Развитие туризма / повторная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:18, реферат

Описание работы

туризм в греции и его характеристика

Файлы: 1 файл

психология (2).docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

.

 

 

2.1. Понятие пола. Гендерные аспекты в жизни человечества

 

Понятийную основу курса "Гендерологии и феминологии" составляют категории, наиболее полно отражающие его содержание. Категории отражают социально-политическое, социально-культурное и социально-экономическое содержание, представляют собой необходимые знаниевые явления в научном познавательном процессе. К таковым в данной дисциплине в первую очередь относятся категории биархат, гендер, гендерные исследования, эмансипация пола, пол, дискриминация по признаку пола, быт, женский вопрос, сексизм, женское движение, общество, эгалитарная теория. Проблема пола затрагивает, в этой связи, многие сферы: медицинскую, нравственную, образовательную и другие. Знание теории пола позволяет на научной основе формировать гуманистические отношения между представителями разных полов, преодолевать пренебрежительное отношение к женщине, способствует развитию гармонической личности и общежития представителей полов.

Гендерное отношение необходимо человеческое, резко отличается от связей между полами в мире животных, доразумных форм живого. В мире людей биологическое уступает социальному как вторичное первооснове. Полнокровная жизнь людей необходимо духовная, что отражается в половых ролях представителей полов в культуре, семье, обществе. Доброразумное продвижение к биархату укрепляет мировоззренческие начала и позицию гуманизма в отношениях между полами, необходимо осваивается в социуме равенство полов, свободно совершенствуются половые роли в сотрудничестве, взаимодополняемости и различии.

Социальность как условие необратимости человеческого в живой природе и роль семьи (о влиянии женщин на успехи эволюции пишут ученые уже несколько столетий) является основным исторически сложившимся основанием для активизации гендерных ресурсов свободного общества. Гендерные отношения позволяют активизировать гендерные ресурсы, их знание может обеспечить более адекватное освобождение полов в современном обществе, которое строится как свободное. Биопсихологические особенности женщин и мужчин сразу становятся объектом подобного изучения. Проблема закономерностей гендерологии и феминологии указывает на важность политики, экономики и культуры и в них социально выработанных явлений для ее решения гендерных проблем. В литературе же преимущественное внимание уделяется биологии и психологии.

Общая закономерность живого вещества планеты эволюционировать в сообществах ведет к образованию  новых видов и более прогрессивных  форм (макроэволюция). Биологический  аспект эволюции человека, вместе с  тем, указывает на необходимость  контроля и защиты телесной целостности  человечества: еще изменение частот генов в популяциях под действием  различных факторов эволюции (отбора, дрейфа генов, миграций), не исключает  возможности движения и к непрогрессивным  формам.

Видимо успех генной инженерии  актуализируют проблему возникновения  новых представителей рода Homo sapiens. Уже сейчас следует обратиться к социальным формам поддержания Homo sapiens в деле защиты телесности современного человечества. Проблема пола необходимая, от нее невозможно отвернуться или игнорировать. Человечество невозможно без существования полов.

Гендерное подлежит оценке и может быть оценено: половое различие в обществе общеизвестно. Гендер и есть пол в общественном его измерении, а не только в сексуальном, единство биологических и социальных особенностей человеческого существования. В этом плане отчетливо прослеживается развитие женской и мужской общностей.

Споры вызывает вопрос о необходимости  использования терминологии "гендер", "биархат" и др. Биархат является практикой современной цивилизованной науки. Философский словарь предлагает несколько объяснений понятия "гендер". Гендер (англ. gender - род) есть понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека и это обобщающее определение.

Еще одно определение - гендер есть социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе и в данное время. Или еще одно: гендер является социальной конструкцией системы социо-полоролевых отношений.

Разночтения в данных определениях понятий возникают из-за разных задач, предлагаемых для решения различными специалистами. Поэтому обобщающее определение устраивает изучающих  социум женщин и мужчин и используется в феминологии, шире, гендерологии. Словарь гендерных терминов уточняет понятие, используя выработанные в зарубежной и отечественной социологии определения гендерных явлений. Суть их сводится к тому, что не пол, а гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия женщин и мужчин.

Пол, нация и класс - основные понятия, охватывающие особенности  жизни человечества в прошлом  и современности. И если биология человека является основанием изучения родового в природном происхождении  человека, то для социальной теории пола в гендерологии и феминологии существенным является изучение социобиологического развития людей. Эти исследования есть междисциплинарная исследовательская практика, использующая познавательные возможности теории социального пола для анализа общественных явлений и их изменений.

Гендерные исследования востребованы официальными властями в США и Западной Европе. Они используются для гендерной экспертизы местными, федеральными властями в вопросах законодательства, активности общественных деятелей. Их растущее влияние имеет здравую основу: знание об отношениях и общественном развитии полов не понаслышке, а в научном ключе, позволяющее эффективно решать общественные проблемы пола, экономить время и средства социальных и других служб.

Что есть пол? В социально  рациональной трактовке общественного  существования пол - это совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство биологического и  социального в нем. Социальная наука  призвана выяснить биологические и  социальные механизмы женского и  мужского поведения. Закономерности изучения жизнедеятельности полов в обществе и история статуса женщин и  мужчин опирается на научные знания, выработанные междисциплинарной теорией, социологически, психологически или  еще каким - то социально-научным  путем осваивающей единство биологического и социального в полах. Важным основанием исследования пола в социальной теории пола становится представление  о социальной конструкции пола (гендер) как элементе культуры и системы социальной стратификации.

Широкие реализации пола делают социальную теорию пола плюралистической. Гендерные исследования о постановке вопроса о роли и переплетении психологических и социальных фактов взаимосвязей и взаимоотношений полов, изучения взаимоотношения "пол - экономика - политика", проблематика, связанная с "женским вопросом", становятся влиятельными в научном изучении пола.

Отечественные ученые предполагают необходимыми гендерные научные исследования 1) половых различий в познавательных способностях 2) изучение биологических и генетических, гормональных и нейрофизиологических компонентов этих различий 3) описание социально-психологических механизмов, связанных с усвоением социальных ролей и влиянием на выбор деятельности представителей разных полов. Наряду с изучением познавательной деятельности представителей полов предлагается углубленное изучение предметно-практической деятельности полов в обществе.

Изучение социальной теории пола полезно для многих дисциплин. Ее знание помогает сформулировать и  ориентировать методологию гендерологии и феминологии, ее понятийную основу, важные способы организации управления понятиями. Все многообразие теорий, объясняющих различие и неравенство полов, подразделяется на биогенетические и биокультурные. Большинство этих теорий приходит к выводам о том, что наибольшая власть и престиж в обществе принадлежат людям, контролирующим распределение материальных ценностей (Хубер). Гендерные проблемы относятся к типу всеобщих, они касаются всех живущих людей, затрагивают аспекты жизнедеятельности полов на период с новорожденности в течении всей последующей жизни. Изучение нашей дисциплины позволяет раскрывать содержание мешающих решению гендерных вопросов явлений общественной и индивидуальной жизни, развитию категорий самой науки. Для примера сошлемся на международные организации, пропагандирующие изучение гендерных вопросов. Например, под руководством ЮНЕСКО в современном обществознании изучается сексизм. Сексизм как явление, препятствующее повышению роли женщин в современном мире, разделяющее общество по признаку пола, переоценивающее роль мужчин или, напротив, женщин, может быть адекватно преодолен. Очень распространенная форма сексизма - мужской "шовинизм". Значение феминологических знаний состоит в особенности в том, что они позволяют преодолеть укоренившиеся формы и идеологию сексизма как мужского шовинизма, обветшалых представлений о мужском превосходстве в важнейших сферах жизнедеятельности.

Значительную помощь в  распространении и освоении понятий  гендерологии и феминологии оказывает феминизм и женское движение за уравнение в правах женщин и мужчин. Феминизм требует изменения общественных норм и законов, дискриминирующих женщин, членов семей в сфере избирательных прав, доступа к занятости, образованию, здравоохранению. Опора на лучшие образцы демократического решения женских проблем в цивилизованном сообществе, их изучение и пропаганда представляют важное преимущество гендерологии и феминологии.

В научном плане наиболее существенным в решении социальных проблем пола продолжает оставаться феминизм. Феминизм как политическая теория организовывает борьбу женщин за освобождение, а изучение равенства  как основного принципа взаимоотношений  в обществе включают в научное  изучение целый арсенал понятий  и категорий. Это и идеологически  и междисциплинарно ориентируемые понятия и категории, среди которых особо следует отметить понятия "эмансипация женщин", "эгалитаризм", "феминность", "социум", "социальный прогресс", "цивилизация", "равенство" и другие.

Социальная наука призвана выяснить биологические и социальные механизмы женского и мужского поведения, важные для коллективной и индивидуальной жизни полов. Закономерности изучения жизнедеятельности полов в обществе и история статуса женщин опирается  на научные знания, выработанные междисциплинарной  теорией, что позволяет упрочить положение науки в мировоззренческой  перспективе, сделать социально-ценностный компонент социальной науки более  основательным и в междисциплинарной  перспективе в гуманитарном знании.

Гендер как понятие иногда используется в социальных науках со второй половины ХХ века для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер - социальная организация половых особенностей. Это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу. В социологии гендер - это социальная конструкция система социо-полоролевых отношений. В культуре общества и личности именно гендер, а не секс обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия женщин и мужчин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Это своеобразный итог социализации человека, а не его биологического развития.

Активно прорабатываемые  идеи половых особенностей биологического и общественного развития привлекли  к себе внимание, в первую очередь, социологов и психологов. Психология половых ролей особенно настойчиво предлагается: половые роли формируются  в течение всей жизни человека. Половая роль осваивается осознанием значения пола, когда человек обнаруживает собственную принадлежность к тому или иному полу. Гендер здесь отражает идеи о поведении, которое ожидают от представителей женского или мужского пола различных возрастов, профессионального статуса, этнической принадлежности, религий и культур.

Половые роли есть часть освоенной  культуры, результат социализации личности, ее воспитания. Диалектика гендерных начал требует учитывать женский принцип и мужской принцип в истории, особенности материального и духовного развития женщин и мужчин. Так, женщина с детства обучается, последовательно и намеренно, роли домохозяйки поскольку такова половая ориентация женского пола в жизни человечества, образе жизни женского пола. Мальчики с детства подготавливаются к роли воинов, увлеченно играют с машинами, оружием и т.п. Через игры, игровые структуры, одежду девочка или мальчик начинают ощущать, идентифицировать по аналогии с существующими порядками, с женским или мужским сообществом. Семья, культура, религия и другие общественные институты играют значительную роль в превращении девочки или мальчика в социальные существа, по-разному приспосабливающиеся к реальностям и нормам жизни. Существенны здесь необходимые неодинаковость и дополняемость на основе биологических и социальных характеристик. Неодинаковость прослеживается в социальном, связанном с биологическим развитием людей. Это подтверждается существованием мужского и женского принципа в истории.

Эволюция человеческого  рода в современную эпоху связана  не с биологическим, а с социальным фактором изменений. Именно общественные институты и новации источник новых, более комфортных условий  жизни полов, как более сильного физически, так и менее сильного. Социальный фактор способен и уравнивать, и расслаивать гендер. О факте подобной диалектики говорит существование мужского и женского принципа в истории людей. Мужской и женский принцип в истории есть следствие и причина неодинаковости полов в жизни общества в целом, половых общностей в частности, и, конкретно, индивидуумов.

Мужской принцип в истории  людей характеризуется как революционный. Для мужской психологии характерно стремление к самостоятельному поведению, а коренным проявлением мужского начала является мужественность, твердость  в достижении поставленных целей. Для  мужского начала характерно наличие  психофизической силы, тогда как  для женщины - высокая степень  адаптации, охранительное начало, ориентация на воспитуемость.

 

Женский принцип в истории - это эволюционный, постепенного изменения  существующего положения вещей, накопительный. Женщина стремится  минимально изменить сложившееся положение  вещей, максимально обращая внимание на себя, собственную семью, детей, окружающую обстановку. Социокультурное развитие женского населения имеет свою специфику и идеалы, представления о красоте нежности, чувствительности в семейной, индивидуальной и общественной жизни. Женщина-мать - особый гендерный аспект развития общества и семьи. Женщина-мать отличается лучшими качествами: сердечность и теплота, эмоциональное влияние, душевная мягкость и чуткость. От матери дети получают ласку, доброту, нежность, чуткость к людям, а от мужчин мужество, силу воли, умение побеждать. Сочетание этих качеств в индивидуальном и коллективном развитии представителя того или иного пола формирует полноценную личность.

Информация о работе Развитие туризма / повторная работа