Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:09, реферат
Рене Декарт фр. René Descartes лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достове
Найдя критерий достоверности
в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт
берётся затем доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира. Так как
убеждение в существовании телесного
мира основывается на данных нашего чувственного восприятия
Таким образом, из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
Всё же вместе Декартово
доказательство бытия Божия должно
быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединением антропологической
Установив бытие всесовершенного
Творца, Декарт уже без труда приходит к признанию
относительной достоверности наших ощущений телесного мира, причём строит идею материи как субстанции ил
Таким образом, в понимании
свойств материальности сказыва
Обе эти субстанции — дух и материя
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
В письмах к Шаню, по просьбе королевы Кристины, Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
Отличая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, всё же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает свою совесть посредством вина и табака. Фуллье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
С точки зрения Мамардашвили, Декарта можно отнести к основоположникам ранней экзистенциальной традиции .
Декарт, как и Хайдеггер, выделял два модуса существования, в его терминологии — прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.
Несмотря на кажущийся
парадокс, это наиболее экологичная
форма жизнедеятельности, поскольку
через необходимость она
Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности — помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.
Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта — теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.
Много времени Декарт уделял изучению
законов функционирования животных
организмов. Он считал их тонкими машинами,
способными самостоятельно адаптироваться
к окружающей среде и адекватно
реагировать на внешние воздействия. Испытанное
воздействие передается в мозг, являющийся
резервуаром "животных духов", мельчайших
частиц, попадание которых в мышцы через
поры, открывающиеся вследствие отклонений
мозговой "шишковидной железы" (являющейся
седалищем души), приводит к сокращениям
этих мышц. Движение тела составляется
последовательностью таких сокращений.
Животные лишены душ и не нуждаются в них.
Декарт говорил, что его больше удивляет
наличие души у человека, чем ее отсутствие
у животных. Наличие души у человека, однако,
не бесполезно, так как душа может корректировать
естественные реакции тела.
Влияние Декарта
Декарт оказал громадное влияние на последующую
науку и философию. Европейские мыслители
восприняли от него призывы к созданию
философии как точной науки (Б. Спиноза), к построению метафизики на базе учения
о душе (Дж. Локк, Д. Юм). Декарт активизировал и теологические
споры в вопросе о возможности доказательств
бытия Бога. Огромный резонанс имело обсуждение
Декартом вопроса о взаимодействии души
и тела, на которое откликнулись Н. Мальбранш,
Г. Лейбниц и др., а также его космогонические построения.
Многие мыслители делали попытки формализовать
методологию Декарта (А. Арно, Н. Николь,
Б. Паскаль). В 20 веке к философии Декарта
часто обращаются участники многочисленных
дискуссий по проблемам философии сознания
и когнитивной психологии.
Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В истории математики он занимает весьма видное место. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что
Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены.
Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.
Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.