Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 12:03, реферат
Название романский стиль появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство.
Романская архитектура
Название романский стиль появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско - античной архитектуры.
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство.
Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.
Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны велись практически постоянно. В результате центральная королевская власть теряла свои позиции, что приводило к раздробленности государств.
Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер. Кочевые северо-иранские и тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. На тысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и смены этнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложных военно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог с уверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленных фортификационных сооружений.
Ведущим видом
романского искусства была архитектура.
В каждой стране романский стиль складывался
под воздействием и сильным влиянием местных
традиций — античных, сирийских, византийских,
арабских. Суровость и мощь романских
сооружений были порождены заботами об
их прочности. Строители ограничивались
простыми и массивными формами из камня,
которые впечатляют своей мощью, внутренней
силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Главные объекты архитектуры и строительства,
которым архитектурная практика Европы
обязана романскому стилю – крепость
феодала, монастырский комплекс, базиликальная
церковь и город-крепость. Объектом для
подражания становится архитектура Древнего
Рима, но существенно изменённая (по причине
фортификационного назначения).
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв., илл. 6), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция, илл. 5), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, - особенно бенедиктинский орден, основанный в VI веке в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Именно благодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древних трудов самых различных цивилизаций и конфессий. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.
Монастырские комплексы представляли собой целые поселки и города-крепости. Монастыри вместе с монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры.
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей.
Одной из главных задач при строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).
Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к архитектурному прогрессу.
В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.
Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.
В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 - 1150).
Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.
Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.
Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности.
Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.
В архитектуре романского стиля использовались различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Памятники романского
искусства рассеяны по всей Западной Европе.
Больше всего их во Франции, которая в
11—12 вв. была не только центром философского
и теологического движений, но и широкого
распространения еретических учений,
в известной мере преодолевавших догматизм
официальной церкви. В архитектуре Центральной
и Западной Франции встречаются наибольшее
разнообразие в решении конструктивных
проблем, богатство форм. В ней ярко выражены
черты храма романского стиля. Примером
его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в
Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий
малоосвещенный храм, с простым планом,
с маловыступающим трансептом, со слабо
развитым хором, обрамленным лишь тремя
капеллами. Почти равные по высоте, три
нефа перекрыты полуцилиндрическими сводами
и общей двускатной крышей. Центральный
неф погружен в полумрак — свет проникает
в него через редко расположенные окна
боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута
приземистой трехъярусной башней над
средокрестием. Нижний ярус западного
фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными
арками, уходящими в толщу степы. Движение
вверх, выраженное небольшими островерхими
башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается
горизонтальными фризами со скульптурами
святых. Богатая орнаментальная резьба,
типичная для школы Пуату, стелется по
поверхности стены, смягчая суровость
сооружения.В грандиозных храмах Бургундии,
занявшей первое место среди других французских
школ, были сделаны первые шаги к изменению
конструкции сводчатых перекрытий в типе
базиликального храма с высоким и широким
средним нефом, с множеством алтарей, поперечных
и боковых кораблей, обширным хором и развитым,
радиально расположенным венцом капеллы.
Высокий, трехъярусный центральный неф
был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной
аркой, как в большинстве романских церквей,
а с легкими стрельчатыми очертаниями.
Классический образец такого сложного
типа — грандиозная главная пятинефная
монастырская церковь аббатства Клюни
(1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая
центром деятельности могущественного
клюнийского ордена 11—12 вв., она стала
образцом для многих храмовых построек
Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ
ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая
треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для
них характерно наличие широкого зального
помещения, расположенного перед нефами,
применение высоких башен. Бургундские
храмы отличаются совершенством форм,
четкостью расчлененных объемов, размеренностью
ритма, завершенностью частей, их подчиненностью
целому. Монастырские романские церкви
обычно невелики по размерам, своды невысоки,
трансепты небольшие. При сходной планировке
оформление фасадов было различно. Для
южных областей Франции, у Средиземного
моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой
колонии и римской провинции) характерны
связь с античной позднеримской ордерной
архитектурой, памятники которой сохранились
здесь в изобилии, преобладали простые
по формам и пропорциям зальные храмы,
отличавшиеся богатством скульптурного
декора па фасадах, иногда напоминавших
римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим
в Арле, 12 в.). Видоизмененные купольные
постройки проникали в юго-западные области.
Свои особые черты имели школы Нормандии,
Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, илл.1 ), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
В итальянской архитектуре
не было стилистического единства. Это
в значительной мере обусловлено раздробленностью
Италии и тяготением ее отдельных областей
к культуре Византии или романской — тех
стран, с которыми их связывало длительное
экономическое и культурное общение. Местная
позднеантичная и раннехристианская традиции,
воздействие искусства средневекового
Запада и Востока определили своеобразие
романской архитектуры передовых школ
Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии,
в 11—12 вв. освободившихся от феодальной
зависимости и начавших обширное строительство
городских соборов. Ломбардская архитектура
сыграла важную роль в разработке сводчатой
конструкции и скелета здания. В архитектуре
Тосканы античная традиция проявилась
в законченности и гармоничной ясности
форм, в праздничности облика величественного
ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный
Пизанский собор (1063— 1118, илл. 3), баптистерий
(крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня
— кампанила (Пизанская башня, начата
в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв., илл. 2)
и кладбище Камио-Санто. Каждое здание
выступает свободно, выделяясь простыми
замкнутыми объемами куба и цилиндра и
сверкающей белизной мрамора на покрытой
зеленой травой площади у берега Тирренского
моря. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Изящные беломраморные романские аркады
с римско-коринфскими и композитными капителями
членят фасад и наружные стены всех сооружений
на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая
конструкцию. Большой по размерам собор
производит впечатление легкости, которое
усилено инкрустациями цветного мрамора
темно-красного и темно-зеленого цвета
(подобный декор был характерен для Флоренции,
где получил распространение так называемый
«инкрустационный стиль»). Эллиптический
купол над средокрестием завершал его
ясный и гармонический образ.