Развитие творчества дошкольников в конструировании из «художественного мусора»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие художественного творчества ……………………………………….5
Особенности художественного творчества дошкольников ………………...6
Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста ……………………………………………………………8
Детское творчество и детское конструирование …………………………...10
Заключение ………………………………………………………………………16
Список использованной литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Художественное развитие ДДВ.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Конструирование из художественного мусора может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним. Какие материалы можно отнести к художественному мусору? Те, которые потеряли свою ценность в быту, но способные разбудить фантазию ребенка и найти новое примение в его поделках. Это всевозможные баночки от шампуня, кремов, цветные целлофановые пакеты, коробочки, отличающиеся размерами и материалом, и даже стружка подточенных цветных карандашей может стать художественным мусором, который с фантазией можно использовать в оформлении поделок. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка. Поделками из художественного мусора можно красочно оформить участок детского сада или детскую площадку, изготовить выносной материал и т.п., что принесет детям большое удовлетворение.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом — бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Источником замысла  детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым  содержанием, способами и приемами у детей возникает способность  к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования. При этом особенно важным является умение оперировать образами в пространстве как с целью изменения пространственного положения целостного образа (вращение, перемещение в пространстве), так и с целью преобразования структуры образа (перегруппировка его составных частей, деталей и т.п.). Такое овладение пространственным мышлением значительно расширяет возможности детей в разных видах творческого конструирования.

«Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию  значительное место в работе с  детьми всех возрастных групп, т. к. оно  обладает чрезвычайно широкими возможностями  для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

По своему характеру  конструирование более всего  сходно с изобразительной деятельностью  и игрой – в нем также  отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей  служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых, в которой решаются конструктивные задачи. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А.С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

В зависимости от того, из какого материала дети создают  свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона;

конструирование из художественного  мусора (коробок, катушек, флаконов и  других материалов;

конструирование из природного материала.

Перечень различных  видов конструирования в детском  саду показывает, что каждый из них  имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т.д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Сооружая коллективные постройки (зоопарк, улица, детский  сад), дети учатся работать сообща, объединять свои постройки в соответствии с  единым замыслом. Детей учат изготовлению поделок из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений. При изготовлении игрушек-самоделок из художественного мусора – катушек, проволоки в цветной обмотке, поролона, пенапласта, флаконов, пакетов и т.п. – дети знакомятся со свойствами этих материалов и учатся использовать его в соответствии с задуманной конструкцией.

Они совершенствуются также  в планировании своей деятельности, в умении работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

Для того чтобы дети могли  создавать собственные конструктивные замыслы, их необходимо учить рассказывать о своих будущих постройках: что, из каких деталей и как они будут строить. При анализе этих построек важно показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов. Большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Дети 6-7 лет конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу.

Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Конечно, хорошие игрушки необходимо сохранить, а менее удачные исправить, усовершенствовать.

Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполнение работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек.

 

 

Заключение

Перспектива не только созерцать  созданное взрослым, но и создавать  самому предметы, игрушки, вещи очень  привлекательна для ребенка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.

Психолог А.В.Запорожец  писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и качествах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Многое умеющий дошкольник уверенно чувствует себя среди сверстников, он может занять себя не только играми, но и поделками. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность.

В играх и занятиях конструированием дети приобретаю определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей «Программы воспитания в детском саду». На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организационной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки кораблики и т.д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей  в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.

При обучении детей конструированию  развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий, в точном словесном указании направления.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного  воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие  важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.

В процессе конструирования  из художественного мусора ребенок  осваивает некоторые ручные и  орудийные действия с материалом, овладевает определенными трудовыми  процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат, максимально проявляет самостоятельность и творчество.

В нашем городе проводится конкурс «Мисс экология», на котором  дошкольные учреждения демонстрируют  свои творческие находки при работе с художественным мусором, представляя на суд строгого компетентного жюри и зрителей целые костюмы! Это настоящий праздник торжества красоты и бережного отношения к природе, который прививает детям чувство красоты и гармонии. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, неспособен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.

 

 

Список использованной литературы

  1. Артемьева, Т.И. Проблема способностей: личностный аспект [Текст] / Т.И. Артемьева. - М. : Психология, 2008. – 89с.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2009. – 145с.
  3. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин. - М. : Владос, 2008. – 88с.
  4. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М. : Академия, 2009. – 98с.
  5. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А. Н. Давидчук. – М. : 2006. – 212с.
  6. Даринская, В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей [Текст] / В.М. Даринская. – М. : Академия, 2010. – 65с.
  7. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. – М. : Академия, 2008. – 183с.
  8. Казакова, Т.Г. Изодеятельность дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. – М. : Педагогика, 2009. – 134с.
  9. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Т.Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2005. – 98с.
  10. Комарова, Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Дошкольное воспитание, – 2008. – 48с.
  11. Комарова, Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Педагогика, 2007. – 178с.
  12. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст] / Т.С. Комарова. – М. :  2007. – 97с.
  13. Маркова, Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима [Текст] / М. : Дошкольное воспитание. – 2006. – 65с.
  14. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов – М. : Владос, 2008. – 345с.
  15. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О.А. Соломенникова. – М. : Академия,2006. – 68с.
  16. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н. М. Сокольникова. - Обнинск. : Титул, 2006. – 113с.

Информация о работе Развитие творчества дошкольников в конструировании из «художественного мусора»