Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования. XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.
Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития.
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1 Романтизм как направление в искусстве……………………………….5
1.1. Основные черты романтизма……………………………………………...5
1.2. Романтизм в русской живописи………………………………………….10
Глава 2 Анализ картин художников 19 века………………………………..….22
2.1Анализ картины В.А. Тропинина «портрет А.С. Пушкина»……………...22
2.2Анализ картиныО.А. Кипренского «портрет А.С. Пушкина»………...…27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...
Подобные решения трудно найти в русском портретном искусстве того времени, где уже в середине XVIII века громко звучали гражданские и и гуманистические мотивы и личность человека никогда не порывала крепких связей с окружением. Мечтая о лучшем, социально-демократическом устройстве, люди в России той эпохи отнюдь не отрывались от реальной действительности, сознательно отвергали индивидуалистический культ “личной свободы”, расцветавший в Западной Европе, взрыхленной буржуазной революцией. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Стоит только сопоставить “Автопортрет” Орловского с “Автопортретом” Кипренского, чтобы тотчас бросилось в глаза серьезное внутренне различие обоих портретистов.
Кипренский также “героизирует” личность человека, но он показывает ее подлинные внутренние ценности. В лице художника зритель различает черты сильного ума, характера, нравственную чистоту.
Весь облик Кипренского овеян удивительным благородством и гуманностью. Он способен различать “доброе” и “злое” в окружающем мире и, отвергая второе, любить и ценить первое, любить и ценить людей-единомышленников. Вместе с тем перед нами, несомненно, сильная индивидуальность, гордая сознанием ценности своих личных качеств. Точно такая же концепция портретного образа лежит и в основе известного героического портрета Д. Давыдова работы Кипренского.
Орловский по сравнению с Кипренским, более ограниченно, более прямолинейно и внешне разрешает образ “сильной личности”, явно ориентируясь при этом на искусство буржуазной Франции. Когда смотришь на его “Автопортрет”, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Внутреннюю близость к французскому портретному искусству обнаруживает и профильный “Автопортрет” Орловского 1810 года, с его культом индивидуалистической “внутренней силы”, правда, лишенный уже резкой “набросочной” формы “Автопортрета” 1809 года или “Портрета Дюпора”. В последнем Орловский так же, как и в “Автопортрете”, применяет эффектную, “героическую” позу с резким, почти перекрестным движением головы и плеч. Он подчеркивает неправильное строение лица Дюпора, его всклокоченные волосы, имея целью создать самодовлеющий в своей неповторимой, случайной характерности портретный образ.
"Пейзаж должен быть
портрет", - писал К. Н. Батюшков. Этой
установки в своем творчестве
придерживалось большинство
Молодой Орловский
видел в природе лишь
Иной характер носили пейзажи С. Ф. Щедрина. Их наполняет гармония сосуществования человека и природы ("Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто", 1827). Многочисленные виды Неаполя его кисти пользовались необычайным успехом.
В блистательных картинах И. К. Айвазовского ярко воплотились романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умением сражаться до конца. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью, и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов ("Вид Одессы в лунную ночь", "Вид Константинополя при лунном освещении", оба - 1846).
Тема природной стихии и человека, застигнутого врасплох, - излюбленная тема романтического искусства, по-разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. Работы были основаны на реальных событиях, но смысл изображений состоял не в объективном их пересказе. Типичным примером может служить картина Петра Басина "Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима" (1830). Она посвящена не столько описанию конкретного события, сколько изображению страха и ужаса человека, столкнувшегося с проявлением стихии.
Вывод
Романтизм в России как мироощущение существовал в своей первой волне с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников "Голубой розы". Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.
Глава 2. Анализ картин художников России 19 века Василия Андреевича Тропинина и Ореста Адамовича Кипренского «портрет А.С. Пушкина».
2.1. Картина Василия Андреевича Тропинина «портрет А.С. Пушкина»
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид».
Василий Андреевич Тропинин – автор одного из немногих прижизненных портретов Александра Сергеевича Пушкина. Великий поэт хотел подарить этот портрет своему другу С.А.Соболевскому. На нем Пушкин изображен в халате с расстегнутым воротом белой рубашки и небрежно повязанным шарфом. Непринужденность позы, одежды ярко раскрывают черты характера: открытость, независимость, чувственность. Под кистью мастера портрет Пушкина наполнился поэтически-возвышенной атмосферой, задумчивый взгляд героя придает образу романтичность и монументальность. Мастера сразу высоко оценили работу Тропинина, с неё сделали несколько копий. Но затем подлинник портрета Пушкина надолго пропал. Долгое время судьба картины оставалась неизвестной. Здесь надо сказать, что Тропинин прожил долгую жизнь, около 80 лет. И вот в старости ему удалось вновь увидеть свою работу. Портрет Пушкина случайно нашли в захудалой меняльной лавке и принесли Тропинину, чтобы подтвердить подлинность. Его попросили также отреставрировать произведение. Автор сразу узнал вою работу, однако обновлять своё творение оказался, пояснив, что «…не смеет трогать черты, положенные с натуры…». Он лишь слегка почистил портрет Пушкина.
Родился В. А. Тропинин
в семье крепостных графа А.
С. Миниха; позднее в качестве "приданого"
за дочерью Миниха был
Здесь Тропинину дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, украсившие впоследствии дом Моркова, расписывать местную церковь и писать для нее иконы, а также работать над галереей семейных портретов своих хозяев.
Незлобивый и добрый
по натуре, Тропинин со смирением
переносил превратности судьбы,
не ожесточился, не впал в депрессию
от сознания несоответствия
Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян, изображение сельской свадьбы. Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах "Украинская девушка с Подолья" (1800-е), "Мальчик с жалейкой" (1810-е), "Украинец с палкой", "Пряха" (обе 1820-е) и др. Стремясь создать живые, непринужденные образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушенный - преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.
В 1821 г. Тропинин вместе с семейством Морковых переселяется в Москву. Здесь многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную. Лишь в 1823 г. сорокасемилетний художник обрел наконец долгожданную свободу.
Ощутив себя незащищенным ни положением в обществе, ни состоянием, Тропинин спешил официально подтвердить звание художника. Благодаря ходатайству известного издателя П. П. Свиньина и своего старого академического учителя С. С. Щукина, он в сентябре 1823 г. представляет Совету Петербургской АХ картины "Кружевница", "Нищий старик" (обе 1823) и "Портрет художника Е. О. Скотникова" (1821) и получает звание назначенного, а в следующем году, написав "Портрет К. А. Леберехта", становится академиком. Тропинину предложили остаться преподавать в АХ, но, дорожа творческой свободой, художник отказался и вернулся в дорогую его сердцу Москву. Здесь его творчество достигло наивысшего расцвета. Вслед за "Кружевницей", принесшей ему популярность мастера женских образов, Тропинин пишет картины "Золотошвейка" (1825), "За прошивками" (1830), в которых воплотились представления художника о лучших качествах женщины - приветливости, мягкости, домовитости. Определенная идеализация этих образов объясняется не только эстетическими вкусами эпохи, но и особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего. Обаяние, привлекательность женских образов сохранятся и в последующих его жанровых портретах: "Девушка со свечой" (1830-е), "Женщина в окне (Казначейша)" (1841), "Девушка с горшком роз" (1850) и др.
О портрете работы В.А.Тропинина московская газета "Телеграф" писала: "Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие". Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком трехчетвертном повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
Лицо поэта оттеняется белизной приподнятого шелковым шейным платком ворота рубашки. В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира. Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. Изображены лишь несколько говорящих деталей – бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение.