Роль эпохи возрождения в современном преподавании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Эпоха Возрождения охватыватила период XIII — XVI вв. и ознаменовала собой наступление Нового времени в истории европейской культуры. Мастера Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа в качестве элемента сюжета на заднем плане. Это позволило им создавать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от прежних иконографических традиций, изобилующих условностями в изображении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..2 стр.
Глава 1. Эпоха возрождения. Термин. Общие характеристики……….3 стр.
Периоды эпохи Итальянского возрождения……………….4 стр.
- Проторенессанс
- Раннее возрождение
- Высокое возрождение
- Позднее возрождение
- Северное возрождение
Главные представители эпохи……………………………..8 стр.
Глава 2. Теоретический анализ основ живописи эпохи возрождения как методика развития навыков рисования у школьников.
2.1. Структура проведения урока………………………………….....11 стр.
2.2 Пример проведения урока в 6 классе…………………………...14 стр.
Вывод……………………………………………………………………17 стр.
Список использованной литературы………………………………….18 стр.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ финиш.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..2 стр.

Глава 1. Эпоха возрождения. Термин. Общие характеристики……….3 стр.

    1. Периоды эпохи Итальянского возрождения……………….4 стр.

- Проторенессанс

- Раннее возрождение

- Высокое возрождение

- Позднее возрождение

- Северное возрождение 

    1. Главные представители эпохи……………………………..8 стр.

Глава 2. Теоретический  анализ основ живописи эпохи возрождения  как методика развития навыков рисования у школьников.

2.1.   Структура проведения урока………………………………….....11 стр.

2.2     Пример проведения урока в 6 классе…………………………...14 стр.

Вывод……………………………………………………………………17 стр.

Список использованной литературы………………………………….18 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Эпоха Возрождения охватыватила период XIII — XVI вв. и ознаменовала собой  наступление Нового времени в истории европейской культуры .

Мастера Возрождения, рисуя  картины традиционной религиозной  тематики, начали использовать новые  художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа  в качестве элемента сюжета на заднем плане. Это позволило им создавать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от прежних иконографических традиций, изобилующих условностями в изображении.

Для живописи этого времени  характерно обращение взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям - с точки зрения профессионала, а не только творца.

Я считаю эту тему очень  значимой и актуальной для преподавания в общеобразовательных школах и художественных школах при начальном обучении живописи,  портретной живописи и изучении построения фигуры человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термин «возрождение»

 

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (итал. Rinascimento — «снова» или «заново  рожденный» ) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Термин Возрождение встречается  уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Общая характеристика

 

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений  общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших  в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи  Итальянского возрождения

Проторенессанс

 

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

 

Ранее всего искусство проторенессанса  проявилось в скульптуре (Никколо  и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раннее Возрождение

 

 

Период «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.

 

 Лишь впоследствии, и только  мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

 

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

 

Мастера раннего Возрождения становились  на новый путь в мировом творчестве. Флорентинец Томазо ди Симоне Гвиди, показал себя художником, который  свободно помещает фигуры в пространстве, связывая их действием между собой, наполнял жизненной правдой. Художник смело использует контрастную свето-тень. Мазаччо одним из первых завершил искания художника в области линейной перспективы, а его библейский сюжет переносится в современную Флоренцию, что придает его фрескам общезначимый характер и в полной мере передает их нравственный смысл .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокое Возрождение

 

 

 

 

 

Третий период Возрождения —  время самого пышного развития его  стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.

 

Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позднее Возрождение

 

 

 

 

 

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые  исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция  вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

 

 В Южной Европе восторжествовала  Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главные представители  эпохи

Леонардо да Винчи

 

Искусство Эпохи Возрождения наиболее полно представлено тремя художниками: Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Рафаэль (1483 – 1520), Микеланджело ( 1475 - 1564). Они утвердили основные ценности итальянского Возрождения: интеллект, гармонию и могущество .

Леонардо да Винчи –  итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Один из представителей Высокого Возрождения.  Родился 15 апреля 1452 г. В городе Винчи. Незаконный сын местного нотариуса Пьеро да Винчи. В 1469 году Пьеро переехал с семьей во Флоренцию и основал там свое дело. Семнадцатилетнего Леонардо он отдал в мастерскую лучшего живописца Тосканы Андреа Верроккио. А в 1472 г. юноша вступил в корпорацию художников Флоренции – гильдию Святого Луки.

Клан Медичи, правивший  Флоренцией, за что-то невзлюбил художника. В связи с этим в 1482 г. Леонардо вступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Сфорца по прозвищу Моро («Мавр»), первоначально в качестве устроителя придворных праздников. Затем Леонардо стал исполнять обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, архитектора.

Леонардо было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты. В своем известном трактате о живописи Леонардо мало уделяет места технике и отмечает главным образом лишь то, что выходило из общих правил в его время и являлось в этой области как бы открытием или усовершенствованием. Такой, между прочим, является заметка о живописи темперой на холсте. Холст проклеивался в этом случае слабым раствором клея, и на нем выполнялась живопись. Традиционный белый грунт, таким образом, здесь отсутствовал.

В первом периоде своей художественной деятельности Леонардо писал темперой. Свою масляную живопись он выполнял в манере фламандских мастеров и потому всегда писал на белом грунте. Оконченный рисунок Леонардо оттушевывал коричневой прозрачной краской очень черно, причем в светлых местах не оставлял белого грунта, как то видно на неоконченных произведениях его в Ватикане и Флоренции. Небо на неоконченных картинах школы Леонардо подготовлялось тоже прозрачной коричневой краской.

Леонардо да Винчи оставил  после себя огромное творческое наследство. Он преуспел в искусстве, естественных науках, философии и литературе, ремеслах.

 

 

Микеланджело  Буонаротти

На творчество Микеланджело оказали  влияние идеи современной ему  эпохи. Уже при жизни художника  ходили легенды о фанатизме, с которым он работал. Именно эта нечеловеческая одержимость идеей вкупе с недюжинным талантом позволила ему создать такие произведения, при виде которых и современному человеку трудно поверить, что их мог сотворить простой смертный.

В Ватикане находится капелла, построенная по приказу папы Сикста IV и поэтому названная Сикстинской. Но знаменита она тем, что взору посетителя, входящего под своды капеллы, предстают сцены на библейские темы, которые расположены на... потолке. Каждая фреска звучит как гимн духовной и физической красоте человека, его созидательным возможностям, она поражает тщательной обрисовкой фигур, и все это складывается в грандиозную картину прославления Творца, Человека и Разума.

Над росписью потолка и  стен капеллы Микеланджело работал с 1508 по 1512 год по заказу папы Юлия П. Специально для этих целей вдоль стен капеллы были возведены леса. Лежа на них, живописец мог приступить к осуществлению своего замысла. Изумляют свидетельства современников, согласно которым Микеланджело проводил в таком положении большую часть времени. Часто в капеллу являлся заказчик, чтобы посмотреть, как у живописца продвигается работа. Вспыльчивому, с независимым характером художнику эти визиты казались попытками контроля, и тогда Микеланджело нарочно сбрасывал с лесов различные тяжелые предметы. Разгневанному папе ничего не оставалось, как послушно ретироваться. Такое обращение с первосвященником мог позволить себе только истинный талант, который находится вне границ человеческих условностей.

Микеланджело известен не только как  живописец, но и как прекрасный скульптор, архитектор и даже поэт. Он создал такие  скульптурные шедевры, как статуя «Вакх» (национальный музей, Флоренция), скульптурная группа «Оплакивание Христа» (собор  св. Петра, Рим), статуя «Давид» (Флоренция), «Моисей» (Рим), «Восставший раб» и «Умирающий раб» (Париж, Лувр). Микеланджело разработал проекты библиотеки Лауренциана во Флоренции, собора св. Петра и Капитолия в Риме. В поэзии он известен как автор мадригалов и сонетов, многие из которых переведены на русский язык Андреем Вознесенским.

Информация о работе Роль эпохи возрождения в современном преподавании