными камнями.
В конце ХVII-начале XVIII вв. был утвержден ряд орденских знаков,
представлявших собой великолепные образцы
ювелирного искусства. К ним относятся
ордена Св. Андрея Первозванного, нагрудные
портреты Петра I, ордена Св. Александра Невского, Св.
Георгия, Св. Владимира. В XVIII столетии в Российской империи был введен
иностранный по происхождению орден Св.
Анны, вручаемый за особые заслуги перед
государством. Один из первых орденских
знаков Св. Анны был сделан из золота и
серебра и декорирован эмалью. Его украшали
4 великолепных изумруда и 130 бриллиантов.
При этом каждый орденский знак был неповторим,
отличаясь также количеством бриллиантов.
В высшей степени ювелирное искусство
петербургских мастеров проявилось при
создании царских регалий. В 1730 г. была
изготовлена корона императрицы Анны
Иоановны, в которой установили 2536 бриллиантов
и более 20 крупных драгоценных камней.
В 1762 г. выдающимся петербургским мастером
Иеремией Позье для коронации Екатерины II была создана Большая императорская
корона. Традиционная для российских монархов
по форме, она состоит из двух раскрывающихся
полушарий, увенчанных державой и византийским
крестом. Корона изготовлена из серебра
с бриллиантами и жемчугом. Бриллианты
образуют декор в виде лавровых листьв,
символизирующих власть и славу. Всего
в короне установлено 4936 бриллиантов массой
2858,00 карат и 75 крупных жемчужин. Позднее
в корону была дополнительно установлена
великолепная рубинового цвета шпинель
массой 398,72 карата и добавлен внутренний
золотой обруч.
В 1801 г. по эскизам французских придворных
ювелиров Жакоба и Жана Дювалей была выполнена
Малая императорская корона, предназначенная
для коронации императрицы Елизаветы,
жены царя Александра I. Покрытая бриллиантами, корона по праву
относится к шедеврам ювелирного искусства
и отличается точностью пропорций, изяществом
и особой изысканностью, а также высоким
мастерством исполнения.
В начале XIX в. петербургские ювелиры создали множество
уникальных украшений. Им принадлежит
заслуга в развитии русского «Ампира»,
в соответствии с канонами которого драгоценные
и полудрагоценные камни вставлялись
в крупные оправы, а потому изделия имели
тяжеловесный вид. Особенно этим отличались
изделия с алмазами и бриллиантами.
В первой половине XIX в. завершился период русского классицизма,
в котором нашли отражение идеалы красоты
и образы античной классики. Вычурные,
часто неправильной формы утварь и украшения XVIII в. сменились строгими и четкими формами,
приближающимися к правильным геометрическим
фигурам: прямоугольнику, кругу, овалу,
шару или цилиндру. Чрезмерно насыщенная
и причудливая орнаментация уступает
место обычному блеску ровной, гладкой
полированной поверхности с отдельными
украшениями, выполненными механической
штамповкой и, в редких случаях, чеканкой.
Ювелирные мастера Петербурга с успехом
применяли такие технологии, как чернь,
зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка,
резьба и позолота. Широко использовались
бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды.
Высоко ценились желтые и розовые топазы,
шпинели, аквамарины, кораллы. К любимым
камням относились карнеол и сердолик.
Оригинальное использование в качестве
исходного материала нефрита, родонита,
лазурита, змеевика, малахита, яшмы, агата
при создании ваз, шкатулок, столешниц
снискали всемирную славу русским мастерам,
многие достижения которых остаются непревзойденными
и по сей день. Успехи камнерезного дела
способствовали быстрому развитию такого
направления, как скульптура малых форм,
когда стали создаваться фигурки людей,
животных, птиц и цветов, а также объемные
жанровые сценки.
В целом, расцвет русского ювелирного
искусства дореволюционного периода приходится
на XIX в., когда в России и, прежде всего, в Петербурге
собрались всемирно признанные мастера
и основатели своих направлений в ювелирном
деле, когда стали создаваться необычные
для своего времени ювелирные мастерские
и фабрики. Среди петербургских ювелиров,
оставивших заметный след в мировой истории,
следует отметить следующих:
Фаберже Карл Густавович (1846-1920) сын и продолжатель
дела своего отца, организовавшего фирму
«Фаберже» в Петербурге в августе 1842 г.
Возглавил фирму в 1872 г. Поставщик Высочайшего
двора, оценщик Кабинета Его Императорского
Величества, придворный ювелир. Поставщик
короля шведского и норвежского. Фирма
Фаберже поставляла ювелирные изделия
почти всем императорским и королевским
домам Европы, Азии и Африки. Мануфактур-советник
и купец 1-й гильдии. Награжден многими
российскими орденами.
Фирма имела многочисленные награды на
выставках в Москве (1882 г.), Нижнем Новгороде
(1896 г.), Нюрнберге (1885 г.), Копенгагене (1888
г.), Стокгольме (1897 г) и на Всемирной выставке
в Париже (1900 г.). В мае 1916 г. фирма Фаберже
преобразована в Товарищество «К. Фаберже»
с громадным по тем временам основным
капиталом в 3 млн. рублей. В начале XX в. численность рабочих превышала 600 человек.
В обучении на предприятии постоянно находились
не менее 30 учеников.
Бирмбаум Франц Петрович, главный мастер
фирмы Фаберже, художник-композитор и
миниатюрист. На протяжении многих лет
был правой рукой великого Фаберже. Именно
он сказал, что «стиль русской национальной
ювелирной школы второй половины ХIХ-начала XX вв. не создан одним человеком, имя которому
К. Фаберже. Тот дал только название стилю.
Этот стиль вырабатывался в результате
совместного творчества ювелиров и художников,
проникнутых русским творческим духом
и современной культурой». Заслуги Бирмбаума
были отмечены многими наградами. Зуев
Василий Иванович - художник-миниатюрист
фирмы Фаберже. Выполнил подавляющую часть
миниатюрных портретов императорской
фамилии для Кабинета Его Величества и
фирмы Фаберже. Носил неофициальное звание
придворного миниатюриста.
Братья Грачевы - Михаил, Алексей, Григорий,
Симеон, Петр и Иван - поставщики Высочайшего
двора, обладатели множества наград и
призов на международных выставках. Пользовались
заслуженным авторитетом и большой популярностью.
Иванов Александр Дементъевич. По богатству
используемых в работах драгоценных камней
считался первым ювелиром в Петербурге
Кейбель Иоганн-Вильгельм, Кеммерер Генрих
Вильгельм, Кордес Александр создали множество
орденских знаков с бриллиантами и другими
драгоценными камнями.
Среди других, не менее известных петербургских
ювелиров, признанных мастеров своего
времени, имевших мировую известность
и награжденных высочайшими профессиональными
званиями и многими наградами российских
и международных выставок, следует назвать
таких как: Болин Карл Эдуард, Болин Генрих-Конрад
(Андрей), Болин Вильгельм (Василий Андреевич);
Буре Павел (Павел-Леопольд Павлович);
Верфель Карл Федорович; Денисов-Уральский
Алексей Козьмич, Перхин Ми-хаил Евлампиевич).
Здесь названа только небольшая часть
известнейших ювелиров, являвшихся руководителями
и владельцами знаменитых фирм.
Сегодня Санкт-Петербург продолжает оставаться
одним из ведущих российских центров ювелирного
искусства. В городе работают десятки
ювелирных предприятий, которые выпускают
широкий ассортимент ювелирных украшений,
отличающихся высоким качеством исполнения
и конкурентными ценами. Большинство предприятий
города специализируется на производстве
носимых ювелирных украшений из драгоценных
металлов с драгоценными и иными ювелирными
камнями. Изготавливаются изделия любых
фасонов и различной степени сложности,
современного и классического дизайна.
Некоторые создают изделия декоративно-прикладного
характера, камнерезной пластики, относящиеся
к скульптурам малых форм. Многие предприятия
выпускают продукцию, ориентированную
на покупателей, желающих приобрести эксклюзивные
украшения с крупными бриллиантами, сапфирами,
изумрудами и жемчугом. Выполняются индивидуальные
заказы населения по изготовлению фамильных
драгоценностей, отличающихся изысканным
дизайном, подбором уникальных камней,
высоким мастерством исполнения и неповторимостью.
Большой ассортимент изделий рассчитан
на среднего покупателя, который предпочитает
легковесные украшения, украшения с мелкими
камнями или ювелирную бижутерию.
Предприятия, завоевавшие авторитет своей
продукцией, выполняют заказы Правительства
города и местной администрации. Например,
разработаны и изготовлены Знаки Почетного
гражданина Санкт-Петербурга, которые
были вручены академикам С. Лихачеву, Ж.
Алферову, актрисе А. Фрейндлих и другим.
Москва как центр ювелирного искусства
получила известность намного раньше,
чем Петербург. Став столицей самостоятельного
княжества в XIII в., она уже в первой половине XIV в. начала строить собственную крепость,
названную Кремлем, который к концуXV в. принял нынешний облик. Первое упоминание
о кремлевских сокровищах относится к
1476-1478 гг., когда в Москву из завоеванного
Новгорода было доставлено 300 возов жемчуга,
золота, серебра и драгоценных камней.
Спустя несколько лет на территории Кремля
был построен Казенный двор для хранения
государственной казны.
В пополнении казны большая заслуга принадлежит
великому князю Ивану III (1440-1505), который, располагая значительными
денежными средствами, скупал ювелирные
изделия московских мастеров, а также
в странах Запада и Востока. К концу XV в. на службе у князя состояла целая армия
искусных мастеров, которые чеканили изображения
высокого рельефа, применяли эмаль, чернь,
использовали резьбу, литье, басму и скань.
В первой половине XVI в. в Кремле открылись различные мастерские,
в том числе Оружейная, Золотая и Серебряная
палаты. В Оружейной палате вначале делали
только доспехи и оружие, но затем в ее
составе появились ювелиры и иконописцы.
Туда были приглашены мастера из разных
городов Русского государства, а также
Германии, Польши и Богемии.
В XVII в. мастера Золотой и Серебряной палат
уже делились по узким специальностям.
Над сложными изделиями обычно трудились
несколько человек во главе с мастером-наставником.
В первой половине XVIII в. в Москве наблюдается некоторый упадок
золотого и серебряного дела, и главный
российский центр ювелирного искусства
надолго перемещается в Петербург. Туда
же переводятся лучшие ювелиры из Москвы.
Город стал испытывать финансовые трудности,
но тем не менее, ювелирное дело в Москве
не заглохло. Именно московские эмальеры
внедрили новый технологический прием,
ранее не применявшийся в русском ювелирном
деле, - многоцветную, прозрачную «оконную»
эмаль, которая подобно витражу прозрачна
на просвет. Еще более заметным был прогресс
в технике литья и чеканки.
Среди московских мастеров, вошедших в
историю ювелирного искусства, известны:
Хлебников Иван Петрович, основатель фирмы
(1842 г.), а затем товарищества «Хлебников
И.П., сыновья и К0» (1888 г.). Московский
1-й гильдии купец. В 1914 г. фабрика насчитывала
до 250 рабочих. Поставщик Высочайшего двора
с 1881 г. Фирма имела множество наград на
российских и зарубежных выставках. Отмечена
высшей наградой - «Государственным Гербом»
- за выставку 1882 г. в Москве.
Сазиковы - Игнатий Павлович (1793-1868), Валентин
Игнатьевич (1830-1877), Павел Игнатьевич (1815-1856).
Московско-петербургская ювелирная фирма
Сазиковых прославилась изготовлением
уникальных серебряных украшений, столовых
предметов и церковной утвари. Фирма -
придворный фабрикант серебряных изделий.
Получила множество наград на различных
выставках, в том числе и «Государственный
герб» на московской выставке 1882 г. Фирма
имела мировое признание и заказы из-за
границы.
Губкин Иван Семенович. Придворный поставщик,
основатель фабрики серебряных изделий.
Имел клеймо с «Государственным гербом».
Дело продолжали сыновья. Фабрика насчитывала
88 рабочих, годовой оборот достигал 500
тыс. рублей. Изделия фабрики, в основном
церковная утварь и столовая посуда, экспонировались
на многих выставках.
Овчинников Павел Акимович, серебряных
дел мастер, основатель известной фирмы.
Поставщик двора наследника цесаревича
Александра Александровича.
В дореволюционной России серьезно подходили
к подготовке будущих серебряных и золотых
дел мастеров. Она велась в основном в
частных школах при фабриках известных
ювелиров или предпринимателей. Одним
из первых художественную школу открыл
московский фабрикант П.А. Овчинников.
В ней обучалось до 130 учеников; срок обучения
устанавливался от 5 до 6 лет, в течение
которых преподавались общеобразовательные
и специальные предметы в объеме, необходимом
для «технического и прикладного искусства
в применении к серебряных и золотых дел
мастерству».
Другая школа была открыта в Москве при
фабрике А.М. Постникова с курсом обучения,
рассчитанным на 6 лет. В ней обучалось
47 учеников. Специальная художественная
школа на 75 учеников существовала при
фабрике И.П. Хлебникова. Некоторые фирмы
ограничивались созданием «рисовальных»
классов и готовили, говоря современным
языком, художников-дизайнеров ювелирных
украшений и бытовых изделий. Следует
вспомнить и петербургскую художественную
школу при обществе поощрения художников.
В ее мастерских велись практические работы
с золотом и серебром.
В 1897 г. в Москве была открыта «первая практическая
школа золотого и серебряного дела» А.В.
Лобанова «для образования мастеров, хорошо
развитых и технически, и художественно».
В течение 5 лет там изучали все ремесла,
относящиеся к серебряному и золотому
делу. По окончании школы ученики получали
свидетельство, дававшее им право быть
подмастерьем серебряного и золотого
мастерства. Мастерами они становились
позже.
После революции 1917 г. развитие ювелирной
отрасли в России сильно затормозилось,
но не остановилось. Хотя Фаберже уехал
из России, но ювелирных дел мастера остались.
Они организовали артель, которая выросла
с годами в Московскую ювелирную фабрику.
Располагалась она на Пушечной улице,
а в 1970 г. переехала на новое место и стала
называться Московским экспериментальным
ювелирным заводом. Здесь работали исключительно
с золотом и драгоценными камнями, создавая
опытные образцы и модели, на базе которых
затем выпускались серийные изделия. На
заводе сложилась своя школа и традиции.
Выходившие отсюда ювелирные изделия
демонстрировались на международных выставках
и конкурсах, получали призы и награды.
Работали и другие предприятия и мастерские,
снабжавшие немногочисленные ювелирные
магазины.
В октябре 1947 г. был создан ГлавЮвелирторг,
но первая специализированная выставка
состоялась только в 1958 г.. Как самостоятельная
ювелирная отрасль в Советском Союзе сформировалась
только в 1966 г. [28]. За два десятилетия до
начала Перестройки были созданы техническая
база и коллективы профессиональных мастеров,
налажено производство как уникальных,
так и серийных изделий, что в немалой
степени способствовало дальнейшему развитию
ювелирного искусства. Большим спросом
пользовались изделия заводов Москвы,
Ленинграда, Костромы, Свердловска, Бронниц,
Перми, Калининграда и других городов.
Так продолжалось до распада СССР, когда
практически вся коллекция, которая создавалась
на Московском экспериментальном ювелирном
заводе в течение двадцати лет, была вывезена
за границу. Всего несколько изделий купила
Оружейная палата. Стала снижаться отдача
ювелирной промышленности. Как отмечала
«Гильдия ювелиров России», объем производства
ювелирных изделий в России в 1998 г. сократился
по сравнению с 1990 г. в три раза. Сегодня
спад производства постепенно компенсируется
вновь образованными на базе бывших государственных
заводов акционерными обществами и частными
предприятиями. По состоянию на 1999 г. в
России насчитывалось около 500 ювелирных
заводов. Количество предприятий продолжает
расти и параллельно действуют свыше 400
небольших частных фирм.
В настоящее время основным центром ювелирного
производства, где размещено большинство
российских ювелирных предприятий, является
Москва.
Наряду с Москвой одним из ведущих центров
ювелирного дела является Санкт-Петербург.
В двух этих городах сосредоточена основная
часть ювелирного производства. Однако
отрасль активно развивается и в других
регионах России: городах центральной
России, Калининграде, Ростове-на-Дону,
Махачкале, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске,
Красноярске, Омске, Томске, Якутске, Хабаровске
и др.
Источники