МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ
Театрально-режиссерский факультет
Кафедра режиссуры и актерского
мастерства
История театра
Реалистические тенденции в
драме и театре в первой половине XIX в.
(на примере русского театра).
Курсовая работа
Исполнитель: Гладышева Валерия
Алексеевна
студент группы № 10502
(заочная форма обучения)
Научный руководитель: кандидат
философских наук,
профессор, Петрова Л. М
Москва 2013 год
Сожержание
1.Введение
2. Истоки реализма в русской драме начала
19 века
3.
Утверждение реализма в русском театре
4. М.С. Щепкин как основоположник
реализма в русском сценическом
искусстве и развитие русского театра
в первой половине 19 века.
5.
Ведущие принципы реализма как отображение
духовного прогресса общества первой
половины 19 века.
6. Заключение
7. Список литературы
- Введение
Я выбрала тему курсовой
работы «Реалистические тенденции
в драме и театре в первой половине XIX в.(на
примере русского театра), потому что мне
наиболее близки именно принципы реалистического
театра, благодаря раскрытию этой темы,
возможно будет открыть их истоки, к тому
же она способствует осознанию важности
такого феномена духовной культуры, как
русский театр девятнадцатого столетия,
которому в современном обществе отводится
второстепенная роль в общественной жизни.
Через театральное искусство возможно
очень четко проследить формирование
системы духовной жизни общества. Искусство
отражение жизни в художественных образах.
Малообразованность, невежество, отсутствие
у человека соответствующих знаний и духовных
регуляторов проявляется сегодня повсеместно
в разнообразных формах: в недооценке
интеллекта, опыта, знаний, культуры, творчества.
«Жизнь богаче всех фантазий художника,
истинный художник ничего не выдумывает,
а стремится разобраться в сложных хитросплетениях
реальности» А.Н. Островский.
- Истоки реализма в русской драме начала 19 века
В начале XIX века Россия перенесла
тяжелейшее испытание, выпавшее на ее
долю – Отечественную войну 1812 года. Освобождая
европейские страны от вторжения наполеоновской
армии, русские офицеры могли воочию убедиться
в том, что самодержавный строй непрочен
во всей Европе. Развенчав миф о непобедимости
Наполеона и незыблемости императорской
власти, русская армия готовилась свергнуть
самодержавие на своей родине. В то же
время государственная политика императора
Александра I ужесточилась и стала еще
более реакционной.
В русском обществе произошло
расслоение, что существенно повлияло
на состав публики, приходящей на спектакли.
Усилилась тенденция к разделению театра
на благородный и народный. В репертуаре,
наряду с историко-патриотической драмой,
присутствовали сатирические комедии,
высмеивающие преклонение перед всем
иностранным. Постепенно все большую популярность
завоевывали пьесы западноевропейских
авторов: У. Шекспира и И. Ф. Шиллера. Но
к началу XIX века русское театральное искусство
уже имело собственную национальную драматургию
и актерскую школу, которые были очень
тесно связаны с народом и с революционной
демократической мыслью.
Одновременно в комедии и драме
продолжалось развитие реалистических
тенденций, ограниченное, однако, узкими
возможностями водевиля (А. А. Шаховской,
Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовой,
консервативной по духу пьесы (М. Н. Загоскин).
Стремление актеров к жизненной правде
опиралось как на искренность переживания,
простоту, естественность (молодой М. С.
Щепкин), так и на искусство внешнего перевоплощения,
копировки отдельных ярких типов (И. И.
Сосницкий, Е. И. Гусева и др.).
Основоположник
русского реализма - гениальный А.С.Пушкин
(1799-1837). Именно с его творчеством связано
начало золотого века в литературе. Пушкин
являлся родоначальником новой литературы.
Откликнувшись на вопросы, волновавшие
общества и отразив русскую действительность
в непревзойденных художественных образах.
Он
первым пришел к выводу, что истинная народность
- это не описание русского сарафана, а
жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях
людей, личности и общества. А.С. Пушкин
обратился к сокровенному народному творчеству
и проникся глубоким пониманием души,
психики и характера русского человека.
Его гений трезво оценил прошлое российской
истории, ее настоящее и предугадал некоторые
страницы будущего России.
Демократическое направление
в искусстве противостояло дворянскому
направлению, стоявшему на позициях преклонения
перед буржуазной культурой Запада; оно
утверждало реализм в театре, музыке и
в изобразительном искусстве. Демократическое
и реалистическое течение утверждалось
в борьбе с официальным направлением,
культивировавшимся дворянством, дворцовыми
кругами и царизмом.
На почве всех этих противоречий
и переплетения общественных явлений
и художественного творчества в России
сложилась эстетика романтизма, были заложены
основы художественного направления XIX
века – критического реализма. Революционный
романтизм прежде всего связан с деятельностью
декабристов и театром «Зеленая лампа».
Декабристы, будучи патриотами,
даже объявив непримиримую войну самодержавию,
придавали большое значение литературе
и театру. Они пропагандировали самобытное
народное искусство, содержащее в себе
прогрессивные идеи. Для привлечения в
свои ряды единомышленников декабристы
создали нелегальное творческое объединение,
названное «Зеленая лампа». На его заседаниях
довольно часто присутствовал А. С. Пушкин.
На своих собраниях «зеленоламповцы»
обсуждали новые драматические произведения,
горячо приветствуя те, в которых звучал
протест против тирании и тема самопожертвования
и подвига ради Отечества. В героическом
прошлом декабристы искали образы, которые
смогли бы вдохновить новое поколение
на борьбу за освобождение России от царского
произвола. Особое внимание они уделяли
тематике, связанной с историей вольных
городов – Новгорода и Пскова.
Из театральных жанров участники «Зеленой
лампы» предпочитали трагедию. Трагедия
«Вельзен, или Освобожденная Голландия»
(1808), написанная русским поэтом Ф. Н. Глинкой,
отражает именно тот пафос борьбы с самодержавием,
на который делали упор декабристы. Национальная
комедия в их понимании должна острой
сатирой обличать уродливые стороны общественной
жизни и утверждать новую мораль. Восторженно
была встречена декабристами драматическая
комедия А. Грибоедова «Горе от ума».
В
«Горе от ума» Грибоедов, блестяще решив
проблему реализма применительно к современной
автору теме, осуществил задачу создания
подлинно национальной, самобытной комедии.
Преодолев традицию классицистической
комедии с характерными для нее морализацией
и однолинейным построением характеров
и использовав достижения романтической
драмы с ее интересом к раскрытию душевного
мира человека, Грибоедов создал произведение
огромной жизненной выразительности драматической
силы, острой сатирической направленности.
Его пьеса является одним из самых ярких
в русском театре проявлений антикрепостнических идей
и в этом смысле она оказала огромное влияние
на все последующее развитие русской драматургии
и актерского искусства.
Произведением
новаторского значения явилась историческая
драма Пушкина «Борис Годунов». Отрицая
формы придворной трагедии классицизма,
романтической драмы Байрона и русских
романтиков, Пушкин стремился дать «вольное
и широкое изображение характеров», показать
связь между судьбой личности и судьбой народа.
«Истина страстей, правдоподобие чувствований
в предполагаемых обстоятельствах--вот
чего требует наш ум от драматического
писателя», -- эта формула Пушкина выражала
не только принцип его собственного творчества,
но и основной принцип русского сценического
реализма, как он определяется в последующие
годы.
- Утверждение реализма в русском театре
Так, в театрах в начале XIX в.
ставились на сцене пьесы так называемого
«высокого жанра», написанные в классическом
стиле, на мифологические или исторические
темы, например пьесы Озерова «Эдип в Афинах»,
«Дмитрий Донской» и другие. Затем на театральной
сцене шли пьесы: Кукольника «Рука всевышнего
отечество спасла», Н. Полевого «Иголкин
- купец Новгородский» и аналогичные им
произведения, написанные в «казенно-патриотическом
духе».
Такие пьесы питались реакционной
идеологией. Они поддерживались царским
правительством. Актеры, игравшие в них,
свои роли исполняли в напыщенном ложноклассическом
стиле. Но с появлением пьес реалистического
содержания судьба пьес такого рода была
решена. Они были вытеснены со сцены после
появления «Горя от ума» Грибоедова, «Ревизора»
Гоголя, произведений Островского. Постановка
на сцене гениальных произведений Грибоедова,
Гоголя, Островского утверждала реализм
и демократические тенденции в театральном
искусстве. Театр играл в это время большую
воспитательную роль, он пробуждал мысль
лучших, передовых людей эпохи.
Развитие русской реалистической
литературы, драматургия Грибоедова, Гоголя,
Тургенева, Сухово-Кобылина, Островского
создавали основу для формирования сценического
реализма. Народность, гуманизм, интерес
к раскрытию всего богатства душевных
переживаний человека, вызванные стремлением
защитить его права и достоинство, многосторонняя
разработка образа простого, «маленького»
человека, ущемленного социальной несправедливостью, характеризуют школу,
созданную великими русскими актерами-реалистами.
Основным методом актерского творчества
становится метод глубокого раскрытия
психологического своеобразия героя путем
внутреннего перевоплощения актера в изображаемое
лицо. Реалистическая школа получает широкое
распространение, становится ведущим
направлением в русском театре .
Утверждение реализма в театре
XIX в. вело к изменению не только метода
актёрского творчества в направлении
всё более полного и жизненно правдивого
воссоздания образа героя, но и к изображению
на сцене конкретно-исторической социальной
обстановки.
- М.С. Щепкин как основоположник реализма в русском
сценическом искусстве и развитие русского театра в первой половине 19 века.
Основоположник реализма в
русском сценическом искусстве, реформатор
русского театра М.С.Щепкин (1788-1863 г.г.)
до 1822 г. был крепостным. С 1805 г. он выступал
на провинциальной, а с 1823 г. и на московской
сцене, с 1824 г. - в Малом театре. Его друзьями
были А.И.Герцен, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский,
Т.Г.Шевченко. Он во многом определял идейные
и художественные позиции Малого театра,
требовал подчинения всего творческого
процесса общей идее, овладения актером
искусством перевоплощения. М.С.Щепкин
прославился в ролях Фамусова («Горе от
ума» А.С.Грибоедова), Городничего («Ревизор»
Н.В.Гоголя), Кузовкина («Нахлебник» И.С.Тургенева).
На принципах М.С.Щепкина воспитывались
многие поколения мастеров русской сцены.
Сценические и этические его принципы
послужили основой системы К.С.Станиславского.
Щепкин разрывает с установившимися
в то время традициями классицизма на
сцене, соблюдая которые, актеры говорили
неестественным, напыщенным языком, принимали
вычурные, деланные позы. Сам Щепкин о
такой манере игры писал следующее: «Припоминаю,
сколько могу, в чем состояло, по тогдашним
понятиям, превосходство игры: его видели
в том, когда никто не говорил своим голосом,
когда игра состояла из крайне изуродованной
декламации, слова произносились как можно
громче и почти каждое слово сопровождалось
жестами. Особенно в ролях любовника декламировали
так страстно, что вспомнить смешно; слова
- любовь, страсть, измена - выкрикивались
так громко, как только доставало силы
в человеке; но игра физиономии не помогала
актеру: она оставалась в том же натянутом,
неестественном положении, в каком являлась
на сцену». Щепкин самым решительным и
бесповоротным образом рвет с этой устарелой
манерой игры. Он говорит на сцене обычным
языком, без ненужного шума, грома и выкриков,
он глубоко выражает в своей игре человеческие
переживания и этим захватывает зрителей.
Словом, Щепкин играл в реалистическом
духе, он был основоположником реалистического
направления в области театрального искусства.
«Он создал правду на русской сцене», -
так писал Герцен о Щепкине. Не случайно
про него Герцен говорил, что Щепкин «был
не театрален на театре».
В своем творчестве Щепкин,
примыкавший к революционной демократии,
блестяще доносил до зрителей обличительный
характер многих произведений, идущих
на сцене. Это устанавливало его тесный
контакт с передовой молодежью, лучшей
частью интеллигенции и другими демократическими
кругами.
Центром реалистического, демократического
направления в театральном искусстве
стал Малый театр, основанный в 1806 г. В
1824 г. состоялся первый спектакль Московского
Малого театра в доме купца Варгина. С
тех пор Малый театр неизменно оставался
важнейшим центром национальной культуры,
и недаром говорили, что в Москве имеются
два университета - один на Моховой, второй
на Театральной площади. Хотя Малый театр
и именовался императорским, однако, как
подчеркивал Луначарский, «русская либеральная
и радикальная общественность отвоевала
у двора Малый театр».
Малый театр ставил произведения
великих русских писателей. С его сцены
никогда не сходили «Горе от ума», «Ревизор»,
произведения Островского. Его постановки
будили передовую мысль, заставляли задумываться
над социальными противоречиями, социальным
злом, страданиями народа, они будили передовых
людей.
Творческая деятельность Щепкина
и других актеров сделала Малый театр
одним из лучших театров мира.
Помимо М. С Щепкина, талантливейшим
актером демократического направления
был Мочалов. Мочалов увлекал своей игрой
особенно разночинские круги, он будил
протест против реакционной действительности.
Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения,
два лучших артиста из всех виденных мною
в продолжении тридцати пяти лет и на протяжение
всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам
на сокровенные силы и возможности русской
натуры, которые делают незыблемой нашу
веру в будущность России». Этим и объясняется
их необыкновенный успех. Видным артистом,
примыкавшим к демократическим кругам,
был Мартынов. Среди аристократических
кругов большой популярностью пользовался
крупный актер того времени Каратыгин.
В целом драматический театр поднялся
в это время в России, в лице Малого театра,
на небывалую высоту. Александрийский
театр, связанный в то время больше с аристократическими
кругами, противодействовавшими проникновению
на его сцену пьес демократического содержания,
не играл такой роли, какую играл Малый
театр.
В первой половине XIX в. в России театральная
жизнь вступила в новую фазу. Существовали
различные виды театров. По-прежнему широко
были распространены крепостные театры,
принадлежавшие русским аристократическим
фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым
и др.). Государственных театров было немного
(Александрийский и Мариинский в Петербурге,
Большой и Малый в Москве). Они находились
под мелочной опекой администрации, которая
постоянно вмешивалась в репертуар и подбор
актеров. Это тормозило театральное творчество.
Начали появляться частные театры, которые,
то разрешались, то запрещались властями.
Драматический театр развивался под воздействием
тех же тенденций, что и литература. В нем
в начале XIX в. господствовали классицизм,
и сентиментализм Позднее появились романтические
пьесы. Ставились произведения европейских
(Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных
авторов. Особенно популярен был Н.В. Кукольник,
написавший ряд исторических пьес. Большим
успехом пользовались сатирические комедии
Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30—40-е годы
XIX в. под влиянием отечественной литературы
в театральном репертуаре стали утверждаться
реалистические традиции. Крупным событием
культурной жизни России стала постановка
пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».