Роль личности в культуре модерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:51, реферат

Описание работы

Время модернизма – это время духовного кризиса буржуазного общества. Существование человека-личности всегда носило трагический характер, потому что личность осознавала факт конца человеческой жизни. Сначала психологическую помощь оказывала церковь и религия. Но со временем человек пришел к тому, что личностная свобода стала во главе всех принципов. Это дало возможность человеку реализовывать жизненные проекты без согласования с миром сверхъестественного.

Файлы: 1 файл

Эссе 1.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

ЕВРОПЕЙСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Академический департамент  медиа

 

Бакалаврская программа 

Визуальный дизайн и  медиа

 

 

 

 

 

 

Ахунова Анна

Студентка III курса

Эссе

Контрольное задание  № 1

по курсу                               

«История и теория дизайна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Проверил:

                                                                                          Владимир Голубев

                                                                              

                                                                                                                                                                        

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Вильнюс, 2012

Роль личности в культуре модерна

Время модернизма – это время  духовного кризиса буржуазного  общества. Существование человека-личности всегда носило трагический характер, потому что личность осознавала факт конца человеческой жизни. Сначала  психологическую помощь оказывала церковь и религия. Но со временем человек пришел к тому, что личностная свобода стала во главе всех принципов. Это дало возможность человеку реализовывать жизненные проекты без согласования с миром сверхъестественного. С началом Нового времени религиозная коллективная идентичность ослабла, роль замещения божественного дискурса во многом начинает играть национальная идентичность. Человек модерна пытается в рамках личной биографии разрешить трагическое противоречие между потенцией индивидуального разума и конечностью физического существования. В качестве временного облегчения для решения этой задачи вполне подходят различные трансвременные сущности, в большей или меньшей степени устойчивые к течению времени в сравнении с индивидуальной продолжительностью человеческой жизни.

В процессе формирования общества модерности постепенно получала утверждение личность нового типа. Индивидуальность, независимость личности от коллектива, получили теоретическое обоснование, актуализировавшись в моральных, эстетических и философских концепциях (философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса).1 Статус человека теряет социальную задачу, у личности появляется возможность встраиваться в различные социальные субкультуры, то есть появляется возможность осуществления личной, индивидуальной биографии. Невиданная на более ранних отрезках исторической динамики свобода личностного самоосуществления, привела к еще большей свободе самоотождествления, которое также потеряло статус личности, который определяется обществом независимо от усилий и заслуг личности. 2

Основным отличием модерна стала  линия, но не прямая, а гибкая, извивающаяся, изящная и прихотливая, это «духовная несущая».3 Это символ не только стиля, но и личности того периода. Ведь человек тоже меняется в этот период очень сильно. Ему приходится «изворачиваться» и приспосабливаться к новым условиям и течениям жизни. Потому что через окно прекрасно обустроенного внутри пространства человек видит стремительные перемены в системе власти и сильнейшие социальные потрясения.

Культуру определенного периода, в данном случае модерна, диктуют  личности, обладающие даром убеждения, талантом и сознательностью в своем деле. В эпоху модерна искусство становится открытым народу. И поэтому становится понятно, что нельзя обойтись без принуждения к культурной работе. Так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы негибки и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию личностей, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться контроля над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им. Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что “институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием. Люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей”. 4 Все строения эпохи модерна строились по принципу: «от интерьера к экстерьеру»5. То есть главным было «внутри». Эта характеристика относится и к личности этого времени. Личности в этот период  освобождались от груза традиций и становились свободнее и рискованнее в своем выражении. Внутренняя свобода и стала родительницей модерна, который наполняет уютом и радует эстетов и «гурманов» искусства и сегодня.

 

1 http://rudocs.exdat.com/docs/index-567918.html?page=2

2http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/206865/%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9

3 http://moodle.ehu.lt/mod/resource/view.php?id=7601

4 http://azps.ru/sch/frd/frd42.html

5 http://moodle.ehu.lt/mod/resource/view.php?id=7605




Информация о работе Роль личности в культуре модерна